logo search
Obschaya_original_1(1)

49. Общественное мнение как структурный элемент pr

Явление общественного мнения всегда привлекало внимание исследователей. Однако до сегодняшнего дня не существует единого подхода в понимании данного феномена. Среди множества определений этого понятия как наиболее сущностное выделим определение Густава Блумера, по мнению которого общественное мнение – это центральная тенденция, установленная в борьбе между отдельными мнениями и, следовательно, оформленная соответствующей силой противодействия, которая между ними существует. Общественное мнение, таким образом, всегда движется по направлению к какому-то решению. Являясь совокупностью суждений и оценок, общественное мнение представляет собой динамический процесс, а не «застывшее» образование.

В теории связей с общественностью под общественным мнением понимают коллективное оценочное суждение той или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение к событиям и фактам, связанным с деятельностью базисного PR-субъекта.

Основу содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты. В поле зрения общественного мнения попадают лишь те проблемы, которые вызывают общественный интерес, отличаются актуальностью и дискуссионностью.

Общественное мнение далеко не всегда адекватно их отражает, оно может быть предвзятым и односторонним. В этом процессе мнение какого-либо меньшинства может оказывать гораздо большее влияние на формирование коллективного мнения, чем взгляды большинства. Общественное мнение может основываться на предрассудках и заблуждениях, в нем велика роль установок и стереотипов.

В качестве субъекта общественного мнения выступают классы, группы, слои населения.

Постоянными, устойчивыми характеристиками общественного мнения являются:

- внутренняя противоречивость и несбалансированность;

- зависимость от динамики политических и других изменений;

- относительная устойчивость основных сформулированных позиций;

- упрощенность оценок.

Можно выделить наиболее важные функции общественного мнения:

- оценочная (в ней выражается отношение масс к действиям властно-управленческих структур, политическим партиям, социальным институтам);

- защитная (критическая) функция выражается в том, что социальные общности и группы могут отстаивать свою позицию и защищать свои права легитимными способами и средствами, гарантированными им Конституцией и законами Российской Федерации;

- мобилизующая (она проявляется в побуждении людей к определен­ным социальным действиям (или сознательному бездействию) для утверждения защиты истинных ценностей общества, его продвиже­ния вперед, к прогрессу);

- контрольная функция общественного мнения заключается в его позиции по отношению к объекту, которая придает ему характер силы, способной следить за деятельностью властно-управленческих структур в конкретных ситуациях;

- консультативная функция выражается в способности общественности видеть, слышать и давать «советы» относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем и злободневных ситуаций;

- директивная (предписывающая) проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющим императивный характер (например, волеизъявление во время выборов, референдумов);

- регулятивная функция заключается в том, что любое воздействие общественного мнения на властно-управленческие структуры прямо или косвенно включается в процесс регулирования общественных отношений благодаря силе аргументов.

Формирование общественного мнения может быть как стихийным, так и сознательным. Во втором случае общественное мнение фактически выступает как «конечный» объект управления, становясь предметом РR-воздействия на общественность. Не случайно один из вариантов определения PR как раз и сводится к тому, что это деятельность по формированию общественного мнения (или по управлению общественным мнением). Управление общественным мнением всегда начинается с важнейшего этапа – его изучения. Изучение общественного мнения является самостоятельной отраслью, представленной целым рядом профессиональных центров. Наиболее крупные и авторитетные в нашей стране – это ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), фонд «Общественное мнение» и др.