logo
Фондовые лекции хоз право

Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственного права: основания, порядок, последствия.

Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом прав и обязанностей к другим лицам.

Реорганизация может быть добровольной и принудительной.

Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами.

Помимо воли юридического лица реорганизация осуществляется по решению суда или уполномоченного государственного органа, т.е. принудительно. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию.

Действующим законодательством предусмотрено пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Прекращение существования юридического лица происходит в случае реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, преобразования.

Слияние юридических лиц – форма реорганизации, при которой два (или более) юридических лица прекращают существование и возникает одно новое. В случае присоединения одно юридическое лицо (присоединяемое) прекращает существование и вливается со своим активом и пассивом в состав другого (к которому происходит присоединение). При слиянии и присоединении актив и пассив прекративших существование юридических лиц переходит но передаточному акту к той организации, в рамках которой они оказались после присоединения или слияния. В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более) юридических лица, в результате чего разделяемое прекращает существование и на его месте возникают два (или более) юридических лица. Выделение – форма реорганизации, при которой из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое юридическое лицо, при этом прежнее юридическое лицо сохраняет существование и наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное). При разделении и выделении актив и пассив ранее существовавшего юридического лица разделяются в частях (пропорциях), закрепляемых в разделительном балансе между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами.

При слиянии, присоединении, преобразовании правопреемство фиксируется в передаточном акте, при разделении и выделении – в разделительном балансе. Передаточный акт и разделительный баланс должны:

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ст. 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Основания ликвидации по решению суда могут устанавливаться только ГК РФ. Некоторые основания принудительной ликвидации обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ. Среди них: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), деятельности, запрещенной законом, неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут предусматриваться и другими нормами гражданского законодательства. С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом.

Ликвидационный процесс проходит в несколько этапов.

  1. Сообщение о принятом решении регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. Регистрирующий орган вносит в соответствующий Единый государственный реестр сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики, внебюджетные государственные фонды.

  2. Назначение ликвидационной комиссии учредителями лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом.

  3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; наименование лица (органа), принявшего решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами (не может быть менее двух месяцев с момента публикации); способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

  4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

  5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам в трехдневный срок со дня принятия решения.

  6. Формирование активов и пассивов организации - ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

  7. Выход из состава участников других юридических лиц.

  8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

  9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию.

  10. Если денежных средств организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

  11. Снятие с учета в налоговом органе и внебюджетных фондах.

  12. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. При недостаточности имущества ликвидируемого субъекта для удовлетворения требований кредиторов, ликвидация осуществляется в соответствии с законодательством о банкротстве.

  13. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

  14. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

  15. Закрытие банковских счетов с уведомлением об этом налогового органа.

  16. Аннулирование идентификационных кодов в органах статистики.

  17. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию следующих документов:

    • заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

    • ликвидационного баланса;

    • документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Ликвидация организации и индивидуального предпринимателя считается завершенной, а указанные субъекты предпринимательского права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в соответствующий Единый государственный реестр.