logo search
учебник политологии

1. Сущность политического режима и его основные типы

Термин «режим» (фр. regime) означает – порядок, система правил и методов, управление. Применительно к политике и государственной власти он трансформировался в понятие «политический режим», которое стало употребляться в западноевропейской науке на рубеже XIX – XX веков. Характер политического режима отождествлялся в то время со степенью разделения законодательной, исполнительной и судебной властей в государстве, особенностями их взаимоотношений, а также способами формирования государственных органов. Во второй половине ХХ века категория «политический режим» вошла в широкий научный оборот.

В настоящее время в научной и учебной литературе имеются два основных подхода к определению сущности и характеристике политического режима как социального явления и научной категории: политико-правовой (юридический) и социологический1. Сторонники первого – политико-правового, основоположником которого является индийский политолог П. Шаран, отождествляют политический режим с формами государственного правления: монархической и республиканской и их разновидностями. Политический режим, по их мнению, это – конституционно-правовые принципы, институциональные нормы и ценности, регулирующие функционирование политической системы. По сути, такое определение политического режима сводит его к установленным государством формальным нормам, правилам и ценностям, определяющим методы и способы политического властвования. При таком подходе политический режим фактически совпадает с государственным (государственно-правовым) режимом, что – неправомерно, так как первое, с научной и практико-политической точки зрения, представляет более широкое явление.

В отличие от политико-правового подхода к выяснению сущности и содержания политического режима, применяемого в правоведении, в современной политической науке приоритет отдается социологическому. Этот подход разработан американским политологом Д. Истоном. Согласно ему, политический режим в обобщенном виде отражает социальную природу субъектов политической власти, характер проводимой ими политики, и включает технологию функционирования институтов политической власти, принципы, методы и формы взаимоотношений государства и общества. Это не только методы и приемы реализации политической власти государством, но и политическими партиями, общественными организациями и движениями и т.д., совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов политической системы в целом, способствующих формированию определенного облика власти.

Политический режим отражает функциональную сторону политической системы, «это,- как отмечал Д. Истон,- цели и правила политического взаимодействия».2 Он обуславливает присущий тому, или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, политические права и свободы личности, социальных групп, реальные возможности их осуществления, образ политического правления. На практике политический режим представляет собой не формальные, а реально сложившиеся и действующие принципы и методы реализации политической власти, которые порой могут и не соответствовать правовым нормам, закрепленным в Конституции страны и других актах государства. В соответствии с социологическим подходом, политический режим это определенная организация и технология функционирования государственно-политического строя общества, совокупность конкретных форм, способов, приемов и методов осуществления политической власти.

На разных этапах развития человеческой цивилизации, а также в отдельных странах одного и того же исторического периода, складываются различные политические режимы. Это, в первую очередь, связанно с тем, что господствующие в обществе классы, социальные группы, властвующая политическая элита всегда заинтересована в таком политическом режиме, который бы обеспечивал стабильность существующей политической власти, управляемость населением страны, приемлемую для них динамику и направленность развития политических отношений. Кроме того, формирование и функционирование политических режимов детерминируется содержанием и характером социально-экономических и духовных отношений в обществе, его политическими традициями, стереотипами политического сознания и поведения граждан, местом и ролью страны в системе международных отношений, профессионализмом государственной бюрократии и другими условиями и факторами.

В исторических ретроспективе и в современной политической практике известно широкое многообразие политических режимов. Для их классификации используются различные критерии. Наиболее существенными из них являются: степень участия народа в политической жизни общества, управлении государством; социальная база политического режима, отношение населения страны к институтам власти; содержание взаимоотношений между личностью, обществом и государством; наличие и соотношение формальных и реальных гарантий прав и свобод граждан; способы и методы, применяемые властью в управлении обществом, при разрешении конфликтных ситуаций; частота и интенсивность использования властными институтами средств насилия; возможность смены политического режима. На основе этих критериев, в разные эпохи и отдельных странах, выделяются различные модификации существовавших и существующих политических режимов. Так, в период рабовладения наиболее типичными были деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Распространёнными политическими режимами эпохи феодализма являлись абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, режим «просвещенного абсолютизма». В последующем сложились либеральный, либерально-демократический, военно-полицейский, фашистский (постфашистский), расистско-националистический, диктаторский, фундаменталистский и другие разновидности политического режима.

В современной политической науке существующие на практике политические режимы подразделяются на самые различные типы. Так, некоторые западные политологи выделяют в современном мире пять основных типов политического режима: западные полиархии, новые демократии, восточно–азиатские режимы, исламские режимы и военные режимы.1 Вместе с тем в большинстве зарубежных и отечественных изданий в зависимости от набора и сочетания методов и средств государственного правления и политического властвования, политические режимы современности, как правило, сводят к трем основным типам: тоталитарному, авторитарному и демократическому.2 Нередко, при анализе и характеристике политических режимов тоталитарный и авторитарный режимы власти рассматривают как разновидности антидемократического политического режима. Каждый из типов политического режима обладает своими специфическими чертами, реальным содержанием форм своей организации и функционирования.

Тоталитарный политический режим представляет собой технологию политического господства, стремящеюся к установлению абсолютного и полного контроля со стороны государственного (партийного) аппарата над всеми сферами общественной жизни и деятельности отдельных граждан. Тоталитаризм (от лат. total – весь, целый, полный) как всеобъемлющий принцип организации общественной и личной жизни пронизывает все ее стороны, все элементы политической системы общества. Установление тоталитарного политического режима начинается, как правило, с утверждения в обществе единой идеологии, которая внедряется в общественное и индивидуальное сознание как единственно правильная, истинная и поэтому обязательная для мировоззрения каждого человека. Всякая другая идеология подавляется. Тоталитарная идеология отвергает все прежние духовные ценности и заменяет их новыми, которые нередко противоречат обыденному сознанию людей, их психологии.

Всеобъемлющая идеологизация общества при тоталитарном политическом режиме сопровождается его тотальной политизацией, гипертрофией аппарата власти. Политической властью владеет одна единственная партия, а в партии небольшая группа лиц, или даже ее лидер. Происходит расширение влияния политической власти, создается мощный аппарат социального контроля и принуждения. Утверждается преимущественно централизованное политическое управление экономикой. Сужаются права и свободы человека, гарантии их реализации. В обществе действует принцип: «запрещено все, что не приказано». Законы и мораль подчиняются стратегической цели высшего политического руководства или политического вождя.

При тоталитаризме формируется адекватная его сути социальная структура. В поисках массовой социальной опоры он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, разделяет людей на своих и чужих. Социальная дифференциация общества происходит главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее являются основой социальной стратификации, социального статуса и социального положения.

Тоталитарный политический режим монополизирует духовную жизнь общества. Устанавливается жесткий государственно-политический контроль и цензура над средствами массовой информации, культурой и искусством. В сознании людей утверждаются страх и слепая вера, усиленно создается образ врага. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающие расслабления, утраты бдительности. Типичным для тоталитарного режима является милитаризация общества, содержание огромных вооруженных сил. Силовые структуры, наряду с защитой безопасности страны и обеспечением правопорядка, выполняют и карательные функции. В политическом управлении и реализации власти используются насилие, репрессивные методы. Противники режима преследуются, по отношению к ним применяются террор и физическое подавление.

Перечисленные характеристики в большей, или меньшей мере присущи всем разновидностям тоталитарных политических режимов. Это подтверждается их функционированием в годы сталинского правления в СССР, при Мао Цзедуне в Китае, в фашистской Германии, Италии, Испании, Португалии, а в настоящее время в КНДР, в некоторых странах Африки и Ближнего Востока. Вместе с тем, как показывает общественная практика, отдельные из них проявляют достаточно высокую эффективность в условиях критического состояния общества (войны, конфликты, экономические и социальные потрясения и т.п.) и в процессе выхода из него. Этим во многом объясняется легитимность подобных режимов и сохраняющаяся до сих пор их привлекательность для некоторой части людей.

Широко распространенным в прошлом и в современных условиях является авторитарный политический режим. Авторитаризм (от латинского autoritas – власть, влияние), по сути, означает антидемократический и часто антиправовой принцип властвования. Авторитарный политический режим представляет собой такую технологию политического господства и управления, при которой политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, социальной группой) при минимальном участии народа.

Авторитарному режиму присущи монополия отдельной личности или группы на власть и политику, неограниченность и централизация политической власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом допускается определенное размежевание социальных и политических сил в обществе, не исключаются некоторые элементы демократии. Возможно формальное существование, контролируемых властью, партий, профсоюзов, разделение властей. Характерен отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы – экономику и культуру.

Авторитарный режим опирается на силу, хотя и не прибегает к массовым репрессиям и террору. Армия, полиция и другие силовые структуры могут привлекаться для выполнения несвойственных им задач. В условиях авторитаризма возможен ограниченный и строго контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях. В принципе авторитаризм не допускает политической оппозиции, ее независимой легальной политической деятельности, ограничивает фактическое участие граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам государственной и общественной жизни. При авторитарном политическом режиме сохраняется определенная автономия общества и личности во внеполитических сферах, допускается существования отдельных элементов гражданского общества. Граждане формально обладают свободой, но не имеют каких-либо конституционных и реальных гарантий её реализации. Свобода носит разрешительный характер по принципу: «все, что не разрешено – запрещено».

Так, или иначе, для авторитарного политического режима свойственны командно-административный метод руководства, навязывание мировоззренческо-идеологического единомыслия и безусловного повиновения власти, широкое использование принуждения внутри общества и агрессивные установки во внешней политике. Но даже при значительной регламентации жизни в обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция и кумовство.

Авторитарный политический режим существовал в различные периоды истории человечества. Ярко выраженными признаками авторитаризма обладали древние деспотии, абсолютистские монархии средних веков. В XX веке примером такого режима были - гватемальская диктатура, режим президента Салазара в Португалии, власть бразильских военных, режимы власти в Южной Корее, Таиланде, Панаме, Аргентине, режим политической власти в СССР и других социалистических странах в 60-е – 80-е годы. В современных условиях к авторитарному политическому режиму можно отнести политические режимы в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, Абу-Даби, Белоруссии, Туркмении и других странах.

Крайним выражением авторитарных политических режимов считаются военные диктатуры. Они, как правило, устанавливаются в результате военных переворотов, заговоров, путчей. Наибольшее число примеров военных диктатур дали страны Латинской Америки, Африки, Греция, Пакистан, Турция. Такие политические режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, внутренней нестабильностью, широким распространением коррупции. Военные диктатуры делают ставку на прямое физическое насилие, во всяком случае, на начальном этапе их утверждения и функционирования. Новым для этих режимов во второй половине ХХ века стало проведение стабилизационной политики, включающей экономическую модернизацию, и осуществление социальных компенсирующих мероприятий.

Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическим. Под влиянием сложного комплекса экономических, социально-политических, культурных и иных факторов он, в конечном счете, эволюционирует в направлении демократии или тоталитаризма (в современных условиях преимущественно в сторону демократии). На практике некоторые авторитарные режимы показали свою высокую эффективность и действенность в решении многих общественно-значимых проблем – выход общества из экстремальных ситуаций, проведение радикальных реформ, достижение значимых для государства внешнеполитических целей и др.

Наиболее оптимальным политическим режимом принято считать демократический. Демократический политический режим представляет такую технологию организации политического властвования и управления, которая основана на признании народа в качестве главного источника власти, его права участвовать в решении государственных и общественных дел, наделении граждан широким кругом прав и свобод. Демократия (от латинского demos – народ и krotos – власть), составляющая сердцевину демократического политического режима, означает народовластие, широкие права и возможности народа в принятии и реализации политических решений.

Демократический политический режим представляет такое правление, при которой народ участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. В его условиях большинство лиц входящих в политические властные институты избираются народом на строго установленный период и несут ответственность перед ним. Гражданам предоставляется право создавать и организовываться в партии для реализации своих политических целей. В условиях демократического режима важнейшие политические решения принимаются большинством народа при обязательном учете интересов меньшинства.

При демократическом политическом режиме гарантируются личные права и свободы граждан, законность и правопорядок. Устанавливается свобода слова и печати, широкий доступ к информации, отсутствует цензура над средствами массовой информации. Все без исключения граждане равны перед законом, правовое поле их поведения определяется принципом: «все, что не запрещено - разрешено». Общество избавлено от произвольных действий власти, террора и насилия, суд независим и подчиняется только закону. Силовые структуры строго выполняют установленные функции, обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества.

Характерной чертой демократического режима являются разделение властей, их баланс, наличие системы сдержек и противовесов, которые обеспечиваются посредством специальных органов. Этим предотвращается возможное злоупотребление властью, возникновение авторитарной, абсолютной власти, несвязанной правом.

Важным признаком демократического режима является политический плюрализм, допускающий постоянное столкновение идей и интересов различных лиц и социальных групп. Он предполагает осуществление политической власти конкурирующими и уравновешивающими друг друга политическими партиями и организациями, существование в обществе многопартийной системы на принципах оппозиционности. Плюрализм означает свободу деятельности в обществе оппозиционных сил в рамках установленных государством норм и правил.

В условиях демократического режима отсутствует одна официальная идеология, но при этом сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Деятельность государства осуществляется гласно и открыто. Граждане информируются о принимаемых государственных решениях, имеют широкую возможность знакомиться с работой различных органов политического управления.

Демократический политический режим обладает значительными достоинствами и преимуществами, по сравнению с авторитарным и тоталитарным политическими режимами. Свидетельством этому являются демократические режимы, существующие в настоящее время в большинстве стран Запада, стремление многих современных народов к демократии. Вместе с тем, политическая наука и практика никогда не давали однозначно положительную оценку демократическому политическому режиму и составляющим его основу разновидностям демократии. Так, древнегреческие мыслители Платон и Аристотель относили демократию к самой низшей из всех законных форм правления. Они считали, что она порождает коррумпированность, способна к перерождению в тиранию. Отрицательно характеризуются также демократии, основанные на классовом принципе – рабовладельческая, феодальная, буржуазная, пролетарская и т.п. Несовершенны и некоторые современные формы западной демократии. Например, идентитарная, предполагающая некоторую идентичность управляющих и управляемых и конкурентная, основанная на свободной игре политических сил. Первая воспринимает отдельные черты, свойственные тоталитаризму и авторитаризму, а вторая – выхолащивает смысл политического плюрализма, представляя выборным лицам «свободный мандат», освобождая их от ответственности перед избирателями, открывает доступ к власти людям своекорыстным, с низкой культурой и нравственностью. В современной демократии таится также опасность для всеобщей свободы, возможность «тирании большинства» над «лучшим меньшинством».

Демократический политический режим не является идеальным, а демократическое правление может иметь многочисленные изъяны и издержки. Известный английский политик У. Черчилль отмечал, что «демократия – наихудшая из систем власти, за исключением всех остальных»1. Однако человечество пока ничего лучшего не придумало и поэтому демократия является сегодня наиболее справедливой формой правления из тех, которые методом проб и ошибок найдены за всю историю человечества.

Перечисленные характеристики типов политического режима представлены преимущественно в идеализированном виде. На практике известные в истории и функционирующие ныне конкретные политические режимы в «чистом виде» ими не обладают. Любой политический режим правомерен, когда он эффективен, обеспечивает достижение социально-значимых целей, поддержание общественной стабильности и пользуется поддержкой народа. Для этого политический господствующий класс, политическая элита или владеющая властью политическая партия, в зависимости от обстоятельств, всегда использует в управлении обществом широкий набор средств и методов, по-разному воспринимаемых различными социальными слоями и группами. Кроме того, всякий политический режим имеет как бы две стороны: одной стороной он обращен к тем, кто властвует в обществе, а другой – к тем, кем власть управляет. Естественно, что отношение к политическому режиму и его оценки с их стороны существенно отличаются. И, наконец, содержание и характер политического режима во многом определяются качеством и целями деятельности господствующего политического меньшинства, учетом с его стороны в организации и реализации политической власти национально-традиционных факторов. Поэтому большинство реально функционирующих политических режимов сочетают в себе черты различных типов, являются смешанными.

Не отвечает в «чистом» виде характеристикам ни одного из основных типов и современный политический режим в России. Сегодня это режим переходного состояния, тяготеющий к авторитаризму, но одновременно обладающий признаками демократии. Это более всего авторитарный политический режим с элементами политического корпоративизма. Основной тенденцией развития современного российского политического режима является его поступательные движения в сторону демократии, все более полное наполнение содержания и характера организации и функционирования политической власти демократическими формами и методами. Реализация этой тенденции может быть обеспечена такой концепцией демократизации политического процесса, которая соответствует специфическим особенностям российского общества, его традициям, учитывает политический опыт других стран, а также созданием системы гарантий демократическим преобразованием во всех сферах общественной жизни.

Политический режим представляет собой важнейший инструмент управления обществом, регулирования социальных процессов. Поэтому его укрепление и трансформация, с учетом изменяющихся общественных условий, являются неотъемлемыми элементами устойчивого общественного развития и прогрессивных преобразований. Стабильные общества нуждаются в прочных, эффективно функционирующих политических режимах. Общества, находящиеся в переходном состоянии, требуют трансформации существующих в них политических режимов в соответствии с избранным курсом и целями социально-политических преобразований.