Категории этики как основа формирования мировоззрения.
Каждая наука располагает своей системой категорий, представляющих собой универсальные формы человеческого мышления. Этика, как философская наука, оперирует и общефилософскими, и своими специфическими категориями. Категории этики - это понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны нравственного освоения человеком окружающего мира. Образуясь в ходе исторического развития человечества как результат его практической и преобразовательной деятельности, они отражают основные типы нравственных отношений к миру, обобщают важнейшие нравственные характеристики человека и его деятельности. Поэтому своеобразие данных категорий состоит в том, что они являются не только ступеньками познания человеком мира, но и характеризуют восприятие мира. В них знание непосредственно связано с оценкой и истолкованием объекта познания. Вследствие этого категории этики выполняют роль призмы, через которую воспринимается вся объективная (независящая от сознания человека) действительность, и служат теоретической основой жизненных установок человека, обусловливая его нравственное восприятие, миропонимание и мироотношение - мировоззрение. К числу основных категорий мировоззрения как способа духовно-практического освоения мира относятся такие нравственные категории, как добро и зло, честь и достоинство, долг и совесть, смысл жизни, счастье, нравственный идеал. Кроме этих основных существует множество других этических понятий: зависть, корысть, слава, милосердие, грубость, вежливость и т.д.
Научные представления о добре, смысле жизни, счастье, идеале, освоенные человеком, превращенные в личные убеждения, обладают активной действенной силой: побуждают людей следовать той или иной норме (добро, нравственный идеал), избегать отрицательного воздействия объектов (зло), активно бороться с ними, вырабатывать в себе внутренние стимулы и регуляторы деятельности (совесть). В целом же, как мировоззренческие категории, они выполняют следующий ряд функций:
- познавательную (раскрывают сущность и закономерность нравственного способа освоения мира); -оценочную (позволяют достоверно оценивать действительность, человека и его деятельность с позиций добра); - ориентирующую (ориентируют человека в мире нравственных ценностей);
- регулятивную (являются основой нравственного отношения человека к миру, людям, своей деятельности, определяют направленность его действий и поведения);
- прогнозирующую (дают возможность предвидеть и моделировать будущее, создавать образ совершенного мира и человека);- интегрирующую (объединяют людей на основе единых идей добра); воспитательную (формируют нравственные чувства, потребности, побуждают к борьбе со злом). Значение этических категорий для сотрудников органов внутренних дел определяется еще и тем, что они дают возможность осознать нравственную ценность их профессиональной деятельности, служат мировоззренческой основой формирования потребности творческого отношения к своей деятельности. Каждая историческая эпоха, класс вырабатывают свою систему нравственных ценностей. Соответственно и представления о добре и зле по своему содержанию резко отличались от эпохи к эпохе, от класса к классу. Вместе с тем в этих понятиях фиксируется общечеловеческий опыт, и каждое из понятий - это сплав общечеловеческого и конкретно-исторического.
- Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».
- Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.
- Проф этика сотрудников овд: понятие, значение, специфика.
- Структура морали.
- Возникновение учений о нравственности. Эпоха Античности (Аристотель, Эпикур).
- Развитие учений о нравственности в эпоху Средневековья (Фома Аквинский, Августин Блаженный).
- Развитие учений о нравственности в Новое время (Гоббс, Спиноза, Кант).
- Категории этики как основа формирования мировоззрения.
- Этические категории «добро» и «зло», «благо».
- Этические категории «совесть», «долг».
- Этические категории «честь» и «достоинство».
- Этические категории «смысл жизни» и «нравственный идеал», «счастье».
- Этические категории «справедливость», «нравственность», «нравственная справедливость».
- Понятие и особенности профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел.
- Соотношение профессиональной и общей морали.
- Нравственная деятельность сотрудников органов внутренних дел. Ее характеристика.
- Нравственные отношения сотрудников органов внутренних дел. Их характеристика.
- Функции категорий этики.
- Принцип гуманизма в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Принцип справедливости в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Мораль как основа и источник права.
- Профессиональная честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел.
- Нравственный долг в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Профессиональная совесть сотрудников органов внутренних дел.
- Причины моральных конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
- Способы предотвращения моральных конфликтов в процессе профессиональной деятельности сотрудников овд.
- «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (2008 г.) о принципах взаимоотношений сотрудников овд с гражданами.
- Федеральные законы «о милиции», «о безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «о чрезвычайном положении» об основных требованиях к нравственному облику сотрудников овд,
- Служебный этикет и культура поведения сотрудников овд при исполнении служебных обязанностей в общественных местах.
- Этикет и культура речи сотрудников овд.
- Этика профессиональных отношений в служебном коллективе.
- Содержание и характер общения сотрудников овд во внерабочее время.
- Причины профессионально-нравственной деформации.
- Роль нравственного сознания в обеспечении законности.
- Структура профессионально-нравственного сознания сотрудников овд.
- Профилактика профессионально-нравственной деформации сотрудников овд.
- «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (2008 г.) о содержании нравственного долга сотрудников овд.
- .«Основные принципы, касающиеся роли юристов» о нравственных требованиях к представителям юридических профессий.
- Этические аспекты применения специальных средств сотрудниками овд.
- Этические аспекты применения огнестрельного оружия сотрудниками овд.
- Нравственные начала работы следователя.
- Общие этические аспекты применения средств принуждения сотрудниками овд.
- Понятие и содержание профессионально-нравственной культуры сотрудников овд.
- Соотношение целей и средств в деятельности сотрудников овд.
- Понятие, принципы, структура и значение этикета.
- 58 Коррупционно опасное поведение руководителя.
- 59.Этический конфликт и этическая неопределенность.
- 60.Конфликт интересов и его предупреждение.