3. Методологические подходы к анализу процессов государственного управления.
Государственное управление - сложнейший феномен. Образующие его подсистемы в приближенном рассмотрении предстают как самостоятельные сложные целостности. При анализе системы государственного управления допустимы различные подходы. 1. Институциональный подход, при котором предметом изучения избирается совокупность институтов, учреждений, участвующих в разработке и осуществлении управленческих (политических, административно-правовых) решений: госорганы различных уровней, институты политического опосредования (партии и движения, группы интересов и т.д.).
Он доминировал до 20-30-х г.г. XX века, после него стали появляться альтернативы.
Сущность: он рассматривает СГУ через призму содержания деятельности политических институтов, существующих в обществе (наличие/ отсутствие конституционных НПА, устанавливает существование представительных органов в системе гос. власти, закрепляющих формы МСУ, судебная система и т.д.)
Существует 3 основных направления:
1) конституционный подход;
2) public administration (гос. и муниципальное управление)основное внимание уделяется вопросам эффективности гос. управления;
3) неоинституционализм. В отличие от предшествующего больший акцент на самостоятельности политических институтов в политическом процессе (выявление основных факторов, которые определяют политику, направление государства, попытку создать неформальные структуры политических институтов, анализ поведения субъектов гос. управления).
2. Бихевиорализм. Его пик приходится на 50-60-е г.г. XX века.
Сущность: институты практически не анализируются, анализируются механизмы управления, обращение внимания на поведение людей в процессе управления. В работе бихевиористов используются: моделирование политического поведения, опросные методы, наблюдение. Сущность их исследований в том, чтобы дать практические советы для структурного управления.
Недостатки:
1) основное внимание бихевиористы уделяют внешнему поведению людей, тех условий, которые влияют на это поведение, ценности, мотивы игнорируются;
2) они пытаются отказаться от политической и исторической конкретики и пытаются вывести универсальную формулу, применяемую ко всем государствам и эпохам, объясняющие механизм политического действия.
3. Структурно-функциональный подход предполагает концентрацию внимания исследователя на классификации функций, дифференциации структурных подразделений, организационных ресурсов госорганов и всей системы управления в целом.
Общество – это система, которая состоит из элементов и связей между ними. Взаимосвязанные элементы образуют структуру системы, каждый элемент выполняет определенную функцию. Главная цель этих функций – обеспечить целостность системы, гомеостазис. Состояние и поведение элементов системы объясняется потребностями в выполнении функций, поэтому главная задача исследования состоит в выявлении структуры и функций, которые они выполняют.
Заслуги при изучении СГУ при помощи данного подхода:
1) гос. управление стало рассматриваться как система;
2) были выделены элементы гос. управления;
3) выделены основные функции гос. управления, неформальные механизмы функционирования.
Недостатки:
1) исследование крупных структур, а не маленьких проблем;
2) поведение субъектов гос. Управления рассматривается как производная от их функций;
3) практически ничего не говорится о конфликтах, которые могут возникать в рамках гос. управления.
4. Социологический подход. СГУ рассматривается в разрезе социальных и социокультурных факторов (демографич., разделение труда, система социальных мыслей). Официальное признание – 50-е г.г. XX века, когда появились социологические опросы и их начали активно проводить.
5 . Теория рационального выбора пришла из экономики. Основатель – Даунс (экономическая теория демократии), Блэк (вводит понятие предпочтений, объяснение действий гос. Управления.). Одно из направлений здесь – теория игр.
Сущность:
1) структура управления, политика и общество в целом вторичны по отношению к человеку, человек их производит, исходя из собственных интересов и предпочтений;
2) интересы и предпочтения человека эгоистичны по своей природе, человек стремится к максимально собственной выгоде;
3) человек способен расположить свои предпочтения рационально в соответствии с максимальной выгодой;
4) преследуя свои собственные интересы и предпочтения, люди взаимодействуют друг с другом и создают определенные политические и управленческие институты, причем институты пытаются менять предпочтения людей, а люди/ индивиды пытаются изменять политические институты исходя из своих собственных предпочтений и институтов.
6. Дискурсный подход (постмодернистский). Дискурс – совокупность понятий, которое объясняют явление.
Понятие с т.зр. дискурсного подхода подразделяется на неск. уровней:
1) простейший ур. – словарь, образуемый набором знаков и создающий определенный перечень смыслов;
2) слова/ понятия объединяются с помощью кода, между ними возникает опред. целостность;
3) когда эти понятия и слова начинают использоваться в сообщениях и действиях субъектов управления.
- 1. Система государственного управления как учебная и научная дисциплина.
- 2. Содержание понятия «управление». Специфика государственного управления.
- 3. Методологические подходы к анализу процессов государственного управления.
- 4. Институциональный подход к пониманию системы государственного управления.
- 5. Развитие науки о гос. Управлении
- 6 . Сущность и основные характеристики государства
- Демократический режим проявляется в следующих чертах:
- Авторитарный режим предполагает:
- Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты:
- 8. Классификация государств по формам правления.
- 9. Классификация государств по политико-административному устройству.
- 10. Основы организации власти в современном демократическом обществе
- 11. Функции государства
- 12. Система функций государственного управления.
- 13. Методы государственного управления.
- 14. Виды гос. Органов рф
- 15. Президент рф в системе государственных органов рф.
- 16. Устройство и функционирование законодательной власти рф.
- 17. Органы исполнительной власти рф.
- 18. Организация судебной власти рф.
- 19. Органы власти особой компетенции в рф.
- 20. Особенности российского федерализма
- 22. Система фо. Институт полномочных представителей Президента рф.
- 23. Институт президентства в чр
- 24. Организация и функционирование законодательной власти в чр
- 25. Органы исполнительной власти чр
- 26. Виды и уровни государственной политики
- 27. Государственные управленческие решения
- 28. Виды и формы государственных управленческих решений
- 29. Государственная служба как социально-правовой институт и сфера человеческой деятельности
- 30. Виды гос. Службы
- 31. Правовой статус государственного гражданского служащего
- 32. Классификация государственных гражданских служащих
- 33. Профессиональная культура государственного управления
- 34. Сущность, цели и задачи административной реформы в рф
- 35. Концепция национальной безопасности России
- 37. Сгу Великобритании
- 38. Система государственного управления Франции
- 39. Сгу Германии
- 40.Система государственного управления Украины.
- 41. Сгу Белоруссии
- 42. Сгу Казахстана
- 43. Система государственного управления одного из субъектов рф (по выбору студента, кроме Чувашской Республики).Татарстан.
- 44.Государственное антимонопольное регулирование
- 45 .Государственное регулирование вэд
- 46. Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования.
- 47. Государственное управление налогообложением.
- 48. Государственная инвестиционная политика
- 49. Управление топливно-энергетическим комплексом
- 50. Управление агропромышленным комплексом.
- 51. Государственная политика в области науки и технологии.
- 52. Государственная промышленная политика.
- 53. Государственное управление в области здравоохранения.
- 54. Государственное управление в области образования.
- 55. Государственная политика в области занятости населения
- 56.Социальная защита населения: понятие, цели и функции
- 57.Государственное управление в сфере культуры
- 58.Региональная политика