Пример исчисления выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения права пенсионера на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента
Перед увольнением с военной службы майор И.И. Иванов проходил военную службу в г. Северодвинске Архангельской области.
Уволен с военной службы в запас 15 января l995 г., направлен на постановку на воинский учет по избранному месту жительства в г. Мурманск, где ему с 1 февраля 1995 г. была назначена пенсия за выслугу лет, исчисленная с учетом районного коэффициента 1,4.
В августе 1999 г. переехал на постоянное место жительства в Калужскую область и обратился с заявлением о сохранении ему размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента по прежнему месту жительства в г. Мурманске.
Для определения права И.И. Иванова на сохранение указанного размера пенсии исчисляем его выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
— с 5.01.1968 г. по 16.02.1970 г. (2 года, 1 месяц, 11 дней) — срочная военная служба в г. Кандалакша Мурманской области (г. Кандалакша с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов, постановлением Совета Министров СССР от 28 июня 1990 г. № 594 отнесен к районам Крайнего Севера (ранее относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера);
— с 17.06.1975 г. по 31.08.1986 г. (11 лет, 2 месяца, 14 дней) — служба в г. Архангельске (город Архангельск постановлением Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 г. № 25 с 1 января 1992 г. отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера);
— с 1.02.1990 г. по 14.01.1995 г. (4 года, 11 месяцев, 13 дней) — в г. Северодвинске Архангельской области (отнесен к районам Крайнего Севера постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029).
Таким образом, Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, действующим на дату обращения И.И. Иванова за сохранением размера пенсии, города Кандалакша Мурманской области и Северодвинск Архангельской области отнесены к районам Крайнего Севера, а город Архангельск отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в связи с чем календарная выслуга лет И.И. Иванова составляет:
— в районах Крайнего Севера — 7 лет, 0 месяцев, 24 дня;
— в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера — 11 лет, 2 месяца, 14 дней. При этом в выслугу лет в районах Крайнего Севера засчитывается 8 лет, 4 месяца, 3 дня (один год службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за девять месяцев службы в районах Крайнего Севера).
Всего календарная выслуга И.И. Иванова в районах Крайнего Севера составляет 15 лет, 4 месяца, 27 дней, в связи с чем он имеет право на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента».
Порядок применения положений о районном коэффициенте, указанных в настоящем пункте, неоднократно становился предметом судебных разбирательств. Судебная практика показала, что решение данного вопроса вызывает затруднение не только у должностных лиц, осуществляющих пенсионное обеспечение, но и у судей.
а) И. обратился в суд с иском обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести перерасчет пенсии. Истец сослался на следующие обстоятельства. В период с 1971 по 1993 год он проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в г. Мирном.
Согласно постановлению Правительства РСФСР № 25 от 27 декабря 1991 года и распоряжению Правительства РСФСР № 147-р от 14 декабря 1991 года г. Мирный с 1 января 1992 г. включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В 1993 году он, И., был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации и ему назначена и выплачивалась пенсия с учетом процентной надбавки, применяемой при определении размера пенсии военным пенсионерам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15—20 лет. После выезда на постоянное место жительства в г. Липецк с 1 мая 1998 г. размер выплачиваемой пенсии уменьшен, из нее исключена надбавка с учетом районного (северного) коэффициента.
Решением Пресненского межмуниципального суда Центрального административного округа г. Москвы (оставленным без изменения судебной коллегией Московского городского суда) в иске отказано.
Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в протесте поставил вопрос об отмене судебных решений.
Президиум Московского городского суда 8 июля 1999 года протест удовлетворил, указав следующее.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцу правильно определен размер пенсии с учетом северной надбавки, поскольку ко дню выхода на пенсию он проходил службу в г. Мирном, который к этому времени был включен в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При переселении на постоянное жительство в местности, в которых районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, пенсия может быть сохранена при условии, если выслуга лет на военной службе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 15—20 календарных лет. В выслугу лет в названных районах засчитывается военная служба в этих районах, но не ранее чем с даты отнесения их соответствующими правовыми актами федеральных органов государственной власти к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
В обоснование своего вывода суд сослался на часть 2 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (с изменениями и дополнениями) и постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, и их семей», предусматривающие право пенсионера на сохранение пенсии в установленном размере при выезде на постоянное место жительства в местности, в которых районный коэффициент не установлен.
Суд считал, что допускается сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом районных коэффициентов при условии, если выслуга лет на военной службе указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет соответственно не менее 15—20 календарных лет.
С момента отнесения г. Мирного к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и до выхода истца на пенсию он не прослужил в этой местности 20 календарных лет, а поэтому в определенном при назначении размере пенсия не может быть сохранена.
Однако данные выводы противоречат нормам материального права.
Согласно части 2 статьи 48 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (в редакции Федерального закона от 28 ноября 1995 г.) при выезде пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер их пенсий, исчисленных с учетом соответствующего районного коэффициента.
Пунктом 16-1 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» (в редакции упомянутого постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года) предусмотрено сохранение размера пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с соответствующим районным коэффициентом, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, в которых к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.
Каких-либо указаний о том, что военным пенсионерам, которым пенсия назначена с применением соответствующего коэффициента, в установленном размере пенсия сохраняется лишь в случае проживания в местностях, отнесенных к районам Крайнего Севера, упомянутый Закон не содержит.
Закон не запрещает исчислять пенсии военному пенсионеру с учетом северного коэффициента, если к моменту выхода на пенсию не прошло 15—20 лет со времени включения местности, где проходил пенсионер военную службу, в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
К тому же в соответствии со статьей 43 названного Закона пенсии военнослужащим исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Поэтому оснований для вывода о том, что к военному пенсионеру, прослужившему в Вооруженных Силах Российской Федерации более 20 лет в местности, отнесенной к северным, не применяются положения Закона, дающего право на получение районного коэффициента, у суда не имелось.
При таких обстоятельствах судебные решения подлежат отмене, а дело — направлению на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции (см. постановление Президиума Московского городского суда от 8 июля 1999 года);
б) Д. обратился в суд с иском к ответчику о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии с учетом инфляционного коэффициента, указывая на то, что проходил военную службу в различных должностях на кораблях и частях ВМФ СССР в разных регионах страны, в том числе и в районах Крайнего Севера. На момент увольнения занимал должность заместителя командующего Северного флота по тылу. Выслуга лет составила в календарном исчислении 44 года 5 месяцев, в льготном исчислении — 60 лет, в том числе в районах Крайнего Севера — более 35 лет. 1 июня 1993 года введен в действие Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В перерасчете назначенной пенсии с применением районного коэффициента за службу в районах Крайнего Севера ему Мосгорвоенкоматом было отказано, данный отказ истец считает неправомерным.
Истец в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Тверского межмуниципального суда г. Москвы от 5 октября 2000 года в удовлетворении иска Д. отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 декабря 2000 года решение суда оставлено без изменения. Председатель Московского городского суда в протесте поставил вопрос об отмене судебных решений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, выслушав Д., заключение прокурора, полагавшего протест обоснованным, президиум Московского городского суда 10 мая 2001 года протест удовлетворил, указав следующее.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что гарантиии компенсации, установленные Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», на положения которого истец ссылался в обоснование своего иска, предоставляются только тем лицам из числа военнослужащих, которые проживают в этих местностях и получают пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Истец под данную категорию лиц не подпадает, поскольку пенсия ему назначена и выплачивается на основании Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», пенсия же с применением районных коэффициентов в период проживания истца в районах Крайнего Севера ему не назначалась.
Между тем с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета конкретных положений Закона.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, а согласно статье 31 данного Закона лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения, за пенсией.
Из материалов дела следует, что истец — пенсионер Минобороны России, контр-адмирал в отставке, ветеран Вооруженных Сил СССР, ветеран Великой Отечественной войны, на момент увольнения занимал должность заместителя командующего Северного флота по тылу, имеет выслугу лет, в том числе в районах Крайнего Севера, более 35 лет.
Таким образом, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело — направлению в тот же суд на новое рассмотрение в ином составе судей (см. постановление Президиума Московского городского суда от 10 мая 2001 года).
В продолжительность службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (не менее 15 и 20 календарных лет соответственно), дающей право на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента, включаются периоды военной службы, в том числе и по призыву (срочная военная служба), а также периоды службы в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел со дня прибытия в эти районы и местности по день убытия из них включительно. Учеба и какие-либо другие виды деятельности в выслугу лет, дающую право на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, не включаются.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1 решения о введении районных коэффициентов, касающиеся всех непроизводственных отраслей, и установлении их размеров могут приниматься только на федеральном уровне Президентом или Правительством Российской Федерации.
В случае введения в районе соответствующих коэффициентов решением органов власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления все дополнительные расходы на выплату военных пенсий с учетом этих коэффициентов должны осуществляться за счет средств местного бюджета субъекта Российской Федерации или местного органа самоуправления, принявшего такое решение.
Габбасов Д.Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 28 ноября 1967 года № 512/П-28, которым утверждены размеры районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, в части применения районного коэффициента в размере 1,2 для пенсионеров, проживающих в перечисленных в этом постановлении районах.
В обоснование своей жалобы указал на то, что является военным пенсионером и получает пенсию за выслугу лет, размер которой определен с применением предусмотренного обжалуемым постановлением коэффициента 1,20, хотя в Приморском крае установлен коэффициент 1,30, в результате ограничены его права, предоставленные статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», устанавливающей единый для всех производственных и непроизводственных отраслей коэффициент к заработной плате.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2000 года в удовлетворении жалобы отказано.
В кассационной жалобе Габбасов Д.Х. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд по своей инициативе изменил основание иска, не определил и не принял во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для ее удовлетворения и указала следующее.
Как следует из жалобы Габбасова Д.Х., предметом обжалования является нормативный правовой акт — постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 года № 512/П-28, основанием — его несоответствие федеральному закону (л.д. 1—2). Судом рассмотрено дело, исходя из указанного заявителем основания, обжалуемый акт признан не противоречащим закону.
Ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что им обжаловались действия пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации, несостоятельна, не соответствует содержанию поданной им жалобы. Подобные требования статья 116 ГПК РСФСР не относит к подсудности Верховного Суда Российской Федерации и к производству данным судом не принимались (л.д. 14).
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Судом первой инстанции установлено, что обжалуемый нормативный правовой акт, определяющий районный коэффициент в размере 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Приморском крае, соответствует закону, гражданских прав и охраняемых законов интересов заявителя не нарушает. Статья 48 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей», на основании которого заявителю назначена пенсия, предусматривает исчисление пенсии для лиц, указанных в этой статье, с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Именно для такой категории рабочих и служащих установлены размеры районныx коэффициентов обжалуемым нормативным правовым актом.
Обжалуемый акт не противоречит Закону Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», в статье 10 которого закреплено правило об установлении единого для всех производственных и непроизводственных отраслей районного коэффициента к заработной плате.
Как правильно указано в решении суда, данный районный коэффициент и порядок его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства Российской Федерации. До настоящего времени такого правового акта на федеральном уровне в Российской Федерации не принято, продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза СССР, к которым относится и оспариваемое заявителем постановление.
Решение Приморского краевого Совета народных депутатов от 13 сентября 1991 года № 263, по которому предприятиям и организациям Приморского края было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента 1,30, не является актом федерального уровня, а указанный коэффициент не может быть признан единым районным коэффициентом, который предусмотрен статьей 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Затраты в связи с начислением коэффициента 1,30 должны производиться зa счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления.
Выплата пенсий военнослужащим и приравненным к ним лицам осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к таким пенсиям также должны быть установлены только федеральным законодательством.
Акта федерального уровня, определяющего районный коэффициент в Приморском крае в размере 1,30, не имеется, в связи с чем утверждение заявителя о несоответствии оспариваемого им положения нормативного правового акта федеральному закону несостоятельно.
Судом юридически значимые обстоятельства определены и установлены правильно, решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 306 ГПК РСФСР, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Следовательно, решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2000 года подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба Габбасова Дамира Хабибьяновича — без удовлетворения (см. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2000 года).
3. В соответствии с частью 3 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5 (часть 3 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 вступает в силу с 1 января 2003 года).
4. Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации «Об округлении среднемесячного заработка для начисления пенсий и размеров пенсий» от 14 мая 1993 года № 4970-1 пенсии, назначаемые уволенным с военной службы гражданам и членам их семей, с начисляемыми в положенных случаях надбавками к ним, повышениями и районным коэффициентом округляются до полных рублей. При этом сумма до 50 копеек включительно отбрасывается, а свыше 50 копеек принимается за полный рубль.
- Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- Isbn 5-93297-027-8
- Глава 1. Военно-экономическое значение государственного социального обеспечения военнослужащих
- § 1. Исторический характер социального обеспечения военнослужащих
- § 2. Влияние государственного социального обеспечения на комплектование армии и флота
- Глава 2. Общие положения
- § 1. Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 2. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение
- § 3. Граждане, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации
- § 4. Граждане, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации
- § 5. Граждане, пенсионное обеспечение которых осуществляется органами социальной защиты населения
- § 6. Органы Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющие работу по пенсионному обеспечению граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 7. Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие работу по пенсионному обеспечению граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 8. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющие работу по пенсионному обеспечению граждан, проходивших военную службу, и членов их семей
- § 9. Виды пенсий. Основания, определяющие право на тот или иной вид пенсии
- § 10. Право выбора пенсии
- § 11. Граждане, имеющие право на одновременное получение двух видов пенсий
- § 12. Средства на выплату пенсий
- Глава 3. Пенсия за выслугу лет
- § 1. Разновидность пенсий за выслугу лет и условия, определяющие право на них военнослужащих
- § 2. Понятие «выслуга лет на пенсию»
- § 3. Размеры пенсии за выслугу лет
- § 4. Увеличение размера пенсии за выслугу лет некоторым категориям инвалидов
- § 5. Надбавки, повышения и районный коэффициент, начисляемые к пенсии за выслугу лет
- § 6. Виды и периоды службы, работы и иной деятельности, засчитываемые в выслугу лет на пенсию
- § 7. Особенности зачета в выслугу лет времени обучения в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях
- § 8. Периоды службы граждан, уволенных с военной службы, засчитываемые в выслугу лет на льготных условиях
- § 9. Порядок установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах
- § 10. Требования, предъявляемые к зачету отдельных периодов службы на льготных условиях
- § 12. Льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения, несущим боевое дежурство
- § 14. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, служба которых связана с совершением прыжков с парашютом
- § 15. Особенности зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы на территории бывших республик ссср
- § 16. Общее правило для зачета на льготных условиях отдельных периодов службы в выслугу лет для назначения пенсии
- § 17. Периоды, не засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии
- § 18. Значение дня начала военной службы и дня окончания военной службы для исчисления выслуги лет
- § 19. Определение общего трудового стажа на пенсию за выслугу лет
- § 20. Порядок зачета в выслугу лет военнослужащим Федеральной службы безопасности Российской Федерации стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу
- § 21. Основные документы, являющиеся основанием для исчисления выслуги лет или общего трудового стажа военнослужащего на пенсию
- § 22. Приказы и свидетельские показания, на основании которых подтверждаются отдельные периоды военной службы
- § 23. Органы, исчисляющие выслугу лет и общий трудовой стаж для назначения пенсии
- § 24. Действия управления (отдела) кадров перед представлением военнослужащих к увольнению с военной службы
- § 25. Подсчет выслуги лет военнослужащего на пенсию
- § 26. Оформление документов при исчислении выслуги лет на пенсию
- § 27. Некоторые особенности назначения и выплаты пенсии за выслугу лет
- § 28. Сроки назначения пенсии за выслугу лет
- § 29. Документы, оформляемые для назначения пенсии за выслугу лет
- § 30. Порядок разрешения спорных вопросов по зачету в выслугу лет для назначения пенсии отдельных периодов службы
- Глава 4. Пенсия по инвалидности
- § 1. Понятие пенсии по инвалидности и условия, определяющие право на ее получение
- § 3. Определение причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний мсэк Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации
- § 4. Порядок установления группы и причины инвалидности
- § 5. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования граждан, прибывающих из государств ближнего зарубежья
- § 6. Классификации и критерии в медико-социальной экспертизе
- § 7. Категории инвалидов
- § 8. Размер пенсии по инвалидности. Лица, имеющие право на тот или иной размер пенсии
- § 9. Минимальные размеры пенсии
- § 10. Надбавки, повышения и районный коэффициент, начисляемые к пенсии по инвалидности
- § 11. Периоды и сроки назначения пенсии по инвалидности
- § 12. Документы, оформляемые для назначения пенсии по инвалидности
- § 13. Особенности изменения размера пенсии, приостановления и возобновления выплаты пенсии по инвалидности
- § 14. Право на пенсию за выслугу лет
- Глава 5. Пенсия по случаю потери кормильца
- § 1. Условия и критерии, определяющие право членов семей умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, на пенсию по случаю потери кормильца
- § 2. Нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца
- § 3. Право на пенсию на льготных условиях
- § 4. Члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении
- § 5. Порядок установления факта нахождения на иждивении при отсутствии подтверждающих документов
- § 6. Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от нахождения на иждивении
- § 7. Установление факта утраты источника средств к существованию нетрудоспособными родителями и супругом, не состоявшими на иждивении умершего кормильца
- § 8. Граждане, имеющие право на одновременное получение нескольких государственных пенсий от различных органов
- § 9. Размеры пенсии по случаю потери кормильца
- § 10. Минимальные размеры пенсии по случаю потери кормильца
- § 11. Надбавки, повышения и районный коэффициент, начисляемые к пенсии по случаю потери кормильца
- § 12. Органы, определяющие причинную связь смерти военнослужащих с исполнением обязанностей военной службы
- § 13. Особенности исчисления пенсии по случаю потери кормильца
- § 14. Особенности назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 15. Документы, оформляемые в Министерстве обороны Российской Федерации для назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 16. Документы, оформляемые в Министерстве внутренних дел Российской Федерации для назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 17. Документы, оформляемые в Федеральной службе безопасности Российской Федерации для назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 18. Сроки и периоды назначения пенсии по случаю потери кормильца
- § 19. Документы, в которых удостоверяется дата смерти, а также дата безвестного отсутствия и дата пропажи без вести военнослужащих
- § 20. Порядок установления факта и даты безвестного отсутствия граждан, проходивших военную службу, или пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы
- § 21. Выплаты пенсии детям, братьям, сестрам и внукам умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы
- § 22. Особенности сохранения, пересчета, прекращения и возобновления выплаты пенсии по случаю потери кормильца
- § 23. Порядок, сроки установления инвалидности и правила выплаты пенсии по случаю потери кормильца инвалидам
- Глава 6. Общие правила исчисления пенсии
- § 1. Сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка
- § 2. Особенности денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, у различных категорий граждан, уволенных с военной службы
- § 3. Процентная надбавка за выслугу лет
- § 4. Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
- § 5. Месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий гражданам, проходившим военную службу
- § 6. Исчисление пенсий уволенным с военной службы гражданам государств — участников снг и других государств, а также их семьям
- § 7. Повышения пенсий и порядок их начисления
- § 8. Порядок начисления надбавки на нетрудоспособных членов семьи неработающего пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы
- § 9. Минимальный размер пенсии по старости, учитываемый при исчислении минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям и повышений пенсий
- § 10. Районный коэффициент
- Пример исчисления выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения права пенсионера на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента
- § 11. Порядок исчисления пенсии за выслугу лет
- Глава 7. Назначение и перерасчет пенсий
- § 1. Обращение за назначением пенсий
- § 2. Органы, назначающие пенсии
- § 3. Оформление документов для назначения пенсий в военных комиссариатах районов
- § 4. Оформление документов при назначении пенсий в военных комиссариатах областей
- § 5. Оформление документов при назначении пенсий в пенсионных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации
- § 6. Оформление документов при назначении пенсий в пенсионных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации
- § 7. Порядок перехода пенсионеров на другую пенсию
- § 8. Основания и порядок перерасчета пенсии
- Пример исчисления пенсии при ее пересмотре и выплаты в связи с этим суммы разницы за прошлое время
- Глава 8. Выплата пенсий
- § 1. Органы, выплачивающие пенсии пенсионерам федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба
- § 2. Общие положения выплаты пенсии учреждениями (филиалами) Сберегательного банка Российской Федерации
- § 3. Обязанности пенсионера, получающего пенсию
- § 4. Сроки выплаты пенсии. Возможные случаи досрочной выплаты пенсии
- § 5. Порядок выплаты пенсии в учреждении (филиале) Сберегательного банка Российской Федерации
- § 6. Выплаты пенсии по почте или путем перечисления во вклад в учреждение (филиал) Сберегательного банка Российской Федерации
- § 7. Выплата пенсии наличными деньгами
- § 8. Выплата пенсии в случае изменения пенсионером места жительства
- § 9. Влияние заработка работающих пенсионеров на размер выплачиваемой им пенсии
- § 10. Выплата пенсий за прошлое время
- § 11. Особенности получения пенсии неработающими пенсионерами из числа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, постоянно проживающих в местностях, подвергшихся радиоактивному заражению
- § 12. Выплата пенсий пенсионерам, помещенным в дома престарелых и инвалидов, а также находящимся на излечении в лечебных учреждениях
- § 13. Порядок получения пенсии, причитающейся пенсионерам из числа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, признанных в установленном порядке недееспособными
- § 14. Выплата пенсий пенсионерам, выехавшим за границу
- § 15. Порядок выплаты пенсий пенсионерам из числа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающим в Латвийской Республике, Литовской Республике, Эстонской Республике
- § 16. Возможные случаи приостановления и прекращения выплаты пенсий
- § 18. Порядок выплаты пенсии, не полученной пенсионером ввиду смерти
- § 19. Удержания из пенсий, выплачиваемых в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба
- Глава 9. Судебный порядок разрешения споров по вопросам назначения, выплаты пенсий
- § 11 Главы 8 настоящего издания
- 1. Отдаленные местности, служба в которых засчитывается в выслугу лет на льготных условиях — один месяц за два месяца
- 2. Отдаленные местности, служба в которых засчитывается в выслугу лет на льготных условиях — один месяц за полтора месяца
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Пенсия за выслугу лет
- Раздел III. Пенсия по инвалидности
- Раздел IV. Пенсия по случаю потери кормильца
- Раздел V. Исчисление пенсий
- Раздел VI. Назначение и выплата пенсий
- Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Порядок выплаты пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- III. Порядок перевода пенсии за пределы Российской Федерации
- IV. Порядок выплаты пенсии на территории Российской Федерации
- Заявление о выплате назначенной пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- Заявление о переводе назначенной пенсии за пределы Российской Федерации
- Справка по пенсионному делу гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
- Справка по пенсионному делу гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и получавшего пенсию по линии федерального органа исполнительной власти
- Заявление о продолжении выплаты надбавки к пенсии на нетрудоспособных иждивенцев
- Заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации
- Лицензия на издательскую деятельность лр № 030863 от 18 ноября 1998 г.
- 117342, Г. Москва, ул. Бутлерова, д. 40
- 143400, Московская обл., г. Красногорск, Коммунальный квартал, 2