logo
Конституционное право

23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

Правительство – коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. Оно возглавляет исполнительно-распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

В состав правительства входит возглавляющий правительство премьер-министр, который может иметь другие официальные названия – премьер, министр-председатель, государственный министр. Под руководством премьера работают министры, государственные министры, государственные секретари, парламентские секретари, которые обеспечивают связи правительства и министров с парламентскими структурами.

В составе правительства создаются более узкие структуры:

– Правительство и кабинет. Правительство включает всех министров, младших министров. Заседает и правит страной кабинет, включающий около 20 или немногим более министров, которые отбираются премьер-министром и приглашаются им в свою резиденцию на заседания обычно раз-два в неделю;

– Совет министров и совет кабинета. Заседания совета министров – это официальные заседания правительства, проходящие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;

– Президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства;

– Межведомственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных министерств.

Премьер-министр. От него зависит подбор кандидатур в состав правительства, остальных министров он назначает и смещает сам, принимает решения от имени правительства.

Способ и порядок формирования правительства определяются формой правления, конституционными нормами и принципами, политическими традициями страны:

1. В президентской республике глава государства назначает министров по своему усмотрению из известных деятелей своей партии, хотя в некоторых таких республиках в назначении министров участвует верхняя палата. Это президентский (внепарламентский) способ назначения. Правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него. Внепарламентская модель формирования правительства применяется в дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик.

2. В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, для назначения премьер-министра требуется согласие парламента. Министров президент назначает сам. Это полупарламентский способ формирования правительства.

3. В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент. Право на формирование правительства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными, словами, парламентская модель предусматривает образование правительства по итогам парламентских выборов.

По общему правилу, глава государства назначает главу правительства, пользующегося доверием большинства парламента. Такой традиционный порядок формирования правительства существует в Италии, Индии, ФРГ. Согласно конституциям этих стран, глава государства назначает главу правительства, который затем уже формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав и программу действия.