1. Система государственного управления как учебная и научная дисциплина.
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность вытекает из практики государственного управления как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (то есть соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, данных публичной властью.
СГУ представляет собой научную дисциплину, изучающую организацию государственного управления социально-экономическими процессами в обществе. Предметом СГУ являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической и экономической систем.
Задачей СГУ как учебной дисциплины является, прежде всего, изучение комплексного, системного характера деятельности государства, и выявления общих составляющих этой деятельности.
Структура дисциплины государственного управления оказывается ближе к другим социальным и даже к техническим наукам, чем к гуманитарным. Здесь также основой структурирования выступает многоуровневая градация от наиболее общих теорий, через теории среднего уровня, более частные алгоритмы и схемы - к конкретным технологиям и отдельным рекомендациям. Как и в других научных дисциплинах, имеющих широкое прикладное значение, развитие практики оказывается невозможным без развития теории: сложность практики требует обоснованности, выверенности, просчитанности, и, с другой стороны, теория обладает часто “прямым действием”. Более того - зачастую и адекватное понимание конкретных управленческих ситуаций невозможно без знания теории.
Однако как раз теория государственного управления является наиболее многоликой и неоднозначной составляющей этой дисциплины. С одной стороны, разные теоретические проблемы разрабатываются с использованием концептуального аппарата разных дисциплин (вопросы мотивации - психологии, теория государства - права и политологии, проблема коммуникации - психологии и математической теории информации и т.д.). С другой стороны, одни и те же концепции и категории принимают разные значения, имеют разный смысл в своих “родных” дисциплинах и в теории государственного управления. Достаточно сравнить значение понятий “децентрализация” или “функции” в праве и управлении, или понятия “авторитарность” в психологии, политологии и управлении. Та же неоднозначность присутствует и на более прикладных, более частных уровнях науки государственного управления.
- 1. Система государственного управления как учебная и научная дисциплина.
- 2. Содержание понятия «управление». Специфика государственного управления.
- 3. Методологические подходы к анализу процессов государственного управления.
- 4. Институциональный подход к пониманию системы государственного управления.
- 5. Развитие науки о гос. Управлении
- 6 . Сущность и основные характеристики государства
- Демократический режим проявляется в следующих чертах:
- Авторитарный режим предполагает:
- Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты:
- 8. Классификация государств по формам правления.
- 9. Классификация государств по политико-административному устройству.
- 10. Основы организации власти в современном демократическом обществе
- 11. Функции государства
- 12. Система функций государственного управления.
- 13. Методы государственного управления.
- 14. Виды гос. Органов рф
- 15. Президент рф в системе государственных органов рф.
- 16. Устройство и функционирование законодательной власти рф.
- 17. Органы исполнительной власти рф.
- 18. Организация судебной власти рф.
- 19. Органы власти особой компетенции в рф.
- 20. Особенности российского федерализма
- 22. Система фо. Институт полномочных представителей Президента рф.
- 23. Институт президентства в чр
- 24. Организация и функционирование законодательной власти в чр
- 25. Органы исполнительной власти чр
- 26. Виды и уровни государственной политики
- 27. Государственные управленческие решения
- 28. Виды и формы государственных управленческих решений
- 29. Государственная служба как социально-правовой институт и сфера человеческой деятельности
- 30. Виды гос. Службы
- 31. Правовой статус государственного гражданского служащего
- 32. Классификация государственных гражданских служащих
- 33. Профессиональная культура государственного управления
- 34. Сущность, цели и задачи административной реформы в рф
- 35. Концепция национальной безопасности России
- 37. Сгу Великобритании
- 38. Система государственного управления Франции
- 39. Сгу Германии
- 40.Система государственного управления Украины.
- 41. Сгу Белоруссии
- 42. Сгу Казахстана
- 43. Система государственного управления одного из субъектов рф (по выбору студента, кроме Чувашской Республики).Татарстан.
- 44.Государственное антимонопольное регулирование
- 45 .Государственное регулирование вэд
- 46. Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования.
- 47. Государственное управление налогообложением.
- 48. Государственная инвестиционная политика
- 49. Управление топливно-энергетическим комплексом
- 50. Управление агропромышленным комплексом.
- 51. Государственная политика в области науки и технологии.
- 52. Государственная промышленная политика.
- 53. Государственное управление в области здравоохранения.
- 54. Государственное управление в области образования.
- 55. Государственная политика в области занятости населения
- 56.Социальная защита населения: понятие, цели и функции
- 57.Государственное управление в сфере культуры
- 58.Региональная политика