51. Государственная политика в области науки и технологии.
Развитие производительных сил, эффективность экономики, состояние обороны, защищенность личности от неблагоприятных факторов, уровень жизни, духовную культуру народа определяет состояние науки. Только государство способно аккумулировать заказы на науку, регулировать технологическое развитие страны, обеспечить широкую доступность использования научных достижений в практических целях.
Научно-техническая политика предусматривает повышение интеллектуального потенциала нации, темпов научно-технического прогресса, укрепление материально-технической базы производства и информации с помощью используемых для этого инструментов государственного управления. Она имеет инновационный характер, т.е демонстрирует готовность осваивать новшества в различных сферах: промышленность, с/х и т.д.
В России существует обширная сеть научно-исследовательских организаций фундаментального и прикладного направления. В настоящее время расширились возможности для свободы научного творчества, открытого обмена информацией, международного научного сотрудничества. Приняты важные документы и нормативные акты, направленные на активизацию научной политики: Доктрина развития науки, Зак. «О науке и государственной и научно-технической политике», Концепция реформирования российской науки и др.
Законом предусматривается выделение из федерального бюджета 4% его расходной части на финансирование НИОКР гражданского назначения с ежегодным увеличением по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран. За счет этих средств должно обеспечиваться устойчивое финансирование Российской академии наук и ведущих отраслевых академий, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов, научных библиотек, информационных центров.
Установлен резерв средств в размере 2% бюджетных ассигнований на проведение исследований и содействие научно-техническому прогрессу, которые используются на финансирование фундаментальных и поисковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в составе федеральных целевых программ и других исследований, необходимость в выполнении которых возникает в течение года.
Государственная политика в области науки базируется на реализации следующих основных принципов:
• Стимулирование фундаментальных исследований, инновационной деятельности, создание условий для здоровой конкуренции в сфере науки и техники.
• Защита прав интеллектуальной собственности.
• Обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации.
• Создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов.
Государство определяет стратегические направления развития науки, формирует и реализует федеральные научно-технические программы и проекты, финансирует научную деятельность из федерального бюджета, управляет научными организациями федерального значения. Гарантируются свобода творчества, защита от недобросовестной конкуренции, повышение квалификации научных работников и специалистов.
Развитие исследований осуществляется на основе разработки и реализации федеральных целевых программ. Программы играют стержневую роль в механизме государственной научно-технической политики. Госзаказчиками исследований по программам выступают федеральные органы исполнительной власти.
При определении целей и задач программ учитываются перспективные потребности промышленности и других отраслей в принципиально новых технических решениях для качественного изменения параметров производства и выпускаемой продукции.
Министерство промышленности, науки и технологий России проводит оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, распределяет по исполнителям выделяемые бюджетные средства, контролирует целевое и эффективное их использование. Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий, отбираемых на конкурсной основе. Контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя, регулирует их отношения в процессе выполнения контракта, в том числе условия и права на использование полученных результатов, порядок приемки завершенных работ.
Госзаказчик отвечает за межотраслевую координацию исполнителей программы, взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Текущее управление и координация работ по программе осуществляются госзаказчиком и дирекцией программы.
В целях создания благоприятных условий для развития ведущих научных школ мирового уровня и подготовки высококвалифицированных научных кадров 54 организациям и предприятиям науки присвоен статус государственного научного центра РФ. Присвоение такого статуса означает отнесение к объектам, пользующимся особыми формами государственной поддержки.
Муниципальным образованиям с градообразующими научно-производственными комплексами присваивается статус наукограда. Совокупность организаций, осуществляющих научную, инновационную деятельность, испытания, подготовку кадров составляет научно-производственный комплекс наукограда. В него включается также инфраструктура, т.е. организации, обеспечивающие жизнедеятельность населения наукограда.
Государственную научно-техническую политику гражданского назначения осуществляет Министерство промышленности, науки и технологий РФ совместно с Российской Академией наук, федеральными органами исполнительной власти. Научно-техническая политика в отношении отраслей реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением хозяйствующих субъектов, а на региональном уровне - органами государственной власти субъектов РФ с учетом единой государственной научно-технической политики и интересов региона.
Органы государственной власти утверждают уставы научных учреждений, контролируют использование предоставленного им в ведение имущества. Ученые советы разрабатывают планы научных работ исходя из государственных заданий, профиля научной организации, научных и экономических интересов. Правовой формой отношений между научной организацией и заказчиком исследований является договор на создание, передачу и использование научно-технической продукции. Правительство РФ и органы власти субъектов РФ, учредившие государственную научную организацию, вправе устанавливать ей обязательный государственный заказ на выполнение научных и экспериментальных работ.
Экономический рост возможен лишь на основе инновационного пути развития, создания эффективной системы внедрения наукоемких технологий через цивилизованный рынок достижений науки. Инновации служат связующим звеном науки с производством. Государство поддерживает инновационную деятельность, вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере.
В стране действуют около 40 тыс. малых технологических фирм, где заняты более 200 тыс. чел. Основным источником финансирования инноваций являются собственные средства предприятий. В отдельных производствах машиностроения, газовой, стекольной промышленности инновации активно поддерживаются иностранным капиталом. На средства федерального и региональных бюджетов создаются инновационно-технологические центры (ИТЦ). В функционирующих 18 ИТЦ заняты 7 тыс. специалистов. Они испытывают товары, в случае востребованности их рынком создают инновационно-промышленные комплексы для серийного производства. Основными критериями отбора проектов для финансирования являются высокий научный уровень; междисциплинарность, т.е. связь со смежными науками; повышение конкурентоспособности продукта.
Научные идеи и разработки превращаются в рыночные продукты, внедряются в отрасли производства в условиях благоприятной и эффективной государственной промышленной политики. Она включает как макроэкономическое воздействие на реальный сектор в целом, так и приоритеты, системы регулирования по отношению к отдельно взятым комплексам, отраслям, предприятиям.
- 1. Система государственного управления как учебная и научная дисциплина.
- 2. Содержание понятия «управление». Специфика государственного управления.
- 3. Методологические подходы к анализу процессов государственного управления.
- 4. Институциональный подход к пониманию системы государственного управления.
- 5. Развитие науки о гос. Управлении
- 6 . Сущность и основные характеристики государства
- Демократический режим проявляется в следующих чертах:
- Авторитарный режим предполагает:
- Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты:
- 8. Классификация государств по формам правления.
- 9. Классификация государств по политико-административному устройству.
- 10. Основы организации власти в современном демократическом обществе
- 11. Функции государства
- 12. Система функций государственного управления.
- 13. Методы государственного управления.
- 14. Виды гос. Органов рф
- 15. Президент рф в системе государственных органов рф.
- 16. Устройство и функционирование законодательной власти рф.
- 17. Органы исполнительной власти рф.
- 18. Организация судебной власти рф.
- 19. Органы власти особой компетенции в рф.
- 20. Особенности российского федерализма
- 22. Система фо. Институт полномочных представителей Президента рф.
- 23. Институт президентства в чр
- 24. Организация и функционирование законодательной власти в чр
- 25. Органы исполнительной власти чр
- 26. Виды и уровни государственной политики
- 27. Государственные управленческие решения
- 28. Виды и формы государственных управленческих решений
- 29. Государственная служба как социально-правовой институт и сфера человеческой деятельности
- 30. Виды гос. Службы
- 31. Правовой статус государственного гражданского служащего
- 32. Классификация государственных гражданских служащих
- 33. Профессиональная культура государственного управления
- 34. Сущность, цели и задачи административной реформы в рф
- 35. Концепция национальной безопасности России
- 37. Сгу Великобритании
- 38. Система государственного управления Франции
- 39. Сгу Германии
- 40.Система государственного управления Украины.
- 41. Сгу Белоруссии
- 42. Сгу Казахстана
- 43. Система государственного управления одного из субъектов рф (по выбору студента, кроме Чувашской Республики).Татарстан.
- 44.Государственное антимонопольное регулирование
- 45 .Государственное регулирование вэд
- 46. Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования.
- 47. Государственное управление налогообложением.
- 48. Государственная инвестиционная политика
- 49. Управление топливно-энергетическим комплексом
- 50. Управление агропромышленным комплексом.
- 51. Государственная политика в области науки и технологии.
- 52. Государственная промышленная политика.
- 53. Государственное управление в области здравоохранения.
- 54. Государственное управление в области образования.
- 55. Государственная политика в области занятости населения
- 56.Социальная защита населения: понятие, цели и функции
- 57.Государственное управление в сфере культуры
- 58.Региональная политика