Принцип справедливости в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
В человеческой душе заложено глубокое стремление к равенству, в ней первобытным каменным топором была высечена нестираемая надпись: “всем поровну”. Однако желание отличиться, выделиться, получить больше также свойственно человеческой натуре. Сложно организованное общество, основанное на развитии труда по социальной иерархии, порождает моральные представления, которые санкционирует неравенство людей, вытекающее из различий между ними. Противоречивое соотношение равенства и неравенства составляет сердцевину исторически менявшихся концепций справедливости.
Принцип справедливости возник в глубокой древности. Первоначально он мыслился как естественное желание равенства или возмездия за нанесенную обиду, рану, убийство члена данного коллектива. Идея справедливости выражалась в наказании, равном преступлению, в равных частях при разделе земли и продуктов.
Общество тогда хорошо организовано, когда оно эффективно саморегулируется концепцией справедливости. Это означает, что в таком обществе:
— каждый принимает и знает, что все остальные члены общества принимают одни и те же принципы справедливости;
— важнейшие общественные институты объективно соответствуют и считаются адекватными этим принципам.
В этом случае люди хоть и могут быть достаточно требовательными друг к другу, они тем не менее признают общую точку отсчета, согласно которой их взаимные притязания могут быть разрешены.
Чувство справедливости — неотъемлемая черта каждого работника ОВД. Но при этом следует отметить, что специфика сферы деятельности сотрудников ОВД ставит важнейшим условием справедливости строгое и неуклонное соблюдение законности.
Изобличить преступника, нарушающего закон, можно, действуя только в рамках закона. Нарушение законности для сотрудника ОВД означает ни больше, ни меньше как встать на один уровень с теми, кого он призван изобличить и отдать в руки правосудия.
Принцип законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Выполняя свои служебные обязанности. Сотрудник должен действовать на основе требований законности. Сущность законности состоит в точном и неукоснительном исполнении законов и подзаконных актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Законность, является принципом деятельности органов внутренних дел, требует от каждого сотрудника правильного и точного исполнения законов и ведомственных нормативных актов, усвоения и использования в своей служебной деятельности правовых знаний, правомерного поведения при исполнении должностных обязанностей и вне службы. Предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны граждан. Абсолютное большинство сотрудников органов внутренних дел выполняют свои обязанности по защите прав, чести и достоинства граждан в рамках законности, через правовые действия. Уровень служебной дисциплины и нравственного поведения в деятельности сотрудников органов внутренних дел зависит от степени дисциплинированности у каждого сотрудника, а также исполнение требований предъявляемых Кодексом Чести. Однако нередки случаи, когда при выполнении свои обязанностей сотрудники совершают и не правомерные деяния (действие или бездействие), которые грубо ущемляют, либо нарушают предоставленные гражданину законом права. Такие действия называют нарушением законности.
Анализ жалоб граждан на действия сотрудников ОВД показывает, что в основном они жалуются на нанесения телесных повреждений. Эффективное решение сложных оперативно-служебных задач возложенных на ОВД находится в прямой зависимости от уровня исполнения требований Кодекса Чести и служебной дисциплины, потому что:
Во-первых, обеспечивает организованность мобильность постоянную готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям по охране прав и законных интересов граждан.
Во-вторых, у сотрудников формируются высокие морально-психологические и профессиональные качества, необходимые для активной и наступательной борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка.
Кодекс Чести, служебная дисциплина и законность взаимосвязаны. Выполняя свои служебные обязанности, сотрудники должны действовать на основе требований законности.
- Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».
- Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.
- Проф этика сотрудников овд: понятие, значение, специфика.
- Структура морали.
- Возникновение учений о нравственности. Эпоха Античности (Аристотель, Эпикур).
- Развитие учений о нравственности в эпоху Средневековья (Фома Аквинский, Августин Блаженный).
- Развитие учений о нравственности в Новое время (Гоббс, Спиноза, Кант).
- Категории этики как основа формирования мировоззрения.
- Этические категории «добро» и «зло», «благо».
- Этические категории «совесть», «долг».
- Этические категории «честь» и «достоинство».
- Этические категории «смысл жизни» и «нравственный идеал», «счастье».
- Этические категории «справедливость», «нравственность», «нравственная справедливость».
- Понятие и особенности профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел.
- Соотношение профессиональной и общей морали.
- Нравственная деятельность сотрудников органов внутренних дел. Ее характеристика.
- Нравственные отношения сотрудников органов внутренних дел. Их характеристика.
- Функции категорий этики.
- Принцип гуманизма в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Принцип справедливости в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Мораль как основа и источник права.
- Профессиональная честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел.
- Нравственный долг в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Профессиональная совесть сотрудников органов внутренних дел.
- Причины моральных конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Способы предотвращения моральных конфликтов в процессе профессиональной деятельности сотрудников овд.
- «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (2008 г.) о принципах взаимоотношений сотрудников овд с гражданами.
- Федеральные законы «о милиции», «о безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «о чрезвычайном положении» об основных требованиях к нравственному облику сотрудников овд,
- Служебный этикет и культура поведения сотрудников овд при исполнении служебных обязанностей в общественных местах.
- Этикет и культура речи сотрудников овд.
- Этика профессиональных отношений в служебном коллективе.
- Содержание и характер общения сотрудников овд во внерабочее время.
- Причины профессионально-нравственной деформации.
- Роль нравственного сознания в обеспечении законности.
- Структура профессионально-нравственного сознания сотрудников овд.
- Профилактика профессионально-нравственной деформации сотрудников овд.
- «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (2008 г.) о содержании нравственного долга сотрудников овд.
- .«Основные принципы, касающиеся роли юристов» о нравственных требованиях к представителям юридических профессий.
- Этические аспекты применения специальных средств сотрудниками овд.
- Этические аспекты применения огнестрельного оружия сотрудниками овд.
- Нравственные начала работы следователя.
- Общие этические аспекты применения средств принуждения сотрудниками овд.
- Понятие и содержание профессионально-нравственной культуры сотрудников овд.
- Соотношение целей и средств в деятельности сотрудников овд.
- Понятие, принципы, структура и значение этикета.
- 58 Коррупционно опасное поведение руководителя.
- 59.Этический конфликт и этическая неопределенность.
- 60.Конфликт интересов и его предупреждение.