78. Партийные системы стран Латинской Америки
Политические партии большинства латиноамериканских стран не играют решающей роли в механизме осуществления государственной власти.
Политические партии характеризуются как организации, выражающие «демократический плюрализм». Конституции устанавливают, что принимать участие в деятельности политических партий могут лишь граждане страны, обладающие правом голоса. Принципиальным является обязанность государства не отдавать предпочтение ни одной из политических партий и предоставлять им равные возможности при проведении избирательных кампаний в пользовании средствами массовой информации.
Конституции обычно запрещают образование партий на принципах пола, расы, религии либо партий, угрожающих национальному суверенитету или нацеленных на разрушение демократической структуры управления страной. Конституции прямо декларируют, что с момента официальной регистрации все политические партии страны пользуются равной защитой со стороны государства.
Для большинства конституций латиноамериканских стран характерно отсутствие специального раздела о политических партиях. Конституции отсылают к специальным законам, подробно регулирующим деятельность политических партий. Обычно это законы о политических партиях, о финансировании избирательных кампаний и т. д. Многие аспекты деятельности политических партий определяются также в различных актах административных органов, декретах президента, распоряжениях правительства и других государственных органов (в том числе полиции, службы безопасности, военных учреждений и т. д.).
Специальные законы и подзаконные акты детально регулируют процесс создания и регистрации, требование к программам и уставам, порядок осуществления членства в партии, контроль за денежными средствами партии, основания и порядок осуществления запрещения и роспуска политической партии и т. д. Законом могут быть определены состав и компетенция органов, которые создаются как на национальном, так и на региональном уровне.
Законом устанавливается прямой контроль за денежными средствами в их доходной и расходной частях, причем партийным органам вменяется в обязанность периодически представлять сведения и финансовые отчеты в суды по избирательным делам. Партии, согласно закону, как правило, запрещается получать какие-либо финансовые средства от иностранных граждан или организаций, органов местного самоуправления, от государственных предприятий. Нарушение этих запретов может повлечь за собой различные формы ответственности партийного руководства, вплоть до уголовной, а сама партия после соответствующего судебного решения лишается всех прав, приобретенных в результате официальной регистрации.
Столь жесткая государственная регламентация деятельности политических партий не препятствует возникновению и существованию множества мелких политических партий, носящих откровенно временный и нестабильный характер. Основная цель этих временных группировок – провести возможно большее число своих сторонников на различные выборные должности в органы государственной власти или местного самоуправления.
Партийные системы латиноамериканских стран носят нестабильный характер. Страны Латинской Америки относятся к странам с многопартийной системой без монопольно действующей партии.
Особая разновидность многопартийной системы существует в Мексике, где при формальной множественности политических партий в государственной и политической жизни страны с 1929 г. фактически превалирует одна партия – Институционно-революционная партия Мексики.
- М. С. Белоусов Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка
- 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
- 2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- 3. Понятие и сущность конституции, виды конституции
- 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
- 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
- 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
- 8. Понятие гражданства
- 9. Форма правления в зарубежных странах
- 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- 11. Государственный режим
- 12. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- 13. Классификация политических партий
- 14. Правовой статус и порядок деятельности партий
- 15. Понятие и сущность избирательного права, принципы
- 16. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования
- 17. Референдум
- 18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
- 19. Понятие парламента и его структура
- 20. Компетенция парламента
- 21. Правовое положение члена парламента
- 22. Порядок работы парламента, законодательный процесс
- 23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- 24. Полномочия правительства в зарубежных странах
- 25. Общая характеристика и основные принципы и системы местного самоуправления
- 26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления
- 27. Компетенция органов местного самоуправления
- 28. Конституционные основы судебной организации
- 29. Принципы правосудия
- 30. Конституционный статус судей
- 31. Конституция сша
- 32. Избирательная система сша
- 33. Конгресс, президентская власть, судебная власть сша
- 34. Государственное устройство сша
- 35. Местное самоуправление сша
- 36. Общая характеристика конституции Великобритании
- 37. Конституционно-правовое положение личности в Великобритании
- 38. Политические партии и партийная система Великобритании
- 39. Система государственных органов Великобритании
- 40. Политико-территориальное устройство Великобритании
- 41. Конституция и конституционное развитие Французской Республики
- 42. Конституционные права и свободы
- 43. Политические партии и партийная система
- 44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система
- 45. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 46. Конституция и конституционное развитие фрг
- 47. Конституционные права и свободы
- 48. Политические партии Германии
- 49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии
- 50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление
- 51. Конституция Италии
- 52. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- 53. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- 54. Государственные органы Италии
- 55. Политико-территориальное устройство Италии
- 56. Конституция Японии
- 57. Права, свободы и обязанности граждан Японии
- 58. Партийная система Японии
- 59. Система государственных органов Японии
- 60. Административно-территориальное деление, местное самоуправление
- 61. Конституция Испании
- 62. Основные права и обязанности граждан Испании
- 63. Высшие органы государственной власти и управления Испании
- 64. Региональная автономия
- 65. Конституция кнр
- 66. Политические партии, общественные («народные») организации
- 67. Основы конституционного статуса граждан кнр
- 68. Система высших органов государственной власти и управления
- 69. Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление
- 70. Конституция Индии
- 71. Правовой статус индийского гражданина
- 72. Политические партии Индии
- 73. Государственные органы Федерации, основы избирательного права
- 74. Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление
- 75. Общие положения конституций стран снг
- 76. Система государственных органов снг
- 77. Особенности латиноамериканских конституций
- 78. Партийные системы стран Латинской Америки
- 79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления
- 80. Местное самоуправление
- 81. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- 82. Формы правления в арабских странах. Монархия
- 83. Республиканская форма правления
- 84. Конституционное право Израиля
- 85. Конституция Египта
- 86. Основы правового статуса личности
- 87. Законодательная, исполнительная и судебная власть
- 88. Местное самоуправление и управление
- 89. Конституция Бразилии
- 90. Основы правового статуса личности в Бразилии
- 91. Законодательная, исполнительная, судебная власть
- 92. Бразильский федерализм, местное самоуправление и управление