54. Государственные органы Италии
Система государственных органов определяется парламентской формой правления и принципом разделения властей.
Важная и ответственная роль принадлежит двухпалатному Парламенту – Палате депутатов и Сенату. Они избираются сроком на пять лет.
Палаты депутатов избираются всеобщим и прямым голосованием по мажоритарно-пропорциональной системе. Число депутатов нижней палаты – 630. Активное избирательное право предоставляется с 18 лет, пассивное – с 25-летнего возраста.
Сенат – верхняя палата – избирается по областям и выражает их интересы. Всего в Италии 20 областей. Общее число избираемых сенаторов – 315. Активное избирательное право по выборам в верхнюю палату предоставляется с 25 лет, пассивное избирательное право – с 40 лет.
Каждый бывший Президент Италии является сенатором по праву и пожизненно, если только не откажется от этой привилегии.
Парламент широко использует такие формы контроля за деятельностью исполнительной власти как резолюция недоверия правительству, интерпелляция, право депутатского запроса.
Руководящими органами палат являются председатель и бюро конкретной палаты. Парламент и его палаты осуществляют разнообразные и ответственные законодательные, финансово-бюджетные и организационно-контрольные полномочия. Существует институт народной правотворческой инициативы.
Законы промульгируются Президентом в течение месяца со дня его утверждения. Президент избирается парламентом с участием представителей областей. Избрание производится тайным голосованием большинством в две трети голосов.
По Конституции Президент «является главой государства и представляет национальное единство». Он выполняет главным образом церемониально-представительные функции и полномочия. В отношении Парламента у него две основные прерогативы – право требовать повторного рассмотрения законопроектов и право роспуска одной или обеих палат Парламента. Президент является командующим вооруженными силами, председательствует в Верховном совете обороны и Высшем совете магистратуры.
Правительство (Совет министров) является высшим исполнительным органом государственной власти. В его состав входят Председатель Совета министров и министры.
Правительство должно получить доверие обеих палат парламента – Палаты депутатов и Сената.
Совет министров широко использует право законодательной инициативы в парламенте. Существует институт делегированного законодательства, при котором правительство непосредственно осуществляет законодательные полномочия по поручению или с согласия парламента.
Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров, индивидуально – за деятельность своих ведомств.
Полномочия Председателя Совета министров весьма обширны. Он руководит работой правительства, координирует деятельность министерств.
Конституционный суд рассматривается не как орган правосудия, а как специальный контрольный орган и гарантия реализации Конституции. Он выносит решения по следующим делам: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями, между областями; обвинения, выдвинутые в соответствии с конституционными нормами против Президента Республики.
В стране действуют суды общей юрисдикции, включая Кассационный суд Республики, специализированные суды, единоличные мировые судьи.
Существуют вспомогательные государственные органы (Национальный совет экономики и труда, образуемый на корпоративной основе из экспертов, представителей профсоюзов, предпринимателей, объединений лиц свободных профессий).
- М. С. Белоусов Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка
- 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
- 2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- 3. Понятие и сущность конституции, виды конституции
- 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
- 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
- 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
- 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
- 8. Понятие гражданства
- 9. Форма правления в зарубежных странах
- 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства
- 11. Государственный режим
- 12. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
- 13. Классификация политических партий
- 14. Правовой статус и порядок деятельности партий
- 15. Понятие и сущность избирательного права, принципы
- 16. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования
- 17. Референдум
- 18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
- 19. Понятие парламента и его структура
- 20. Компетенция парламента
- 21. Правовое положение члена парламента
- 22. Порядок работы парламента, законодательный процесс
- 23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
- 24. Полномочия правительства в зарубежных странах
- 25. Общая характеристика и основные принципы и системы местного самоуправления
- 26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления
- 27. Компетенция органов местного самоуправления
- 28. Конституционные основы судебной организации
- 29. Принципы правосудия
- 30. Конституционный статус судей
- 31. Конституция сша
- 32. Избирательная система сша
- 33. Конгресс, президентская власть, судебная власть сша
- 34. Государственное устройство сша
- 35. Местное самоуправление сша
- 36. Общая характеристика конституции Великобритании
- 37. Конституционно-правовое положение личности в Великобритании
- 38. Политические партии и партийная система Великобритании
- 39. Система государственных органов Великобритании
- 40. Политико-территориальное устройство Великобритании
- 41. Конституция и конституционное развитие Французской Республики
- 42. Конституционные права и свободы
- 43. Политические партии и партийная система
- 44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система
- 45. Административно-территориальное деление и местное самоуправление
- 46. Конституция и конституционное развитие фрг
- 47. Конституционные права и свободы
- 48. Политические партии Германии
- 49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии
- 50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление
- 51. Конституция Италии
- 52. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
- 53. Конституционные основы общественного строя и политической системы
- 54. Государственные органы Италии
- 55. Политико-территориальное устройство Италии
- 56. Конституция Японии
- 57. Права, свободы и обязанности граждан Японии
- 58. Партийная система Японии
- 59. Система государственных органов Японии
- 60. Административно-территориальное деление, местное самоуправление
- 61. Конституция Испании
- 62. Основные права и обязанности граждан Испании
- 63. Высшие органы государственной власти и управления Испании
- 64. Региональная автономия
- 65. Конституция кнр
- 66. Политические партии, общественные («народные») организации
- 67. Основы конституционного статуса граждан кнр
- 68. Система высших органов государственной власти и управления
- 69. Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление
- 70. Конституция Индии
- 71. Правовой статус индийского гражданина
- 72. Политические партии Индии
- 73. Государственные органы Федерации, основы избирательного права
- 74. Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление
- 75. Общие положения конституций стран снг
- 76. Система государственных органов снг
- 77. Особенности латиноамериканских конституций
- 78. Партийные системы стран Латинской Америки
- 79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления
- 80. Местное самоуправление
- 81. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
- 82. Формы правления в арабских странах. Монархия
- 83. Республиканская форма правления
- 84. Конституционное право Израиля
- 85. Конституция Египта
- 86. Основы правового статуса личности
- 87. Законодательная, исполнительная и судебная власть
- 88. Местное самоуправление и управление
- 89. Конституция Бразилии
- 90. Основы правового статуса личности в Бразилии
- 91. Законодательная, исполнительная, судебная власть
- 92. Бразильский федерализм, местное самоуправление и управление