logo search
Obschaya_original_1(1)

50.Правовые основы отношений с общественностью в рф.

в Российской Федерации

Деятельность по связям с общественностью носит комплексный характер и в силу этого попадает своими гранями в поле зрениях многих существующих законов. Этим объясняется тот факт, что даже в тех странах, которые имеют богатый правового регулирования коммуникационной деятельности (к примеру, на родине PR– США, во многих европейских государствах) еще не пришли к созданию отдельных законодательных актов поPR. Существует лишь система применения ряда законов кPR-практике.

В Российской Федерации такая необходимость возникла в начале 90-х годов прошлого столетия, когда PRкак сфера профессиональной деятельности и область научного знания оказались востребованными в нашей стране.

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 года стало интенсивно развиваться законодательство в сфере регулирования рынка массовых коммуникаций и СМИ.

Так, в 1995 году появляются Федеральные законы «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «Об общественных объединениях».

В середине 90-х годов выходят в свет документы, регламентирующие деятельность служб по управлению общественными отношениями (например, Положение «Об управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью»), постановления Правительства «О мерах по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации», «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

В PR-практике приходится сталкиваться с проблемой, какова же допустимая степень открытости той или иной структуры и ее информации. В этом случае специалисты в области связей с общественностью руководствуются положениями Закона РФ «О государственной тайне».

На уровне юридических лиц проблема конфиденциальности информации на предприятии также тесно связана с PR-практикой. Факты нарушения законов в этой части, безусловно, случаются. Гражданский кодекс РФ (часть первая, ст. 139, п. 2), Уголовный кодекс РФ предусматривают ответственность за разглашение, незаконное получение конфиденциальной информации, за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.

Среди законов, регулирующих рынок массовых коммуникаций, имеющих непосредственное отношение к деятельности по связям с общественностью, отметим также следующие:

от 09.02.2006 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изм.);

от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (вступил в силу с 01.09 2012);

от 14.06. 2011 № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации».

Важнейшим аспектом деятельности по управлению общественными отношениями является правовое регулирование отношений организации с потребителями. В Российской Федерации в 1992 году был принят Закон «О защите прав потребителей». Он значительно повысил ответственность изготовителей, исполнителей и продавцов за неквалифицированное решение вопросов по организации взаимоотношений с потребителями. Данным Законом регламентируется ряд вопросов, связанных с информацией при организации взаимодействия с потребителем, определяется ответственность за предоставление потребителям ненадлежащей информации.

Управление общественными отношениями трудно представить без взаимодействия с третьим сектором – некоммерческими организациями. Различные аспекты их деятельности также включены в тексты законов. Так, ГК РФ, Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 16.11.2011 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2012), Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 01.07.2011) должны быть хорошо изучены в той части, которая имеет отношение к взаимодействию с третьим сектором в ходе PR-деятельности.

Связи с общественностью в большей части осуществляются через взаимодействие со СМИ. В 1991 году был принят Закон РФ «О средствах массовой информации», который закрепил общие принципы свободы массовой информации и определил механизм организации и деятельности СМИ.

Таким образом, созданная в Российской Федерации правовая база создает для специалистов в области управления общественными отношениями основания для социально ответственного поведения и обусловливает законность их действий. Между тем имеющиеся в правовом поле пробелы, равно как и невозможность урегулировать функционирование рынка PR-услуг исключительно средствами права актуализирует проблему создания действенных механизмов этического регулирования в данной сфере.