52. Государственная промышленная политика.
В стратегическом плане промышленная политика ориентируется на развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, работающих на удовлетворение внутреннего спроса, экспорт продукции высокотехнологических производств. В текущем плане задачами промышленной политики являются преодоление спада, низкой инвестиционной активности и неполной загрузки оборудования, деградации технологической структуры, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Для этого используются следующие основные рычаги: • Поддержка проектов, базирующихся на новых высокоэффективных технологиях.
• Создание благоприятного климата для прямых инвестиций, в том числе облегчение налогового бремени для реального сектора, трансформация сбережений населения в инвестиции.
• Протекционизм развития легкой, пищевой промышленности, стимулирование конечного спроса на отечественные товары, в том числе с помощью роста госзакупок, контроля за закупками оборудования за рубежом, воздействия на обменный курс рубля, инвестиционной эмиссии.
• Поддержка отечественных экспортеров на мировом рынке и защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции зарубежных фирм.
• Замораживание цен естественных монополий на первичные ресурсы.
По направлениям реализации промышленной политики предприятия делятся на три группы:
1. Предприятия экспортно-ориентированных отраслей (нефть, газ, лес, алмазы). Они имеют все возможности и необходимые условия для развития на собственной финансовой базе и не нуждаются в прямой государственной поддержке.
2. Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка: авиация, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, вооружение, частично машиностроение и электроника, биотехнология. Это сектор потенциальных и реальных высоких технологий. Он может рассчитывать на все формы государственной поддержки: госзаказ, инвестиции, субсидии и др. При этом приоритет получают высокоэффективные проекты, в которых государство участвует на долевых началах с частными инвесторами и реализация которых окупит затраты в течение полутора-2х лет.
3. Отрасли с большим техническим отставанием: автомобильное, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая, пищевая промышленность. Они должны самостоятельно приспосабливаться к рынку. Однако предприятиям могут предоставляться кредиты под гарантированные эффективные проекты под жестким госконтролем за их расходованием. Государство также защищает эти отрасли дозированным протекционизмом с помощью снижающихся импортных тарифов (в пределах, допускаемых международными нормами), сертификации иностранной продукции, антидемпинговых процедур, нетарифного регулирования.
Проводниками промышленной политики являются федеральные органы исполнительной власти. В результате приватизации рычаги влияния на предприятия перешли к министерствам экономического блока, приоритетным стало функциональное управление. Если прежде экономические блоки управления обслуживали отраслевые, то теперь, наоборот, отраслевые блоки обслуживают экономические.
Функциональные службы обеспечивают инвестиции и структуризацию, развитие предпринимательства и внутреннего рынка, анализ, информатику. Решения по выделению бюджетных средств, кредитов предприятиям, предоставлению льгот принимаются через посредничество Минфина России, Министерства экономического развития и торговли России. Отраслевые министерства функционируют в основном в сфере естественных монополий, природных ресурсов, транспорта, а также в непроизводственной сфере. Они проводят государственную промышленную политику в подведомственных отраслях, реализуют целевые и межгосударственные программы, размещают заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд, управляют унитарными предприятиями. За отраслевыми структурами остаются также технология, конкурентоспособность продукции. Однако когда отраслевые органы федерального управления сведены к минимуму, только функциональные службы не смогут решить стоящие перед промышленностью задачи, тем более что их деятельность связана преимущественно с институциональными преобразованиями, не затрагивающими непосредственно материальные основы производства.
Поэтому формируется среднее между Центром и предприятиями звено управления, которое берет на себя часть прежних функций отраслевых министерств, но находится ближе к производству и лучше приспособляется к рыночным условиям. Характерными чертами таких управленческих структур являются соединение промышленного и финансового капитала, наличие в едином комплексе крупных и малых предприятий, страховых фирм и банков, предприятий независимо от форм собственности.
В мировой экономике погоду делают крупные государственные и корпоративные структуры.
Наибольшее правовое обеспечение получили финансово-промышленные группы.
Финансово-промышленную группу (ФПГ) образует совокупность юр лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные ресурсы.
Состав ФПГ определяется следующими условиями: • В ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие (кроме общественных) организации, в том числе и иностранные,
• Участие более чем в одной ФПГ не допускается.
• Среди участников обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, банков или иных кредитных организаций.
• Дочерние хозяйственные общества и предприятия входят в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом.
Участники, подписавшие договор о создании ФПГ, учреждают центральную компанию, которая яв-ся юр лицом (хозяйственное общество, ассоциация) и уполномочена на ведение общих дел. Центральная компания выступает от имени участников в отношениях, связанных с деятельностью ФПГ, ведет сводный учет и баланс и выполняет другие функции в соответствии с уставом.
Основной целью ФПГ яв-я технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ. Деятельность ФПГ осуществляется ее. участниками в соответствии с договором и организационным проектом. По обязательствам центральной компании участники несут солидарную ответственность. Высшим органом управления ФПГ является Совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Компетенция Совета управляющих определяется договором о создании ФПГ.
Государство оказывает поддержку деятельности ФПГ. Их участники получили право самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений. По решению Правительства РФ предоставляются инвестиционные кредиты, гос гарантии для привлечения инвестиций. Банк России может предоставлять банкам — участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиции, льготы по нормам обязательных резервов и другим нормативам.
В составе ФПГ — 90 финансово-кредитных учреждений; свыше тысячи промышленных предприятий, общая численность работающих — более 2 млн чел.
ФПГ яв-ся эффективным средством реализации приоритетов структурной политики и концентрации инвестиционных ресурсов. Они способны сочетать горизонтальную и вертикальную интеграцию (районные ФПГ) и на этой основе расширить внутренний рынок своей продукции, затем выйти на мировой и стать по мощности в один ряд с крупными зарубежными фирмами.
Инструментом гос промышленной политики яв-ся также холдинговые системы. Холдинги централизуют функции управления дочерними предприятиями. Они создаются как со 100%-м участием государственного капитала, так и с участием государства в форме владения крупными пакетами акций входящих в холдинг предприятий.
Предприятия объединяются в холдинг для повышения конкурентоспособности производства, технологических прорывов. Холдингу легче привлечь внутренние и внешние частные инвестиции, так как риск меньше, чем вложения в отдельно взятое предприятие. В функции холдинга входят также страхование предприятий, лизинг, ликвидация неплатежей. Холдинги могут наделяться статусом правительственного агента при международных переговорах.
Координирует в масштабе страны проведение промышленной политики Совет по промышленной политике при Правительстве РФ. Это экспортно-консультативный орган, обеспечивающий взаимодействие руководителей предприятий, банков, научных организаций с федеральными органами управления, консолидацию их усилий для реализации промышленной политики. К работе в Совете привлекаются специалисты органов государственного управления, ведущие ученые, предприниматели России и других стран. Рекомендации Совета при необходимости реализуются решениями Правительства РФ.
- 1. Система государственного управления как учебная и научная дисциплина.
- 2. Содержание понятия «управление». Специфика государственного управления.
- 3. Методологические подходы к анализу процессов государственного управления.
- 4. Институциональный подход к пониманию системы государственного управления.
- 5. Развитие науки о гос. Управлении
- 6 . Сущность и основные характеристики государства
- Демократический режим проявляется в следующих чертах:
- Авторитарный режим предполагает:
- Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты:
- 8. Классификация государств по формам правления.
- 9. Классификация государств по политико-административному устройству.
- 10. Основы организации власти в современном демократическом обществе
- 11. Функции государства
- 12. Система функций государственного управления.
- 13. Методы государственного управления.
- 14. Виды гос. Органов рф
- 15. Президент рф в системе государственных органов рф.
- 16. Устройство и функционирование законодательной власти рф.
- 17. Органы исполнительной власти рф.
- 18. Организация судебной власти рф.
- 19. Органы власти особой компетенции в рф.
- 20. Особенности российского федерализма
- 22. Система фо. Институт полномочных представителей Президента рф.
- 23. Институт президентства в чр
- 24. Организация и функционирование законодательной власти в чр
- 25. Органы исполнительной власти чр
- 26. Виды и уровни государственной политики
- 27. Государственные управленческие решения
- 28. Виды и формы государственных управленческих решений
- 29. Государственная служба как социально-правовой институт и сфера человеческой деятельности
- 30. Виды гос. Службы
- 31. Правовой статус государственного гражданского служащего
- 32. Классификация государственных гражданских служащих
- 33. Профессиональная культура государственного управления
- 34. Сущность, цели и задачи административной реформы в рф
- 35. Концепция национальной безопасности России
- 37. Сгу Великобритании
- 38. Система государственного управления Франции
- 39. Сгу Германии
- 40.Система государственного управления Украины.
- 41. Сгу Белоруссии
- 42. Сгу Казахстана
- 43. Система государственного управления одного из субъектов рф (по выбору студента, кроме Чувашской Республики).Татарстан.
- 44.Государственное антимонопольное регулирование
- 45 .Государственное регулирование вэд
- 46. Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования.
- 47. Государственное управление налогообложением.
- 48. Государственная инвестиционная политика
- 49. Управление топливно-энергетическим комплексом
- 50. Управление агропромышленным комплексом.
- 51. Государственная политика в области науки и технологии.
- 52. Государственная промышленная политика.
- 53. Государственное управление в области здравоохранения.
- 54. Государственное управление в области образования.
- 55. Государственная политика в области занятости населения
- 56.Социальная защита населения: понятие, цели и функции
- 57.Государственное управление в сфере культуры
- 58.Региональная политика