logo
Конституционное право

49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии

Парламент ФРГ фактически состоит из двух палат: нижней – Бундестага и верхней – Бундесрата. Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, депутаты избираются всем населением сроком на четыре года. Бундесрат – это орган представительства субъектов Федерации. Он состоит из членов Правительств федеральных земель. К полномочиям Бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция.

Бундестаг избирает федерального Канцлера, принимает участие в выборах федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны.

В области законотворчества бундестаг играет основную роль. Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе. Право законодательной инициативы имеют Бундесрат и федеральное Правительство. Члены Бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение.

Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые проводятся открыто и гласно.

Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого парламента сводится к тому, что деятельность федерального Правительства зависит от доверия парламента. Согласно Основному закону федеральное Правительство находится в политической зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность.

Бундесрат не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной из федеральных земель происходит смена правительства. В качестве органа законодательной власти бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии.

Главой государства является федеральный Президент, обладающий ограниченными полномочиями. Он избирается не гражданами ФРГ, а специальным органом – Федеральным собранием сроком на пять лет. Полномочия Президента в случае досрочного прекращения или обнаружения препятствий к выполнению его функций временно выполняет Председатель Бундесрата.

Федеральное Правительство представляет собой орган исполнительной власти, которые осуществляет функции управления государством. Оно состоит из федерального канцлера и федеральных министров.

Федеральный канцлер выбирается Бундестагом. Кандидатуру на данный пост предлагает федеральный Президент после переговоров с партией, показавшей наилучшие результаты в ходе выборов. Голосование по данной кандидатуре может проходить в три тура. Если кандидат получает абсолютное большинство голосов членов Бундестага, то Президент назначает его на пост Канцлера.

Федеральные министры назначаются федеральным Президентом по предложению Канцлера. Каждый федеральный министр действует самостоятельно в рамках своей компетенции и несет за это ответственность перед Канцлером.

Структура органов исполнительной власти Федерации строится в соответствии с принципом трехступенчатости: министерства – высшие (головные) ведомства, наделенное политическими функциями; ведомства среднего звена, обладающие надзорными полномочиями; ведомства низшего звена, осуществляющие сугубо исполнительские функции.

Федеральное Правительство обязано воплощать в жизнь законы, принятые парламентом, а также намечать политические цели и руководить государственными делами.

Судебная система имеет пять ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция, каждая из которых имеет свой верховный орган: Федеральная судебная палата, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам, Федеральный суд по социальным делам. Кроме того, имеются суды общей юрисдикции.