Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственного права: основания, порядок, последствия.
Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом прав и обязанностей к другим лицам.
Реорганизация может быть добровольной и принудительной.
Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами.
Помимо воли юридического лица реорганизация осуществляется по решению суда или уполномоченного государственного органа, т.е. принудительно. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию.
Действующим законодательством предусмотрено пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Прекращение существования юридического лица происходит в случае реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, преобразования.
Слияние юридических лиц – форма реорганизации, при которой два (или более) юридических лица прекращают существование и возникает одно новое. В случае присоединения одно юридическое лицо (присоединяемое) прекращает существование и вливается со своим активом и пассивом в состав другого (к которому происходит присоединение). При слиянии и присоединении актив и пассив прекративших существование юридических лиц переходит но передаточному акту к той организации, в рамках которой они оказались после присоединения или слияния. В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более) юридических лица, в результате чего разделяемое прекращает существование и на его месте возникают два (или более) юридических лица. Выделение – форма реорганизации, при которой из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое юридическое лицо, при этом прежнее юридическое лицо сохраняет существование и наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное). При разделении и выделении актив и пассив ранее существовавшего юридического лица разделяются в частях (пропорциях), закрепляемых в разделительном балансе между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами.
При слиянии, присоединении, преобразовании правопреемство фиксируется в передаточном акте, при разделении и выделении – в разделительном балансе. Передаточный акт и разделительный баланс должны:
содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами;
быть утверждены учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации.
Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация может быть добровольной и принудительной.
Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ст. 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.
Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Основания ликвидации по решению суда могут устанавливаться только ГК РФ. Некоторые основания принудительной ликвидации обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ. Среди них: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), деятельности, запрещенной законом, неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут предусматриваться и другими нормами гражданского законодательства. С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом.
Ликвидационный процесс проходит в несколько этапов.
Сообщение о принятом решении регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. Регистрирующий орган вносит в соответствующий Единый государственный реестр сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики, внебюджетные государственные фонды.
Назначение ликвидационной комиссии учредителями лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом.
Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; наименование лица (органа), принявшего решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами (не может быть менее двух месяцев с момента публикации); способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).
Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.
Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам в трехдневный срок со дня принятия решения.
Формирование активов и пассивов организации - ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.
Выход из состава участников других юридических лиц.
Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.
Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию.
Если денежных средств организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Снятие с учета в налоговом органе и внебюджетных фондах.
Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. При недостаточности имущества ликвидируемого субъекта для удовлетворения требований кредиторов, ликвидация осуществляется в соответствии с законодательством о банкротстве.
Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.
Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.
Закрытие банковских счетов с уведомлением об этом налогового органа.
Аннулирование идентификационных кодов в органах статистики.
Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию следующих документов:
заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
ликвидационного баланса;
документа об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.
Ликвидация организации и индивидуального предпринимателя считается завершенной, а указанные субъекты предпринимательского права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в соответствующий Единый государственный реестр.
- Мелеуз – 2010
- Понятие хозяйственного права, предмет и методы его регулирования.
- Система хозяйственного права.
- Источники хозяйственного права. Отличие хозяйственного права от других смежных отраслей права.
- Проблемы систематизации и кодификации хозяйственного законодательства.
- Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.
- Понятие и виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.
- Граждане и юридические лица как субъекты хозяйственных правоотношений.
- Порядок создания и регистрации субъектов хозяйственной деятельности; требования, предъявляемые к их учредительным документам.
- Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственного права: основания, порядок, последствия.
- Правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности.
- Сравнительная характеристика коммерческих юридических лиц
- Понятие банкротства.
- Законодательство о несостоятельности (банкротстве).
- Понятие, принципы и признаки несостоятельности (банкротства).
- Порядок определения состава и размера денежных обязательств
- Возбуждение процедуры банкротства. Досудебная санация.
- 2.1. Система процедур банкротства
- 2.2. Основания возбуждения дела судом
- Судебные процедуры.
- 3.1. Наблюдение.
- 3.2. Финансовое оздоровление
- 3.3. Внешнее управление
- 3.4. Конкурсное производство
- 3.5. Мировое соглашение
- Неправомерные действия и ответственность за их совершение.
- Формы и способы защиты прав субъектов предпринимательства
- Несудебная защита прав субъектов предпринимательства
- Защита прав субъектов предпринимательства в судебном порядке
- Понятие юридической ответственности и ее основные признаки
- Виды ответственности субъектов предпринимательства
- Сделки: понятие, виды, формы
- Недействительные сделки, последствия их заключения
- Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- Сущность и основания возникновения обязательства
- Понятие, признаки, форма и содержание гражданско-правового договора
- Заключение, изменение и расторжение гражданско-правового договора
- Изменение и расторжение договора
- Антимонопольное законодательство, его содержание и цели.
- Сущность конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Понятие и признаки доминирующего положения.
- Понятие, содержание, виды и ограничение монополистической деятельности в сфере рыночных отношений.
- Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии
- Органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Антимонопольные органы и их деятельность.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Монополистические проявления на рынке финансовых услуг
- Правовые основы обеспечения качества товаров (работ, услуг)
- Стандартизация
- Национальные стандарты.
- Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- Применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
- Стандарты организаций.
- Подтверждение соответствия и сертификация
- Контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов
- Понятие финансирования хозяйственной деятельности предприятий
- 1. Понятие инвестиционной деятельности. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 4. Соглашения о разделе продукции
- Тема 10. Правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита. Понятие, правовое регулирование, основные принципы ведения бухгалтерского учета
- Учетная политика организации
- Понятие бухгалтерской отчетности
- Правовое регулирование бухгалтерской отчетности
- Состав бухгалтерской отчетности
- Понятие и виды бухгалтерского баланса
- Понятие и содержание отчета о прибылях и убытках
- Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- Пояснительная записка
- Аудиторское заключение
- Порядок представления бухгалтерской отчетности
- Публикация бухгалтерской отчетности
- Ответственность за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
- Правовое регулирование аудита
- Понятие аудиторской деятельности
- Принципы аудиторской деятельности
- Цели аудиторской деятельности
- Правовой статус аудиторов (аудиторских организаций)
- Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
- Лицензирование аудиторской деятельности
- Права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и аудируемых лиц
- Понятие и виды аудиторских проверок
- Аудиторское заключение: понятие и содержание
- Виды аудиторского заключения
- Государственное регулирование аудиторской деятельности
- Сущность предпринимательского риска.
- Классификация предпринимательских рисков.
- Показатели риска и методы его оценки
- Основные способы снижения риска.
- Страхование как форма минимизации предпринимательских рисков. Перестрахование.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.
- Методы, средства и формы государственного регулирования экономики.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.
- Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью