logo
SGU_ekzamen_1

3. Методологические подходы к анализу процессов государственного управления.

Государственное управление - сложнейший феномен. Образующие его подсистемы в приближенном рассмотрении предстают как самостоятельные сложные целостности. При анализе системы государственного управления допустимы различные подходы. 1. Институциональный подход, при котором предметом изучения избирается совокупность институтов, учреждений, участвующих в разработке и осуществлении управленческих (политических, административно-правовых) решений: госорганы различных уровней, институты политического опосредования (партии и движения, группы интересов и т.д.).

Он доминировал до 20-30-х г.г. XX века, после него стали появляться альтернативы.

Сущность: он рассматривает СГУ через призму содержания деятельности политических институтов, существующих в обществе (наличие/ отсутствие конституционных НПА, устанавливает существование представительных органов в системе гос. власти, закрепляющих формы МСУ, судебная система и т.д.)

Существует 3 основных направления:

1) конституционный подход;

2) public administration (гос. и муниципальное управление)основное внимание уделяется вопросам эффективности гос. управления;

3) неоинституционализм. В отличие от предшествующего больший акцент на самостоятельности политических институтов в политическом процессе (выявление основных факторов, которые определяют политику, направление государства, попытку создать неформальные структуры политических институтов, анализ поведения субъектов гос. управления).

2. Бихевиорализм. Его пик приходится на 50-60-е г.г. XX века.

Сущность: институты практически не анализируются, анализируются механизмы управления, обращение внимания на поведение людей в процессе управления. В работе бихевиористов используются: моделирование политического поведения, опросные методы, наблюдение. Сущность их исследований в том, чтобы дать практические советы для структурного управления.

Недостатки:

1) основное внимание бихевиористы уделяют внешнему поведению людей, тех условий, которые влияют на это поведение, ценности, мотивы игнорируются;

2) они пытаются отказаться от политической и исторической конкретики и пытаются вывести универсальную формулу, применяемую ко всем государствам и эпохам, объясняющие механизм политического действия.

3. Структурно-функциональный подход предполагает концентрацию внимания исследователя на классификации функций, дифференциации структурных подразделений, организационных ресурсов госорганов и всей системы управления в целом.

Общество – это система, которая состоит из элементов и связей между ними. Взаимосвязанные элементы образуют структуру системы, каждый элемент выполняет определенную функцию. Главная цель этих функций – обеспечить целостность системы, гомеостазис. Состояние и поведение элементов системы объясняется потребностями в выполнении функций, поэтому главная задача исследования состоит в выявлении структуры и функций, которые они выполняют.

Заслуги при изучении СГУ при помощи данного подхода:

1) гос. управление стало рассматриваться как система;

2) были выделены элементы гос. управления;

3) выделены основные функции гос. управления, неформальные механизмы функционирования.

Недостатки:

1) исследование крупных структур, а не маленьких проблем;

2) поведение субъектов гос. Управления рассматривается как производная от их функций;

3) практически ничего не говорится о конфликтах, которые могут возникать в рамках гос. управления.

4. Социологический подход. СГУ рассматривается в разрезе социальных и социокультурных факторов (демографич., разделение труда, система социальных мыслей). Официальное признание – 50-е г.г. XX века, когда появились социологические опросы и их начали активно проводить.

5 . Теория рационального выбора пришла из экономики. Основатель – Даунс (экономическая теория демократии), Блэк (вводит понятие предпочтений, объяснение действий гос. Управления.). Одно из направлений здесь – теория игр.

Сущность:

1) структура управления, политика и общество в целом вторичны по отношению к человеку, человек их производит, исходя из собственных интересов и предпочтений;

2) интересы и предпочтения человека эгоистичны по своей природе, человек стремится к максимально собственной выгоде;

3) человек способен расположить свои предпочтения рационально в соответствии с максимальной выгодой;

4) преследуя свои собственные интересы и предпочтения, люди взаимодействуют друг с другом и создают определенные политические и управленческие институты, причем институты пытаются менять предпочтения людей, а люди/ индивиды пытаются изменять политические институты исходя из своих собственных предпочтений и институтов.

6. Дискурсный подход (постмодернистский). Дискурс – совокупность понятий, которое объясняют явление.

Понятие с т.зр. дискурсного подхода подразделяется на неск. уровней:

1) простейший ур. – словарь, образуемый набором знаков и создающий определенный перечень смыслов;

2) слова/ понятия объединяются с помощью кода, между ними возникает опред. целостность;

3) когда эти понятия и слова начинают использоваться в сообщениях и действиях субъектов управления.