Порядок заключения, структура и содержание хозяйственных договоров
Заключение хозяйственного договора осуществляется в соответствии с принципами, установленными для осуществления предпринимательской деятельности:
принцип равенства субъектов хозяйственных правоотношений;
принцип свободы договора;
принцип добросовестности и разумности субъектов хозяйственных правоотношений;
принцип диспозитивности.
Руководствуясь выше перечисленными принципами и ст.391 ГК Республики Беларусь свобода договора понимается двояко:
стороны вольны решать, заключать им договор или нет;
стороны самостоятельно формулируют условия договора.
Порядок заключения хозяйственных договоров урегулирован ст.ст. 402-419 ГК Республики Беларусь, Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999г. №16 «О применении норм Гражданского Кодекса Республики Беларусь регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» и другими актами законодательства [148].
Согласно общим положениям заключения договора, процесс заключения проходит в две стадии. Первая стадия содержит предложение заключить договор, данное предложение носит название – оферта. Вторая стадия заключения договора стадия согласие о принятии предложения - акцепт. При этом, стороны называются оферент и акцептант.
Не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. Оферта должна содержать:
во-первых, определенное и явное намерение заключить договор;
во-вторых, содержать существенные условия договора;
в третьих, быть адресована одному (нескольким) конкретным лицам (ст.405 ГК).
Юридическое действие оферты зависит от следующих условий: получена ли она адресатом или нет; был ли назначен в оферте срок ее действия. Оферта может быть сделана устно или письменно, например, в виде проекта договора. Оферта связывает оферента с момента ее получения акцептантом. Оферта не может быть отозвана в срок, установленный для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (ст. 406 ГК). Оферент является не связанным своим предложением, если извещение об изменении или отмене оферты получено акцептантом до получения самого предложения или одновременно с ним.
Время принятия оферты зависит от того, сделана она с указанием или без указания срока для ответа, устно или письменно. В том, случае, если в оферте существует срок для ответа, то ответ должен уложиться в срок, предусмотренный в ней. Если срок отсутствует, то в случае устного предложения - ответ должен быть получен немедленно, а в письменном виде – с учетом сроков установленных законодательством. В случае отсутствия срока в письменной оферте, ответ должен быть получен в течение нормально необходимого времени. По истечении срока для ответа оферент считается не связанным своим предложением. Но если ответ, высланный своевременно, получен с опозданием, то акцепт не будет считаться опоздавшим, если оферент немедленно уведомит другую сторону о получении акцепта. Если же по вине акцептанта, акцепт получен с опозданием, другая сторона вправе его принять, о чем должно быть сообщено акцептанту (п.2 ст.412 ГК).
Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Не всякое заявление, письмо или иное поведение акцептанта, является акцептом. Не является акцептом, ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте. Такой ответ признается новой офертой. По общему правилу молчание не является акцептом, если иное не вытекает из существа закона или соглашения сторон. Акцепт может быть выражен не только в письменной форме, но и сообщен по факсу, телеграммой или должны быть совершены определенные действия контрагента, направленные на заключение договора. Например, часто встречается оферта в виде отправления счет-фактуры по факсу.
Статьей 415 ГК Республики Беларусь предусматривается возможность заключения хозяйственного договора в обязательном порядке. Данный порядок применяется, если заключение договора является обязательным для одной из сторон в силу закона. Сторона, для которой заключение договора обязательно, должна направить другой стороне направившей оферту, извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий), в течение тридцати дней со дня получения оферты (п.1 ст. 415 ГК Республики Беларусь).
В случае, если заключение договора обязательно для стороны направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другу сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий (п.2 ст. 415 ГК Республики Беларусь).
Если сторона, для которой заключение договора является обязательным, необоснованно уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Хозяйственный договор может быть заключен также на торгах (ст. 417 ГК). Гражданский кодекс содержит лишь общие условия о проведении торгов, их проведение детально регламентируется в специальных нормативных актах. Торги обычно проводятся в форме аукциона или конкурса. Например, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» на торгах заключается договор строительного подряда, если строительство объекта осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, - при стоимости строительства объектов 3000 базовых величин и более, а в случае строительства за счет иных источников, - при стоимости строительства объектов 50000 базовых величин и более [73]. Торги устраиваются обычно собственниками имущества либо заинтересованными лицами в виде аукциона или конкурса. О проведении торгов сообщается в печати или иных средствах массовой информации. Аукционы и конкурсы могут быть закрытыми и открытыми, и считаются состоявшимися, если участие в них приняли два участника. Участники торгов вносят задаток в счет дальнейшего исполнения обязательств, в случае проигрыша этот задаток им возвращается. Лицо, выигравшее торги обязано подписать протокол о проведенных торгах в день проведения торгов, который имеет силу договора. Если он уклоняется от его подписания, то он теряет право на получение задатка.
При заключении хозяйственно-правового договора между контрагентами могут возникнуть разногласия. Они могут быть урегулированы с помощью протокола разногласий. В судебном порядке могут быть урегулированы разногласия в случае обязательного заключения договора сторонами в соответствии со ст. 415 ГК либо по соглашению сторон у которых имелись разногласия по условиям заключаемого ими договора.
Структура договорных связей между субъектами хозяйствования определяется самостоятельно контрагентами. В юридической литературе под структурой договорных связей понимается состав субъектов заключающих договор. Иные авторы включают в понятие структуры договорных связей - форму заключённых договоров и их исполнителей, однако форма не может служить средством характеристики структуры договорных связей, так как сама зависит от этой структуры и предопределяется структурой договора. Состав исполнителей так же не выражает сущности структуры договорных связей, хотя и существует взаимодействие со структурой.
Структура договорных связей может быть простой и сложной. Простая, содержит две стороны договора, например, арендатор и арендодатель. Сложная же, определяется существованием иных лиц в осуществлении договорных отношений и достижении поставленной в договоре цели. Например, в договоре строительного подряда на стороне подрядчика могут привлекаться иные лица, субподрядчики, таким образом, действует система генерального подряда и перед заказчиком за выполнение заказа будет отвечать сам генподрядчик.
По общему правилу, структуры договорных связей избираются субъектами хозяйствования самостоятельно, исходя из факторов экономического, организационного и иного порядка. Но в некоторых случаях государство может оказать влияние на формирование договорных связей, например, при заключении договора поставки для государственных нужд.
Заключение любого договора состоит во взаимном согласовании интересов воль сторон. Стороны сами выбирают способ заключения договора, т.е. те виды действий, посредством которых достигается согласование их интересов. В законодательстве предусматривается несколько способов заключения коммерческих договоров.
Договор между субъектами хозяйствования заключается в простой письменной форме, если из законодательства не следует обязательность его нотариального удостоверения или регистрации в установленном порядке, такое соглашение сторон может быть оформлено:
путём составления единого документа, подписанного сторонами;
путём обмена документами посредством почтовой, телеграфной, электронной и иной
связи, но при этом необходимо достоверное выражение воль полномочных сторон;
принятие к исполнению заказа, если заказчик создаёт все необходимые условия.
Содержание договора составляют условия, по которым достигнуто сторонами соглашение. Эти условия носят название: существенные, обычные и случайные. Договор будет считаться заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашения по всем существенным условиям договора (ст.402 ГК).
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Закрепление в законе существенных условий, которые являются обязательными, имеет место целью единообразного осуществления конкретных договорных отношений и выступают гарантией в случае нарушения субъективных прав участников, т.к. обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона. Без существенных условий не возможно существование договора. Отдельное законодательство содержит детальные перечни существенных условий некоторых видов договоров. Так ст. 17 Закона о страховании признаёт таковыми - объект страхования, размер страховой суммы, размер страховых взносов и сроки их уплаты, перечень страховых случаев, срок страхования, начало и окончание действия договора [42].
В хозяйственном договоре необходимо чаще всего формулировать специальный раздел – сроки. Их существует два вида: начало и окончание срока действия договора и срок исполнения обязательства. Срок можно отнести к числу существенных условий договора.
Хозяйственные договоры являются возмездными, поэтому к их существенным условиям относится цена, которая выражается в подлежащей уплате денежной сумме или указывается способ исчисления. Обязательно формулируется, в каком порядке будет осуществляться платеж.
При отсутствии какого-либо одного из существенных условий в договоре, он будет считаться не заключенным.
Обычными именуются условия, устанавливаемые в нормативном порядке, т.е. диспозитивными нормами, которые применяются сторонами без специальной договоренности.
Случайными условиями договора являются такие, которые изменяют либо дополняют обычные условия и включаются в текст договора по усмотрению сторон и только после этого приобретают обязательную силу, что указано в п. 3 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999г. №16 «О применении норм Гражданского Кодекса Республики Беларусь регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» [148].
Говоря о структуре договора, следует отметить, что он обычно состоит из:
Преамбулы: содержащей наименование договора и его номер, место и дату подписания договора, определение сторон договора;
Предмет договора;
Сроки исполнения договора;
Цена договора;
Права и обязанности сторон по договору;
Ответственность сторон по договору;
Форс-мажорные обстоятельства;
Порядок рассмотрения споров (где и по какому законодательству) и др.
- Тема 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство. Хозяйственные правоотношения
- Понятие хозяйственного права
- Предмет, принципы и метод хозяйственного права
- Наука хозяйственного права
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Вопросы к теме:
- Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Приостановление и аннулирование лицензии. Ответственность за нарушение лицензионных правил и условий
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Вопросы к теме:
- Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Законодательство о субъектах хозяйственной деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Общая характеристика прекращения деятельности субъектов хозяйствования (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Тема 4: Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Право собственности как основа хозяйствования
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Вопросы к теме:
- Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Правовой режим субъектов правоотношений связанных с банкротством
- Подача заявления о банкротстве. Досудебное оздоровление
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Тема 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности
- Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Законодательство о приватизации
- Субъекты и объекты приватизации
- Формы и способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре
- Понятие хозяйственного договора
- Система и виды хозяйственных договоров
- Порядок заключения, структура и содержание хозяйственных договоров
- Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Тема 8. Санкции (ответственность) в хозяйственных отношениях
- Понятие и значение хозяйственных санкций (ответственности). Виды санкций (ответственности)
- Понятие и виды мер оперативного воздействия
- Тема 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
- Понятие о качестве продукции (работ и услуг) и средствах его обеспечения
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Вопросы к теме:
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования
- Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
- Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании
- Вопросы к теме:
- Тема 11. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции
- Антимонопольное законодательство и государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее виды
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Вопросы к теме:
- Тема 12. Правовое регулирование деятельности бирж
- Законодательное регулирование деятельности бирж. Товарные биржи. Сделки, совершаемые на товарных биржах
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж. Биржевые сделки
- Правовое регулирование деятельности валютных бирж
- Тема 13. Правовое регулирование деятельности банков
- Понятие банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковская система Республики Беларусь
- Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь
- Правовой режим создания и деятельности коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Тема 14. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Понятие и субъекты рынка ценных бумаг
- Профессиональная деятельность по ценным бумагам
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Вопросы к теме:
- Тема 15. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Законодательство об инвестиционной деятельности
- Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Вопросы к теме:
- Экзаменационные вопросы по курсу «Хозяйственное право»
- Используемая в авторском курсе литература и нормативные акты: