logo
Конституционное право

28. Конституционные основы судебной организации

Суд является носителем особой ветви государственной власти – судебной.

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера).

Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т. е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, по жалобе одной из сторон, в некоторых странах – протесту прокурора вышестоящим судом отменяется и дело направляется на новое рассмотрение в другой или тот же суд, но обязательно в ином составе судебной коллегии.

Судебная власть принадлежит судебной коллегии. Коллегия может состоять из профессиональных судей, из одного или нескольких судей и присяжных заседателей. Народные заседатели имеют в процессе одинаковые права с судьей, принимая решение на равных с ним основаниях большинством голосов. Присяжные, за редчайшими исключениями, участвуют только в уголовном процессе и решают лишь вопрос о виновности или невиновности подсудимого. Меру же наказания определяет судья.

Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в обществе, возникшие между его членами – юридическими и физическими лицами, – в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, рассматривающей дело, и внутренним убеждением судей (коллегии).

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав и т. д.

Суд не должен руководствоваться политическими или какими-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятии конкретного решения.

Обращение в суд, как правило, является для сторон платным. Поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности суда для бедных. В некоторых случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь, некоторые виды исков не подлежат оплате судебной пошлиной, например дела об алиментах, трудовые споры.

Длительность судебного процесса. Иногда решение дела занимает годы. Это снижает эффективность судебной власти.

Принципы осуществления правосудия:

– осуществление правосудия только судом;

– независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения;

– свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности;

– коллективное отправление правосудия;

– ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства;

– гласность, т. е. открытый, публичный суд;

– возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции, кассации, ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации;

– ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.