54. Государственное управление в области образования.
Одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации является право на образование. Данное право регулируется Федеральными законами: федеральным законом «Об образовании» и федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Получение гражданином Российской Федерации того или иного уровня образования подразумевает достижение им определенного образовательного ценза, который подтверждается соответствующим документом. Государственное управление в области образования подразумевает наличие следующих основных принципов:
ярко выраженный гуманистический характер образования, который подразумевает приоритет общечеловеческих ценностей, включающий здоровье человека и свободное развитие личности;
уважение к правам и свободам гражданина, воспитание трудолюбия, любви к окружающие природе, семье, Родине;
единство образовательного и культурного федерального пространства;
защита национальных культур граждан Российской Федерации;
уважение к религиозным традициям и особенносям многонационального российского государства;
общедоступность образования;
адаптивность системы образования к особенностям развития и подготовки учащихся;
светский характер образования;
свобода и плюрализм мнений в образовании;
демократический характер управления образованием;
автономность образовательных учреждений.
Как и любой другой процесс, процесс получения образования управляем. На низшем уровне он управляет самим педагогическим работником. На государственном уровне процесс управления образованием находится под контролем государственных органов управления образованием. Под процессом управления подразумевается целенаправленная деятельность субъекта управления различного уровня, которая обеспечивает оптимальное функционирование и развитие системы образования и переводит ее на новый уровень развития. В Российской Федерации созданы и функционирую следующие органы управления системой образования:
федеральные центральные органы управления образованием;
федеральные ведомственные органы управления образованием;
органы управления образования на уровне субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации «О системе управление образованием в Российской Федерации» установило иерархию органов управления системой образования Российской Федерации.
Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования(ст.28)
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:
1) разработка и реализация государственной политики в области образования;
2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области образования;
2.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;
3) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;
4) формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования;
5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;
7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
7.1) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования;
8) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений;
10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
11) установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;
Комментарий ГАРАНТа
- 1. Система государственного управления как учебная и научная дисциплина.
- 2. Содержание понятия «управление». Специфика государственного управления.
- 3. Методологические подходы к анализу процессов государственного управления.
- 4. Институциональный подход к пониманию системы государственного управления.
- 5. Развитие науки о гос. Управлении
- 6 . Сущность и основные характеристики государства
- Демократический режим проявляется в следующих чертах:
- Авторитарный режим предполагает:
- Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты:
- 8. Классификация государств по формам правления.
- 9. Классификация государств по политико-административному устройству.
- 10. Основы организации власти в современном демократическом обществе
- 11. Функции государства
- 12. Система функций государственного управления.
- 13. Методы государственного управления.
- 14. Виды гос. Органов рф
- 15. Президент рф в системе государственных органов рф.
- 16. Устройство и функционирование законодательной власти рф.
- 17. Органы исполнительной власти рф.
- 18. Организация судебной власти рф.
- 19. Органы власти особой компетенции в рф.
- 20. Особенности российского федерализма
- 22. Система фо. Институт полномочных представителей Президента рф.
- 23. Институт президентства в чр
- 24. Организация и функционирование законодательной власти в чр
- 25. Органы исполнительной власти чр
- 26. Виды и уровни государственной политики
- 27. Государственные управленческие решения
- 28. Виды и формы государственных управленческих решений
- 29. Государственная служба как социально-правовой институт и сфера человеческой деятельности
- 30. Виды гос. Службы
- 31. Правовой статус государственного гражданского служащего
- 32. Классификация государственных гражданских служащих
- 33. Профессиональная культура государственного управления
- 34. Сущность, цели и задачи административной реформы в рф
- 35. Концепция национальной безопасности России
- 37. Сгу Великобритании
- 38. Система государственного управления Франции
- 39. Сгу Германии
- 40.Система государственного управления Украины.
- 41. Сгу Белоруссии
- 42. Сгу Казахстана
- 43. Система государственного управления одного из субъектов рф (по выбору студента, кроме Чувашской Республики).Татарстан.
- 44.Государственное антимонопольное регулирование
- 45 .Государственное регулирование вэд
- 46. Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования.
- 47. Государственное управление налогообложением.
- 48. Государственная инвестиционная политика
- 49. Управление топливно-энергетическим комплексом
- 50. Управление агропромышленным комплексом.
- 51. Государственная политика в области науки и технологии.
- 52. Государственная промышленная политика.
- 53. Государственное управление в области здравоохранения.
- 54. Государственное управление в области образования.
- 55. Государственная политика в области занятости населения
- 56.Социальная защита населения: понятие, цели и функции
- 57.Государственное управление в сфере культуры
- 58.Региональная политика