logo
Конституционное право

9. Форма правления в зарубежных странах

Форма правления – внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.

Выделяют две формы правления: монархия и республика.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.

Для абсолютной монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти без остатка в руках монарха (Саудовская Аравия, Оман).

Конституционная монархия подразделяется на два вида – дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия существуют одновременно два политических учреждения – монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним.

Парламентарная монархия – власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом.

Республика – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

Президентская республика представляет собой такую республиканскую форму правления, которая прежде всего характеризуется: соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, отсутствием должности премьер-министра, внепарламентским методом избрания президента, внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием института парламентской ответственности, отсутствием у президента права роспуска парламента.

Парламентарная республика характеризуется: провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность, наличием должности премьер-министра, правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Парламентская (парламентарная) республика распространена в современном мире гораздо меньше, чем президентская (Германия, Венгрия, Индия, Ирландия, Италия, Латвия, Португалия).

Данная форма правления юридически характеризуется следующими чертами: глава государства президент не является главой правительства; парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и сам избирает президента (или это происходит при его самом активном участии); главой правительства – премьер-министром назначается лидер партии парламентского большинства либо лидер партийной коалиции; президент осуществляет свои полномочия по предложению правительства.

Смешанные формы правления. В них сочетаются различные элементы, порою крайне противоречивые. Смешанная республиканская форма правления впервые возникла в 1958 г. во Франции, которая сегодня считается классической полупрезидентской республикой, и с тех пор получила широкое распространение (Румыния, Болгария, Литва, Португалия). Используется эта форма правления и в постсоциалистических странах, в частности, в государствах СНГ.