logo search
Пособия по ВСР / pensii voennoslugashih

Пример исчисления выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения права пенсионера на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента

Перед увольнением с военной службы майор И.И. Иванов проходил военную службу в г. Северодвинске Архангельской области.

Уволен с военной службы в запас 15 января l995 г., направлен на постановку на воинский учет по избранному месту жительства в г. Мурманск, где ему с 1 февраля 1995 г. была назначена пенсия за выслугу лет, исчисленная с учетом районного коэффициента 1,4.

В августе 1999 г. переехал на постоянное место жительства в Калужскую область и обратился с заявлением о сохранении ему размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента по прежнему месту жительства в г. Мурманске.

Для определения права И.И. Иванова на сохранение указанного размера пенсии исчисляем его выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

— с 5.01.1968 г. по 16.02.1970 г. (2 года, 1 месяц, 11 дней) — срочная военная служба в г. Кандалакша Мурманской области (г. Кандалакша с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов, постановлением Совета Министров СССР от 28 июня 1990 г. № 594 отнесен к районам Крайнего Севера (ранее относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера);

— с 17.06.1975 г. по 31.08.1986 г. (11 лет, 2 месяца, 14 дней) — служба в г. Архангельске (город Архангельск постановлением Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 г. № 25 с 1 января 1992 г. отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера);

— с 1.02.1990 г. по 14.01.1995 г. (4 года, 11 месяцев, 13 дней) — в г. Северодвинске Архангельской области (отнесен к районам Крайнего Севера постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029).

Таким образом, Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, действующим на дату обращения И.И. Иванова за сохранением размера пенсии, города Кандалакша Мурманской области и Северодвинск Архангельской области отнесены к районам Крайнего Севера, а город Архангельск отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в связи с чем календарная выслуга лет И.И. Иванова составляет:

— в районах Крайнего Севера — 7 лет, 0 месяцев, 24 дня;

— в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера — 11 лет, 2 месяца, 14 дней. При этом в выслугу лет в районах Крайнего Севера засчитывается 8 лет, 4 месяца, 3 дня (один год службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за девять месяцев службы в районах Крайнего Севера).

Всего календарная выслуга И.И. Иванова в районах Крайнего Севера составляет 15 лет, 4 месяца, 27 дней, в связи с чем он имеет право на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента».

Порядок применения положений о районном коэффициенте, указанных в настоящем пункте, неоднократно становился предметом судебных разбирательств. Судебная практика показала, что решение данного вопроса вызывает затруднение не только у должностных лиц, осуществляющих пенсионное обеспечение, но и у судей.

а) И. обратился в суд с иском обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести перерасчет пенсии. Истец сослался на следующие обстоятельства. В период с 1971 по 1993 год он проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в г. Мирном.

Согласно постановлению Правительства РСФСР № 25 от 27 декабря 1991 года и распоряжению Правительства РСФСР № 147-р от 14 декабря 1991 года г. Мирный с 1 января 1992 г. включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В 1993 году он, И., был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации и ему назначена и выплачивалась пенсия с учетом процентной надбавки, применяемой при определении размера пенсии военным пенсионерам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15—20 лет. После выезда на постоянное место жительства в г. Липецк с 1 мая 1998 г. размер выплачиваемой пенсии уменьшен, из нее исключена надбавка с учетом районного (северного) коэффициента.

Решением Пресненского межмуниципального суда Центрального административного округа г. Москвы (оставленным без изменения судебной коллегией Московского городского суда) в иске отказано.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в протесте поставил вопрос об отмене судебных решений.

Президиум Московского городского суда 8 июля 1999 года протест удовлетворил, указав следующее.

Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцу правильно определен размер пенсии с учетом северной надбавки, поскольку ко дню выхода на пенсию он проходил службу в г. Мирном, который к этому времени был включен в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При переселении на постоянное жительство в местности, в которых районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, пенсия может быть сохранена при условии, если выслуга лет на военной службе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 15—20 календарных лет. В выслугу лет в названных районах засчитывается военная служба в этих районах, но не ранее чем с даты отнесения их соответствующими правовыми актами федеральных органов государственной власти к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

В обоснование своего вывода суд сослался на часть 2 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (с изменениями и дополнениями) и постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, и их семей», предусматривающие право пенсионера на сохранение пенсии в установленном размере при выезде на постоянное место жительства в местности, в которых районный коэффициент не установлен.

Суд считал, что допускается сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом районных коэффициентов при условии, если выслуга лет на военной службе указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет соответственно не менее 15—20 календарных лет.

С момента отнесения г. Мирного к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и до выхода истца на пенсию он не прослужил в этой местности 20 календарных лет, а поэтому в определенном при назначении размере пенсия не может быть сохранена.

Однако данные выводы противоречат нормам материального права.

Согласно части 2 статьи 48 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (в редакции Федерального закона от 28 ноября 1995 г.) при выезде пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер их пенсий, исчисленных с учетом соответствующего районного коэффициента.

Пунктом 16-1 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» (в редакции упомянутого постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года) предусмотрено сохранение размера пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с соответствующим районным коэффициентом, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, в которых к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.

Каких-либо указаний о том, что военным пенсионерам, которым пенсия назначена с применением соответствующего коэффициента, в установленном размере пенсия сохраняется лишь в случае проживания в местностях, отнесенных к районам Крайнего Севера, упомянутый Закон не содержит.

Закон не запрещает исчислять пенсии военному пенсионеру с учетом северного коэффициента, если к моменту выхода на пенсию не прошло 15—20 лет со времени включения местности, где проходил пенсионер военную службу, в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

К тому же в соответствии со статьей 43 названного Закона пенсии военнослужащим исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Поэтому оснований для вывода о том, что к военному пенсионеру, прослужившему в Вооруженных Силах Российской Федерации более 20 лет в местности, отнесенной к северным, не применяются положения Закона, дающего право на получение районного коэффициента, у суда не имелось.

При таких обстоятельствах судебные решения подлежат отмене, а дело — направлению на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции (см. постановление Президиума Московского городского суда от 8 июля 1999 года);

б) Д. обратился в суд с иском к ответчику о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии с учетом инфляционного коэффициента, указывая на то, что проходил военную службу в различных должностях на кораблях и частях ВМФ СССР в разных регионах страны, в том числе и в районах Крайнего Севера. На момент увольнения занимал должность заместителя командующего Северного флота по тылу. Выслуга лет составила в календарном исчислении 44 года 5 месяцев, в льготном исчислении — 60 лет, в том числе в районах Крайнего Севера — более 35 лет. 1 июня 1993 года введен в действие Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В перерасчете назначенной пенсии с применением районного коэффициента за службу в районах Крайнего Севера ему Мосгорвоенкоматом было отказано, данный отказ истец считает неправомерным.

Истец в судебном заседании иск поддержал.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением Тверского межмуниципального суда г. Москвы от 5 октября 2000 года в удовлетворении иска Д. отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 декабря 2000 года решение суда оставлено без изменения. Председатель Московского городского суда в протесте поставил вопрос об отмене судебных решений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, выслушав Д., заключение прокурора, полагавшего протест обоснованным, президиум Московского городского суда 10 мая 2001 года протест удовлетворил, указав следующее.

Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что гарантиии компенсации, установленные Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», на положения которого истец ссылался в обоснование своего иска, предоставляются только тем лицам из числа военнослужащих, которые проживают в этих местностях и получают пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Истец под данную категорию лиц не подпадает, поскольку пенсия ему назначена и выплачивается на основании Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», пенсия же с применением районных коэффициентов в период проживания истца в районах Крайнего Севера ему не назначалась.

Между тем с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета конкретных положений Закона.

В силу пункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, а согласно статье 31 данного Закона лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения, за пенсией.

Из материалов дела следует, что истец — пенсионер Минобороны России, контр-адмирал в отставке, ветеран Вооруженных Сил СССР, ветеран Великой Отечественной войны, на момент увольнения занимал должность заместителя командующего Северного флота по тылу, имеет выслугу лет, в том числе в районах Крайнего Севера, более 35 лет.

Таким образом, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело — направлению в тот же суд на новое рассмотрение в ином составе судей (см. постановление Президиума Московского городского суда от 10 мая 2001 года).

В продолжительность службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (не менее 15 и 20 календарных лет соответственно), дающей право на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента, включаются периоды военной службы, в том числе и по призыву (срочная военная служба), а также периоды службы в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел со дня прибытия в эти районы и местности по день убытия из них включительно. Учеба и какие-либо другие виды деятельности в выслугу лет, дающую право на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, не включаются.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1 решения о введении районных коэффициентов, касающиеся всех непроизводственных отраслей, и установлении их размеров могут приниматься только на федеральном уровне Президентом или Правительством Российской Федерации.

В случае введения в районе соответствующих коэффициентов решением органов власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления все дополнительные расходы на выплату военных пенсий с учетом этих коэффициентов должны осуществляться за счет средств местного бюджета субъекта Российской Федерации или местного органа самоуправления, принявшего такое решение.

Габбасов Д.Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 28 ноября 1967 года № 512/П-28, которым утверждены размеры районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, в части применения районного коэффициента в размере 1,2 для пенсионеров, проживающих в перечисленных в этом постановлении районах.

В обоснование своей жалобы указал на то, что является военным пенсионером и получает пенсию за выслугу лет, размер которой определен с применением предусмотренного обжалуемым постановлением коэффициента 1,20, хотя в Приморском крае установлен коэффициент 1,30, в результате ограничены его права, предоставленные статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», устанавливающей единый для всех производственных и непроизводственных отраслей коэффициент к заработной плате.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2000 года в удовлетворении жалобы отказано.

В кассационной жалобе Габбасов Д.Х. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд по своей инициативе изменил основание иска, не определил и не принял во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для ее удовлетворения и указала следующее.

Как следует из жалобы Габбасова Д.Х., предметом обжалования является нормативный правовой акт — постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 ноября 1967 года № 512/П-28, основанием — его несоответствие федеральному закону (л.д. 1—2). Судом рассмотрено дело, исходя из указанного заявителем основания, обжалуемый акт признан не противоречащим закону.

Ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что им обжаловались действия пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации, несостоятельна, не соответствует содержанию поданной им жалобы. Подобные требования статья 116 ГПК РСФСР не относит к подсудности Верховного Суда Российской Федерации и к производству данным судом не принимались (л.д. 14).

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Судом первой инстанции установлено, что обжалуемый нормативный правовой акт, определяющий районный коэффициент в размере 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Приморском крае, соответствует закону, гражданских прав и охраняемых законов интересов заявителя не нарушает. Статья 48 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей», на основании которого заявителю назначена пенсия, предусматривает исчисление пенсии для лиц, указанных в этой статье, с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Именно для такой категории рабочих и служащих установлены размеры районныx коэффициентов обжалуемым нормативным правовым актом.

Обжалуемый акт не противоречит Закону Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», в статье 10 которого закреплено правило об установлении единого для всех производственных и непроизводственных отраслей районного коэффициента к заработной плате.

Как правильно указано в решении суда, данный районный коэффициент и порядок его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства Российской Федерации. До настоящего времени такого правового акта на федеральном уровне в Российской Федерации не принято, продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза СССР, к которым относится и оспариваемое заявителем постановление.

Решение Приморского краевого Совета народных депутатов от 13 сентября 1991 года № 263, по которому предприятиям и организациям Приморского края было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента 1,30, не является актом федерального уровня, а указанный коэффициент не может быть признан единым районным коэффициентом, который предусмотрен статьей 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Затраты в связи с начислением коэффициента 1,30 должны производиться зa счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления.

Выплата пенсий военнослужащим и приравненным к ним лицам осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к таким пенсиям также должны быть установлены только федеральным законодательством.

Акта федерального уровня, определяющего районный коэффициент в Приморском крае в размере 1,30, не имеется, в связи с чем утверждение заявителя о несоответствии оспариваемого им положения нормативного правового акта федеральному закону несостоятельно.

Судом юридически значимые обстоятельства определены и установлены правильно, решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 306 ГПК РСФСР, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Следовательно, решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2000 года подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба Габбасова Дамира Хабибьяновича — без удовлетворения (см. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2000 года).

3. В соответствии с частью 3 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5 (часть 3 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 вступает в силу с 1 января 2003 года).

4. Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации «Об округлении среднемесячного заработка для начисления пенсий и размеров пенсий» от 14 мая 1993 года № 4970-1 пенсии, назначаемые уволенным с военной службы гражданам и членам их семей, с начисляемыми в положенных случаях надбавками к ним, повышениями и районным коэффициентом округляются до полных рублей. При этом сумма до 50 копеек включительно отбрасывается, а свыше 50 копеек принимается за полный рубль.