22. Порядок работы парламента, законодательный процесс
Формой работы парламента является сессия, т. е. промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комитеты. Различаются очередные и чрезвычайные сессии (в Великобритании и Японии сессия созывается раз в год и длится приблизительно семь месяцев).
Для работы парламента и принятияим решений необходим кворум (определенное количество присутствующих депутатов; только при этом условии заседание считается действительным).
Возглавляет палату руководитель, избираемый депутатами, как правило, на весь срок работы палаты, но иногда на срок сессии. В отдельных случаях председателем палаты является не депутат, а лицо, занимающее это место по должности (в США, Индии сенат возглавляет вице-президент).
Внутри палат из числа депутатов создаются комитеты и комиссии (законоподготовительные, следственные, согласительные) в целях предварительной подготовки и рассмотрения вопросов, выносимых на парламентское заседание. Комитеты и комиссии могут быть постоянными и временными, обычно следственные и согласительные комиссии создаются и действуют ограниченный период времени.
Частью парламента являются также партийные фракции, которые должны насчитывать определенное число депутатов. Фракции чаще всего возглавляются лидерами политических партий.
Внешними органами парламента могут быть депутатские делегации, участвующие в межпарламентских ассамблеях, в межгосударственных союзных органах.
Заседания парламента бывают открытыми и закрытыми. На открытых может присутствовать публика, но в специально отведенных для этого местах.
Сессия может быть продлена и досрочно окончена по решению парламента; она прекращается досрочно в случае роспуска парламента.
Стадии законодательного процесса:
1. Внесение законопроекта. Парламент обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы (глава государства, палаты парламента и др.). Некоторые законопроекты, например о государственном бюджете, может вносить только правительство.
2. Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение и голосование на пленарном заседании палаты называется чтением. Обычно бывают три чтения, но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается.
В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта, после этого происходит голосование. При отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при положительном – передается в постоянный комитет (комиссию) для доработки.
Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки.
В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки.
3. Принятие закона. Осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства. Члены парламента голосуют разными способами: с помощью электронной системы, бюллетенями, поднятием руки, путем разделения, аккламацией (возгласами), в ответственных случаях используется поименное голосование.
После принятия в одной палате он поступает в другую. Одна из палат, обычно верхняя, может не согласиться с текстом, принятым другой палатой (вето палаты). Тогда вопрос решается посредством согласительных процедур (создание согласительной комиссии).
4. Промульгация и издание закона. Подписание закона, санкционирование закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в силу.
- М. С. Белоусов Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка
- 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
- 2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- 3. Понятие и сущность конституции, виды конституции
- 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
- 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
- 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
- 8. Понятие гражданства
- 9. Форма правления в зарубежных странах
- 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- 11. Государственный режим
- 12. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- 13. Классификация политических партий
- 14. Правовой статус и порядок деятельности партий
- 15. Понятие и сущность избирательного права, принципы
- 16. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования
- 17. Референдум
- 18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
- 19. Понятие парламента и его структура
- 20. Компетенция парламента
- 21. Правовое положение члена парламента
- 22. Порядок работы парламента, законодательный процесс
- 23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- 24. Полномочия правительства в зарубежных странах
- 25. Общая характеристика и основные принципы и системы местного самоуправления
- 26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления
- 27. Компетенция органов местного самоуправления
- 28. Конституционные основы судебной организации
- 29. Принципы правосудия
- 30. Конституционный статус судей
- 31. Конституция сша
- 32. Избирательная система сша
- 33. Конгресс, президентская власть, судебная власть сша
- 34. Государственное устройство сша
- 35. Местное самоуправление сша
- 36. Общая характеристика конституции Великобритании
- 37. Конституционно-правовое положение личности в Великобритании
- 38. Политические партии и партийная система Великобритании
- 39. Система государственных органов Великобритании
- 40. Политико-территориальное устройство Великобритании
- 41. Конституция и конституционное развитие Французской Республики
- 42. Конституционные права и свободы
- 43. Политические партии и партийная система
- 44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система
- 45. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 46. Конституция и конституционное развитие фрг
- 47. Конституционные права и свободы
- 48. Политические партии Германии
- 49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии
- 50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление
- 51. Конституция Италии
- 52. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- 53. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- 54. Государственные органы Италии
- 55. Политико-территориальное устройство Италии
- 56. Конституция Японии
- 57. Права, свободы и обязанности граждан Японии
- 58. Партийная система Японии
- 59. Система государственных органов Японии
- 60. Административно-территориальное деление, местное самоуправление
- 61. Конституция Испании
- 62. Основные права и обязанности граждан Испании
- 63. Высшие органы государственной власти и управления Испании
- 64. Региональная автономия
- 65. Конституция кнр
- 66. Политические партии, общественные («народные») организации
- 67. Основы конституционного статуса граждан кнр
- 68. Система высших органов государственной власти и управления
- 69. Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление
- 70. Конституция Индии
- 71. Правовой статус индийского гражданина
- 72. Политические партии Индии
- 73. Государственные органы Федерации, основы избирательного права
- 74. Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление
- 75. Общие положения конституций стран снг
- 76. Система государственных органов снг
- 77. Особенности латиноамериканских конституций
- 78. Партийные системы стран Латинской Америки
- 79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления
- 80. Местное самоуправление
- 81. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- 82. Формы правления в арабских странах. Монархия
- 83. Республиканская форма правления
- 84. Конституционное право Израиля
- 85. Конституция Египта
- 86. Основы правового статуса личности
- 87. Законодательная, исполнительная и судебная власть
- 88. Местное самоуправление и управление
- 89. Конституция Бразилии
- 90. Основы правового статуса личности в Бразилии
- 91. Законодательная, исполнительная, судебная власть
- 92. Бразильский федерализм, местное самоуправление и управление