logo search
учебник политологии

Основные черты и тенденции функционирования и развития современного мирового политического процесса.

Как и в прошлом, на развитие и функционирование современного мирового политического процесса определяющее воздействие оказывают формационный и цивилизационный факторы. Формационный связан с сохраняющимся разграничением государств и стран по социально-экономическому и политическому признакам. Кроме того, он заключается в различиях отдельных народов, в географических и геополитических условиях их развития, в их принадлежности к различным мировым религиям и местным конфессиям, тем или иным типам культур и системам духовных ценностей, в особенностях обычаев, нравов, традиций и менталитета населения. Следствием этого являются проблемы и противоречия в отношениях между народами и странами, несовпадение и даже антагонизм их интересов, разное положение и роль в системе международных отношений как субъектов мирового политического процесса.

Цивилизационный фактор в современных условиях составляют мировые интеграционные процессы в экономике (формирование мирового рынка и мировых производительных сил), развитие и внедрение во все сферы общественной жизни инновационных технологий, выдвижение в центр международных отношений и связей проблемы выживания и развития мировой цивилизации, ее защиты от современных опасностей и угроз. Имея приоритетное значение, по сравнению с формационным фактором, цивилизационный создает основу сближения народов и государств во всех сферах жизни, их большего понимания друг друга, общения и доверия между людьми.

В современном мировом развитии преобладающей его ориентацией стала глобализация, которая ведет к универсализации и гомогенизации мира, открытости национальных границ, формированию общих закономерностей и черт в функционировании и развитии государственно-национальных образований и структур в рамках единой мировой цивилизации. В международной политической жизни одним из важных показателей глобализации является неодолимое стремление и движение народов и государств по пути демократии. При всей несхожести конкретных форм и результатов демократических преобразований в отдельных странах и регионах всеобщее значение в современном мире приобрело стремление народов упразднить авторитарно-бюрократические и охлократические политические режимы, строить и совершенствовать гражданское общество, правовое и социальное государство. Утверждение демократии в международных отношениях все более осознается народами как реальная гарантия формирования справедливого мирового порядка, взаимовыгодных межгосударственных отношений, основанных на учете соблюдения интересов их субъектов.

В этих условиях мировой политический процесс обретает новое качество, характеризуется принципиально новыми чертами. К основным чертам современного политического процесса относятся: во-первых, рост числа субъектов мирового политического процесса, расширение социального пространства его влияния. Сегодня субъекты мирового политического процесса постоянно пополняются за счет возникших в последние десятилетия новых государств, государственных и негосударственных объединений и организаций. Расширение социального пространства мирового политического процесса связано с демократическими преобразованиями в государствах, находившихся до последнего времени в зонах тоталитаризма, фашизма, расизма, военной диктатуры; во-вторых, переходное состояние мирового политического процесса. Оно связано с тем, что его субъекты ведут активный поиск новой модели мирового политического порядка, основанной на балансе и всестороннем учете их потребностей и интересов, путей и способов его установления; в-третьих, тесное переплетение в мировом политическом процессе революционных и эволюционных (реформаторских) начал и форм его функционирования и развития; в-четвертых, противоречивость и поливариантность развития мирового политического процесса. Они обуславливаются тем, что в деятельности его субъектов сочетаются как сознательные, упорядоченные способы и приемы, так и стихийные, спонтанные; в-пятых, альтернативный (как прогрессивный так и регрессивный) характер развития мирового политического процесса. Это связано с различной политико-идеологической ориентацией современных социально-политических сил. Наряду с прогрессивными, среди них сегодня сохраняются и консервативные, а также отстаивающие регрессивно-реставраторские начала в мировой политике; в-шестых, относительная независимость мирового политического процесса от социально-экономических факторов общественного развития. В международной политической жизни все более проявляется самостоятельность ее субъектов, их независимость от базисных отношений и структур, собственная субстанциональность и самоценность; в-седьмых, расширение социальной базы мирового политического процесса, видоизменение структуры, механизма, форм и методов осуществления мировой политики. В современных условиях в мировом политическом процессе в той или иной форме участвуют не только государства и народы и их объединения, но и другие разнообразные социально-политические силы и движения, такие как партии и профсоюзы, молодежные, женские и конфессиональные организации, армия, группы поддержки и давления и т.д.

Основные черты современного мирового политического процесса свидетельствуют о его сложности и неоднозначности, разнообразии начал в функционировании и развитии. Мировому политическому процессу сегодня присущи преемственность и новаторство, необратимость и повторяемость, скачкообразность и плановость, регулируемость и стихийность, стабильность и изменчивость. Преобладающими тенденциями его функционирования и развития в современных условиях являются: усиление международных политических интеграционных отношений, формирование глобальной системы политического взаимодействия; стремление США и их ближайших союзников как субъектов мирового политического процесса к мировому политическому господству, военно-силовому решению ключевых проблем мировой политики; возникновение и развитие новых геополитических регионов мира и «центров силы» мировой политики; усиление конфронтации между различными социально-политическими силами современного мира1.

Усиление международных политических интеграционных отношений, формирование глобальной системы политического взаимодействия, как тенденция функционирования и развития мирового политического процесса, является следствием объективной необходимости обеспечения выживания и развития человечества, его защиты от опасностей и угроз. В современных условиях реализация такой необходимости во многом связана с выработкой и практическим воплощением концепции «нового мирового порядка». Такая концепция должна учитывать новые реальности глобальной политической обстановки, когда на смену противостоявшим друг другу военно-политическим блокам и социально-экономическим системам, представлявшим собой т.н. двухполюсный мир, пришел бы мир, способный утвердиться как многополюсный. Это предполагает создание систем международной безопасности, построенной не балансе силы, а на балансе интересов.

Выработка и реализация концепции «нового мирового порядка», создание обновленной системы международной безопасности потребовали значительного расширения и углубления в последние годы политического взаимодействия субъектов мирового политического процесса, повышения их роли в международных отношениях. Особое значение здесь имеет деятельность международных и региональных организаций и объединений и прежде всего ООН. Они являются эпицентрами мирового политического развития, определяют теоретико-доктринальные основы и принципы организации мирового политического пространства. Усилению интеграционных отношений в международной политике, глобального политического взаимодействия способствует развитие двусторонних и многосторонних отношений между государствами как участниками международной жизни, внедрение норм международного права, образующих правовое поле мировой политики. Все более остро в последнее время ставится вопрос о создании наднациональных органов управления мировым сообществом с обязательным выполнением всеми субъектами международной жизни принимаемых этими органами решений и жесткой системой санкций за их неисполнение. В качестве одного их таких органов может быть обновленная ООН, предложения, по реформированию которой неоднократно выдвигались различными государствами, в том числе и Россией. Интеграция мировых политических отношений, расширение разнообразия глобального политического взаимодействия значительно повышают силу и действенность мирового политического процесса, его влияние на современную мировую цивилизацию.

Заметной и ярко выраженной тенденцией современного мирового политического процесса является стремление США и их ближайших союзников как субъектов мирового политического процесса к мировому политическому господству, военно-силовому решению ключевых проблем мировой политики. Известно, что многие столетия международные отношения строились на приоритете силы над правом. Более сильные государства создавали великие империи, порабощали народы целых континентов. Насилие, или угроза его применения являлись главным инструментом межгосударственных отношений и моровой политики. Относительно же мирные периоды мировой истории были обусловлены тем, что на международной арене складывался баланс сил между ведущими государствами мира, и их коалициями. После Второй мировой войны, с образованием двух противоположных общественно-политических систем, мирный характер развития мировой человеческой цивилизации в решающей степени обеспечивался балансом силы между СССР и США, НАТО и Варшавским Договором. С распадом Советского Союза и мировой системы социализма этот баланс был нарушен. В такой ситуации США, как единственная мировая сверхдержава, начали диктовать свою волю народам и странам мира, стремятся навязывать, отвечающие их национальным интересам, принципы организации международной жизни всему мировому сообществу, а блок НАТО превратился в инструмент агрессии против независимых государств. В последние годы военно-силовые акции США и НАТО против других государств проводятся не только с санкции ООН, но и без них, как это было, например, в отношении Югославии и Ирака. Основной целью этих и других санкционированных и не санкционированных ООН военно-силовых акций является подавление и разоружение одних и устранение других государств, не желающих подчиняться диктату США и их партнеров, навязываемым ими нормам и правилам поведения.

США и их ближайшие союзники для обеспечения своего ведущего положения в мировом политическом процессе в полной мере используют современную глобализацию. Западный мир и Япония на словах пропагандирующие теорию «мира без границ» на деле самоизолируются, выдвигают идеи и предложения, реализация которых дает им односторонние преимущества в международных отношениях. В настоящее время примерно 72 % мировых инвестиций приходится на взаимные капиталовложения США, ЕЭС и Японии1. Правящие элиты наиболее развитых стран не стремятся использовать ресурсы современной человеческой цивилизации для обеспечения ее будущего, а предпринимают усилия по их присвоению ограниченным меньшинством «избранных», считающих все остальное человечество недостойным этого богатства. Это ограниченное меньшинство составляет элитарный мировой «клуб», состоящий примерно из 20-ти стран либеральной демократии. Все остальные государства мира не «доросли» до демократии и относятся к «нецивилизованным» странам, а часть из них – к странам-изгоям.

Сегодня действия США и их союзников на мировой арене ориентированы на создание такой модели мира, которая предполагает их приоритетное, ведущее положение в системе международных отношений. Ими предпринимаются попытки построить современный миропорядок как однополюсный мир, или разделить мировое пространство на зоны интересов (сферы влияния) наиболее развитых государств. При однополюсном мире место на его «вершине» отводится США, которые опираются на своих ближайших союзников. Разделение современного мира на зоны интересов его ведущих государств предполагает, с одной стороны, поддержание согласованного баланса интересов и сил между этими государствами, а с другой – ущемление Интересов остальных государств мира. Такие действия США и их союзников ведут к дестабилизации современного мирового политического процесса, вызывают сопротивление со стороны его других субъектов.

В последние годы в мировом политическом процессе все очевиднее набирает силу тенденция возникновения и развития новых геополитических регионов мира и «центров силы» мировой политики. Эта тенденция прежде всего обусловлена возникающими противоречиями между США и их союзниками, наличием разногласий в Североантлантическом блоке. Страны Евросоюза по различным проблемам международной политики сегодня нередко имеют свою, отличную от США, позицию. Так, в 2003 году некоторые из них не только не приняли участие в коалиционных военных действиях, под эгидой США, направленных на свержение политического режима С.Хусейна в Ираке, но и выразили отрицательное отношение к этой акции. Прямым вызовом США со стороны Евросоюза стало и введение единой европейской валюты, подрывающей монополию американского доллара на мировом финансовом рынке. Все это означает, что в Западной Европе формируется новый геополитический центр, который в перспективе может стать сильным соперником США на международной арене. Усиливается экономическое и политическое противоборство США и Японии, которая постепенно отдаляется от своего традиционного партнера и устанавливает все более тесные взаимоотношения со своими азиатскими соседями. Следствием этого может стать формирование вокруг Японии нового геополитического «центра силы».

Изменения в расстановке сил в современном мире во многом связаны также с осознанием народами некогда колониальных и зависимых стран своих национальных интересов, их активным включением в международные политические отношения. Проявляя высокую активность в мировой политике народы Африки, Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, которых столетиями эксплуатировали развитые страны Западной Европы, Северной Америки, Япония, сегодня борются за равноправные международные отношения, оказывают активное сопротивление их стремлению к мировому господству. Используя внутренние сырьевые и демографические ресурсы, геополитическое положение, информационно-технические возможности в условиях глобализации, они целеустремленно наращивают свой потенциал, включаются в мирохозяйственные и политические связи. Уже длительное время проводит самостоятельную, исключающую внешнее влияние, внутреннюю и международную политику Китай. С учетом темпов экономического развития, роста ВВП, усиления военной мощи он постепенно превращается в «сверхдержаву» глобального масштаба. К середине XXI века Китай может стать одним из «центров силы» на земном шаре, основным соперником США за мировое лидерство. Не малые шансы стать в XXI веке мировой державой имеет Индия. Эта страна обладает ядерным оружием, поддерживает высокие, устойчивые темпы экономического развития, а ее население составляет более миллиарда человек и увеличивается самыми высокими темпами в мире. Меняется расстановка социально-политических сил в Южной Америке. Часть из государств этого региона – членов ОАГ, постепенно освобождается от политического и экономического диктата США, стремятся проводить единую корпоративную политику, соответствующую их национальным интересам.

Реальные возможности для формирования нового геополитического региона имеются и на пространстве СНГ. В последнее время Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан прилагают целенаправленные усилия по восстановлению тесного взаимодействия и развитию взаимовыгодного сотрудничества. На многосторонней и двусторонней основе этими государствами создан ряд региональных объединений и организаций экономического, политического и оборонного характера, таких как ОДКБ, ЕВРАЗЭС, Союз Белоруссия – Россия, функционирование которых обеспечивает решение общих для всех и национальных проблем отдельных государств, преодоление противоречий и трудностей в отношениях между ними. В перспективе при дальнейшем объединении и интеграции государств Содружества на постсоветском пространстве возможно складывание одного из «полюсов мира», коллективного субъекта мирового политического процесса. Ведущая роль в этом принадлежит России, которая занимает особое геополитическое положение в мире, обладает значительными и разнообразными ресурсами, научно-техническими и промышленными возможностями, вторым по мощности ядерным потенциалом в мире.

Возникновение новых геополитических регионов и «центров силы» в мировой политике на рубеже ХХ - XXI веков и их формирование, и развитие в ближайшей исторической перспективе предполагают соответствующий мировой порядок. Наиболее оптимальной его моделью для большинства субъектов мирового политического процесса, с учетом современной политической ситуации в отдельных регионах мира, глобальной политической обстановки является многополюсный мир. Такой мировой порядок представляет собой наличие в мире, находящихся во взаимодействии и взаимосвязях групп государств и геополитических центров, сложившихся на основе совпадения интересов, специфики условий и факторов жизнедеятельности их участников. В отличие от однополюсного мира, предполагающего разделение мирового пространства на зоны интересов ведущих государств, многополюсный мир является важнейшим условием поддержания относительной стабильности мирового политического процесса, сохранения национального суверенитета и независимости государств мира, относительно справедливого распределения статусов и ролей народов, стран, их коалиций и объединений в системе международных отношений.

Усиление конфликтности и противоречий между различными социально-политическими силами современного мира как тенденция современного мирового политического процесса со всей очевидностью проявилась в последние десятилетия. В значительной степени эта тенденция, как и другие, связана с теми изменениями в мире, которые произошли в результате распада СССР и мировой социалистической системы, исчезновения главной оси мирового противостояния второй половины ХХ века, оказывающего влияние на функционирование практически всех стран и народов земного шара, по линии СССР – США. Результатом этих изменений стали как возросшая самостоятельность, так и ярко выраженная дифференциация субъектов мирового политического процесса, очевидность существенных различий в их социокультурных и ценностно-нормативных представлениях о необходимом мироустройстве, приоритетах и характере международных отношений. Все это и стало главной причиной противоборства и противостояния социально-политических сил современного мира, их конкуренции и соперничества за свой статус и роль в международных политических отношениях.

Конфликтность и противоречивость между различными социально-политическими силами современного мира во многом связано с противостоянием типов современной цивилизации, имеющих свою историю, традиции, культуру, разный уровень социально-экономического развития. Конфликтность и противоречивость главным образом определяются тем, что современное мировое сообщество разделено на две основные группы: развитые страны мира (западная цивилизация) и остальной мир (население доиндустриальных, развивающихся стран). Между этими группами стран и их народами существует огромный разрыв в экономическом развитии, в социальных условиях и уровне жизни, индексе человеческого развития. Социально-политические силы, выражающие интересы этих стран и народов ведут сегодня острую борьбу между собой за обладание и распределение жизненно важных ресурсов. Причем, это противостояние и борьба постоянно усиливаются, становятся все более изощренными и негуманными, что ведет к дальнейшей конфликтности и противоречивости мирового политического процесса. Преодоление противоборства и противостояния социально-политических сил современного мира возможно на основе принципов гуманизма и социальной справедливости, норм международного права.

Основные тенденции функционирования и развития мирового политического процесса свидетельствуют о его сложности и неоднозначности. Вместе с тем, большинство его субъектов осознает, что выживание человечества сегодня возможно лишь на основе сотрудничества и развития взаимоотношений между всеми странами и народами мира, объединении их усилий в решении глобальных проблем современности, предотвращении и нейтрализации угроз существованию и развитию земной цивилизации.

Глобальные проблемы современности являются в современных условиях важнейшим объектом мировой политики, относятся к приоритетам мирового политического процесса. Они представлены четырьмя основными группами не решенных вопросов, относящихся к международным отношениям в целом, их отдельным сторонам и аспектам.

Первая группа – проблемы социально-политического характера. К ним относятся: предотвращение ядерной войны; нераспространение оружия, разоружение; мирное разрешение региональных, межгосударственных и межнациональных конфликтов; борьба с терроризмом и международной преступностью; строительство ненасильственного мира на основе утверждения доверия между народами; формирование и укрепление устойчивой системы всеобщей безопасности.

Вторая группа – проблемы социально-экономического характера. Ими являются: преодоление слаборазвитости стран Азии, Африки и Латинской Америки и связанной с ними нищеты и культурной отсталости народов, справедливое распределение между странами различных континентов ресурсов мировой цивилизации; обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта; поиск оптимальных путей удовлетворения потребностей человечества в энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсах; оптимизация демографической ситуации в мире; освоение в мирных целях околоземного пространства и мирового океана.

Третья группа – социально-экологические проблемы. Это: улучшение состояния газовой оболочки атмосферы; гармоничное развитие живой и неживой природы; рациональное использование естественного потенциала планеты; нейтрализация и предотвращение вредного воздействия человеческой деятельности на природу.

Четвертая группа – проблемы человека, его жизнедеятельности и безопасности. Их составляют: обеспечение человеческого измерения общественного прогресса; юридическое закрепление и фактическое обеспечение основных прав и свобод личности, ликвидация голода, эпидемических заболеваний; борьба с наркоманией, охрана здоровья; создание условий для гармоничного развития личности и реализации ее потребностей и интересов; преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства и результатов его деятельности.

Глобальные проблемы современности разрешаются усилиями всех субъектов мирового политического процесса, координацией их действий. Не решив этих проблем, человечество не преодолеет углубляющийся кризис современной цивилизации, ее противоречия, не обеспечит своего выживания и прогрессивного развития. Это требует дальнейшего совершенствования всех элементов современного мирового политического процесса, оптимизации его функционирования и развития в интересах всех народов и стран.

* *

*

Мировой политический процесс представляет интегральную характеристику мирового сообщества. По содержанию мировой политический процесс охватывает всю совокупность взаимосвязанных политических явлений, событий и действий в международной жизни. Он формируется в результате взаимодействия субъектов мировой политики по поводу их статуса и роли в международных отношениях. Мировой политический процесс имеет сою структуру, динамику функционирования и развития.

Современный мировой политический процесс характеризуется качественно новыми параметрами, обусловленными объективными изменениями в мире в конце ХХ – начале XXI веков. Он обладает, по сравнению с прошлым, принципиально новыми чертами, в его функционировании и развитии в последние десятилетия обозначились новые тенденции. Основными приоритетами современного мирового политического процесса является разрешение глобальных проблем человечества, построение справедливого для всех народов мирового порядка.