4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
Способы принятия конституций:
– принятие конституции специально избранным для этой цели учредительным собранием. Это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов, иногда избирается на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначается военными властями (они играют роль консультативных).
– принятие конституций парламентами.
– принятие конституции надпарламентскими органами, составной частью которых иногда были, а иногда и не были парламенты (например, Великим народным хуралом в Монголии в 1992 г.).
– принятие путем референдума – общегосударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Швейцария 1999 г.). Проект конституции либо разрабатывается специально созданным для этого учредительным собранием (Конституция Франции 1946 г. – Четвертой республики), либо правительством (Конституция Франции 1958 г. – Пятой республики), после чего выносится на референдум.
– принятие военными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению.
– принятие высшими партийными органами – съездами или исполнительными комитетами партий.
– принятие на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и групп населения.
– договорное принятие конституций в кризисных ситуациях, хотя добровольность таких соглашений нередко весьма своеобразна.
– октроирование конституций: они даровались «хорошим» монархом своему «верному народу».
– принятие основного закона в новой редакции.
Поправки в конституции вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями:
1. Проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации.
2. Поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат. Часто необходимо, чтобы оно было принято парламентом дважды с определенным интервалом. В некоторых странах второй вотум (голосование) должен иметь место только после избрания нового состава парламента.
3. После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено (ратифицировано) определенным большинством субъектов федерации.
Конституционные поправки не подлежат вето главы государства и должны быть опубликованы.
При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст.
По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются прежде всего неписаные конституции, а также конституции государств с монархической формой правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия).
Жесткие конституции – конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США).
- М. С. Белоусов Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка
- 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
- 2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- 3. Понятие и сущность конституции, виды конституции
- 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
- 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
- 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
- 8. Понятие гражданства
- 9. Форма правления в зарубежных странах
- 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- 11. Государственный режим
- 12. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- 13. Классификация политических партий
- 14. Правовой статус и порядок деятельности партий
- 15. Понятие и сущность избирательного права, принципы
- 16. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования
- 17. Референдум
- 18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
- 19. Понятие парламента и его структура
- 20. Компетенция парламента
- 21. Правовое положение члена парламента
- 22. Порядок работы парламента, законодательный процесс
- 23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- 24. Полномочия правительства в зарубежных странах
- 25. Общая характеристика и основные принципы и системы местного самоуправления
- 26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления
- 27. Компетенция органов местного самоуправления
- 28. Конституционные основы судебной организации
- 29. Принципы правосудия
- 30. Конституционный статус судей
- 31. Конституция сша
- 32. Избирательная система сша
- 33. Конгресс, президентская власть, судебная власть сша
- 34. Государственное устройство сша
- 35. Местное самоуправление сша
- 36. Общая характеристика конституции Великобритании
- 37. Конституционно-правовое положение личности в Великобритании
- 38. Политические партии и партийная система Великобритании
- 39. Система государственных органов Великобритании
- 40. Политико-территориальное устройство Великобритании
- 41. Конституция и конституционное развитие Французской Республики
- 42. Конституционные права и свободы
- 43. Политические партии и партийная система
- 44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система
- 45. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 46. Конституция и конституционное развитие фрг
- 47. Конституционные права и свободы
- 48. Политические партии Германии
- 49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии
- 50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление
- 51. Конституция Италии
- 52. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- 53. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- 54. Государственные органы Италии
- 55. Политико-территориальное устройство Италии
- 56. Конституция Японии
- 57. Права, свободы и обязанности граждан Японии
- 58. Партийная система Японии
- 59. Система государственных органов Японии
- 60. Административно-территориальное деление, местное самоуправление
- 61. Конституция Испании
- 62. Основные права и обязанности граждан Испании
- 63. Высшие органы государственной власти и управления Испании
- 64. Региональная автономия
- 65. Конституция кнр
- 66. Политические партии, общественные («народные») организации
- 67. Основы конституционного статуса граждан кнр
- 68. Система высших органов государственной власти и управления
- 69. Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление
- 70. Конституция Индии
- 71. Правовой статус индийского гражданина
- 72. Политические партии Индии
- 73. Государственные органы Федерации, основы избирательного права
- 74. Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление
- 75. Общие положения конституций стран снг
- 76. Система государственных органов снг
- 77. Особенности латиноамериканских конституций
- 78. Партийные системы стран Латинской Америки
- 79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления
- 80. Местное самоуправление
- 81. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- 82. Формы правления в арабских странах. Монархия
- 83. Республиканская форма правления
- 84. Конституционное право Израиля
- 85. Конституция Египта
- 86. Основы правового статуса личности
- 87. Законодательная, исполнительная и судебная власть
- 88. Местное самоуправление и управление
- 89. Конституция Бразилии
- 90. Основы правового статуса личности в Бразилии
- 91. Законодательная, исполнительная, судебная власть
- 92. Бразильский федерализм, местное самоуправление и управление