Возникновение учений о нравственности. Эпоха Античности (Аристотель, Эпикур).
Софисты. В Греции V в. до н. э. происходит переоценка ценностей и возникают новые, ориентированные на личность моральные представления. Становится ясно, что действенность общественной морали уже не может быть обеспечена чисто внешним образом (силой закона, традиции или религиозных санкций), и все более важное значение приобретает субъективная позиция личности. Меняются как содержание морали, так и механизмы ее функционирования. Протагор (490 - ок. 420 до н. э.) провозгласил свое знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих – человеческих – целей и интересов. Софисты впервые подчеркнули формирующее значение образования, воспитания, культуры в жизни человека.
Сократ (ок. 470 - 399 до н. э.) - первый в истории этики моралист-просветитель. Сократ делает предметом рассмотрения именно моральное бытие человека; предметом философии уже является ценностное содержание жизни - вопросы блага и добродетели, добра и зла, пользы и счастья. Вся культурно-просветительная деятельность, деятельность познающего разума, по мнению Сократа, должна быть направлена на нравственное самосовершенствование личности. Сократ, таким образом, впервые в истории этики абсолютизирует мораль. Добродетельность, по мнению Сократа, предполагает способность руководствоваться сознательно усвоенным убеждением и противостоять ложному мнению других, кто бы они ни были и сколько бы их ни было. Платон серьезным образом относится к логике морального сознания, только ее считая действительной; только через нее, по его мнению, все прочее приобретает ценность для человека. Платон считает, что «не казаться хорошим должно человеку, но быть хорошим...». верховное место в мире идей занимает благо; оно подобно солнцу, составляет подлинный творческий и организующий принцип. Аристотель
вводит сам термин "этика», понимание этики как учения о добродетелях, добродетельной личности. обозначил предмет и отличительные признаки этики как науки. Наука говорит о том, что собой представляют вещи; нравственность учит, как относиться к вещам. Цель этики, говорит Аристотель, "не познание, а поступки", она учит тому, как стать добродетельным. Эпикурейцы истолкование принципа удовольствий, наполняет его по сути дела духовным, нравственным содержанием Стоики
-
Содержание
- Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».
- Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.
- Проф этика сотрудников овд: понятие, значение, специфика.
- Структура морали.
- Возникновение учений о нравственности. Эпоха Античности (Аристотель, Эпикур).
- Развитие учений о нравственности в эпоху Средневековья (Фома Аквинский, Августин Блаженный).
- Развитие учений о нравственности в Новое время (Гоббс, Спиноза, Кант).
- Категории этики как основа формирования мировоззрения.
- Этические категории «добро» и «зло», «благо».
- Этические категории «совесть», «долг».
- Этические категории «честь» и «достоинство».
- Этические категории «смысл жизни» и «нравственный идеал», «счастье».
- Этические категории «справедливость», «нравственность», «нравственная справедливость».
- Понятие и особенности профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел.
- Соотношение профессиональной и общей морали.
- Нравственная деятельность сотрудников органов внутренних дел. Ее характеристика.
- Нравственные отношения сотрудников органов внутренних дел. Их характеристика.
- Функции категорий этики.
- Принцип гуманизма в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Принцип справедливости в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Мораль как основа и источник права.
- Профессиональная честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел.
- Нравственный долг в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Профессиональная совесть сотрудников органов внутренних дел.
- Причины моральных конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Способы предотвращения моральных конфликтов в процессе профессиональной деятельности сотрудников овд.
- «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (2008 г.) о принципах взаимоотношений сотрудников овд с гражданами.
- Федеральные законы «о милиции», «о безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «о чрезвычайном положении» об основных требованиях к нравственному облику сотрудников овд,
- Служебный этикет и культура поведения сотрудников овд при исполнении служебных обязанностей в общественных местах.
- Этикет и культура речи сотрудников овд.
- Этика профессиональных отношений в служебном коллективе.
- Содержание и характер общения сотрудников овд во внерабочее время.
- Причины профессионально-нравственной деформации.
- Роль нравственного сознания в обеспечении законности.
- Структура профессионально-нравственного сознания сотрудников овд.
- Профилактика профессионально-нравственной деформации сотрудников овд.
- «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (2008 г.) о содержании нравственного долга сотрудников овд.
- .«Основные принципы, касающиеся роли юристов» о нравственных требованиях к представителям юридических профессий.
- Этические аспекты применения специальных средств сотрудниками овд.
- Этические аспекты применения огнестрельного оружия сотрудниками овд.
- Нравственные начала работы следователя.
- Общие этические аспекты применения средств принуждения сотрудниками овд.
- Понятие и содержание профессионально-нравственной культуры сотрудников овд.
- Соотношение целей и средств в деятельности сотрудников овд.
- Понятие, принципы, структура и значение этикета.
- 58 Коррупционно опасное поведение руководителя.
- 59.Этический конфликт и этическая неопределенность.
- 60.Конфликт интересов и его предупреждение.