10. Форма государственного (территориально-политического) устройства
Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.
Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, культурный и этнический факторы.
Основные признаки унитарной формы государственного устройства:
1. Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.
2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент).
3. Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность.
4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти.
5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права.
6. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.
Федерация – это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, государства) являются субъектами федерации. Основные признаки:
1. Территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. Государственные образования не обладают суверенитетом. В случае нарушения союзной конституции или союзного законодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза.
2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции.
3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов.
4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему.
5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования.
6. Двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).
В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются на:
– организованные на территориальной основе, которых большинство (Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, США, Мексика);
– организованные на национальной основе (Бельгия, Нигерия, Пакистан, частично Индия);
– организованные на смешанной национально-территориальной основе (Российская Федерация, Швейцария, Канада).
В зависимости от видов правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации:
– конституционные;
– договорные.
Конституционные федерации создаются как бы «сверху» в результате принятия конституции (США, Канада, Бразилия). Договорные возникают «снизу» на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений (Швейцария).
- М. С. Белоусов Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка
- 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
- 2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- 3. Понятие и сущность конституции, виды конституции
- 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
- 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
- 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
- 8. Понятие гражданства
- 9. Форма правления в зарубежных странах
- 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- 11. Государственный режим
- 12. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- 13. Классификация политических партий
- 14. Правовой статус и порядок деятельности партий
- 15. Понятие и сущность избирательного права, принципы
- 16. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования
- 17. Референдум
- 18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
- 19. Понятие парламента и его структура
- 20. Компетенция парламента
- 21. Правовое положение члена парламента
- 22. Порядок работы парламента, законодательный процесс
- 23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- 24. Полномочия правительства в зарубежных странах
- 25. Общая характеристика и основные принципы и системы местного самоуправления
- 26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления
- 27. Компетенция органов местного самоуправления
- 28. Конституционные основы судебной организации
- 29. Принципы правосудия
- 30. Конституционный статус судей
- 31. Конституция сша
- 32. Избирательная система сша
- 33. Конгресс, президентская власть, судебная власть сша
- 34. Государственное устройство сша
- 35. Местное самоуправление сша
- 36. Общая характеристика конституции Великобритании
- 37. Конституционно-правовое положение личности в Великобритании
- 38. Политические партии и партийная система Великобритании
- 39. Система государственных органов Великобритании
- 40. Политико-территориальное устройство Великобритании
- 41. Конституция и конституционное развитие Французской Республики
- 42. Конституционные права и свободы
- 43. Политические партии и партийная система
- 44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система
- 45. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 46. Конституция и конституционное развитие фрг
- 47. Конституционные права и свободы
- 48. Политические партии Германии
- 49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии
- 50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление
- 51. Конституция Италии
- 52. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- 53. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- 54. Государственные органы Италии
- 55. Политико-территориальное устройство Италии
- 56. Конституция Японии
- 57. Права, свободы и обязанности граждан Японии
- 58. Партийная система Японии
- 59. Система государственных органов Японии
- 60. Административно-территориальное деление, местное самоуправление
- 61. Конституция Испании
- 62. Основные права и обязанности граждан Испании
- 63. Высшие органы государственной власти и управления Испании
- 64. Региональная автономия
- 65. Конституция кнр
- 66. Политические партии, общественные («народные») организации
- 67. Основы конституционного статуса граждан кнр
- 68. Система высших органов государственной власти и управления
- 69. Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление
- 70. Конституция Индии
- 71. Правовой статус индийского гражданина
- 72. Политические партии Индии
- 73. Государственные органы Федерации, основы избирательного права
- 74. Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление
- 75. Общие положения конституций стран снг
- 76. Система государственных органов снг
- 77. Особенности латиноамериканских конституций
- 78. Партийные системы стран Латинской Америки
- 79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления
- 80. Местное самоуправление
- 81. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- 82. Формы правления в арабских странах. Монархия
- 83. Республиканская форма правления
- 84. Конституционное право Израиля
- 85. Конституция Египта
- 86. Основы правового статуса личности
- 87. Законодательная, исполнительная и судебная власть
- 88. Местное самоуправление и управление
- 89. Конституция Бразилии
- 90. Основы правового статуса личности в Бразилии
- 91. Законодательная, исполнительная, судебная власть
- 92. Бразильский федерализм, местное самоуправление и управление