logo
SGU_ekzamen_1

54. Государственное управление в области образования.

Одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации является право на образование. Данное право регулируется Федеральными законами: федеральным законом «Об образовании» и федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Получение гражданином Российской Федерации того или иного уровня образования подразумевает достижение им определенного образовательного ценза, который подтверждается соответствующим документом.  Государственное управление в области образования подразумевает наличие следующих основных принципов:

Как и любой другой процесс, процесс получения образования управляем. На низшем уровне он управляет самим педагогическим работником. На государственном уровне процесс управления образованием находится под контролем государственных органов управления образованием. Под процессом управления подразумевается целенаправленная деятельность субъекта управления различного уровня, которая обеспечивает оптимальное функционирование и развитие системы образования и переводит ее на новый уровень развития.  В Российской Федерации созданы и функционирую следующие органы управления системой образования:

Постановление Правительства Российской Федерации «О системе управление образованием в Российской Федерации» установило иерархию органов управления системой образования Российской Федерации.

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования(ст.28)

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

1) разработка и реализация государственной политики в области образования;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области образования;

2.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

3) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

4) формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования;

5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;

7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

7.1) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования;

8) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений;

10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

11) установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;

Комментарий ГАРАНТа