Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.
Одна из основных функций государства - экономическая. Она заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.
С помощью государства происходит перераспределение материальных благ, создается конкурентная среда в экономике, рынок обеспечивается необходимой информацией, уменьшаются негативные последствия деятельности отдельных предпринимателей, нарушающих установленные нормы осуществления предпринимательской деятельности.
Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа современной российской политики. Экономические кризисы, "черные вторники", дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям в организационной структуре органов управления государства.
Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Государственная экономическая политика - основные направления деятельности государства в сфере экономики.
Государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.
Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной экономической политики - существенный недостаток, препятствующий эффективному государственному регулированию рынка.
В настоящее время государственная экономическая политика находит выражение и закрепление в таких документах, как ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, утверждаемые ЦБ РФ, Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" и др.
Объем государственного вмешательства в экономику, рыночные отношения - величина переменная, зависящая от многих факторов. Уровень, размер государственного регулирования экономики зависят от конкретной реальной ситуации на рынке, востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений.
Виды государственного регулирования в зависимости от степени воздействия:
максимальный государственного регулирования предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий.
средний уровень (режим)
минимальный уровень (режим) существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
Виды государственного регулирования в зависимости от территории применения:
государственное регулирование на федеральном уровне,
на уровне субъекта Федерации,
на уровне автономной области и автономных округов.
Возможны и иные классификации видов государственного регулирования в сфере экономики.
Главная цель государственного регулирования в сфере экономики - создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.
Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др.
Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.
Одна из основных функций государства в области экономической деятельности заключается в создании правовой базы для эффективного функционирования рынка.
Правовое обеспечение государственного регулирования в сфере экономики - придание правовой формы средствам, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.
Правовые формы государственного регулирования экономики – это законы и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты). Судебная практика играет большую роль в охране и защите прав предпринимателей, однако судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников права.
Создание правовой базы предпринимательства, законодательства о предпринимательской деятельности - очень сложный процесс, выходящий за рамки хозяйственного права. Но без создания правовой базы невозможно рассчитывать на эффективное функционирование предпринимательской деятельности, а следовательно, и экономики.
Право представляет собой, с одной стороны, самостоятельное средство реализации экономической функции государства, а с другой - самостоятельное средство государственного регулирования экономики наряду с иными средствами и инструментами экономического и административного характера.
Практика законотворческой деятельности в основном пошла по пути разработки и принятия законов, посвященных государственному регулированию отдельных сфер хозяйственной деятельности (например, Федеральные законы от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства", от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и др.).
Значительное число субъектов участвуют в формировании государственной экономической политики, ее реализации путем государственного регулирования экономики.
Субъекты государственной экономической политики и государственного регулирования экономики относятся – это органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Ни одна из ветвей власти и ее органы не могут формировать государственную экономическую политику и осуществлять государственное регулирование экономики независимо друг от друга. Без принятия законов, являющихся стержневыми нормативными актами при регулировании практически всех сегментов рынка (товаров, финансового, труда и др.), невозможна реализация государственной экономической политики. Без деятельности исполнительных органов власти, перечень которых утверждается Указом Президента РФ, невозможно довести направления государственной экономической политики до этапа практического воплощения; без деятельности судебных органов невозможно защитить права субъектов предпринимательства.
Важную роль при формировании и реализации государственной экономической политики играют общественные объединения и иные некоммерческие организации, создаваемые на основе общих интересов в той или иной сфере предпринимательской деятельности, например, Всероссийский союз страховщиков, Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).
Большое влияние на государственную экономическую политику и ее реализацию оказывают региональные объединения.
В качестве самостоятельных субъектов, действующих в сфере экономики и оказывающих значительное влияние на выработку экономической политики, ее реализацию, защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, выступают организации нового для нашего общества вида - лоббистские. Лоббирование рассматривается в нашем обществе большей частью как отрицательное явление, связанное с негативными факторами в сфере экономики и политики. В действительности же лоббирование - это инструмент информирования власти, в том числе и при формировании государственной экономической политики, об интересах отдельных групп предпринимателей в тех или иных областях предпринимательской деятельности с целью выработки государством отвечающих потребностям экономического развития решений и направлений деятельности.
Объекты государственной экономической политик:
различные отрасли и подотрасли народного хозяйства, что подтверждается принятием, например, Федеральных законов "О федеральном железнодорожном транспорте", "О государственном регулировании агропромышленного производства";
различные регионы России, примером чему может быть Федеральный закон от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации";
отдельные виды предпринимательской деятельности, например, связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород (например, постановление Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород");
отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.
Большинство российских и зарубежных исследователей подчеркивают смешанный характер современной экономики в развитых государствах, предполагающий существование в экономике государственного сектора.
Государственный сектор экономики - совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством РФ в бюджетный процесс). Составная и неразрывная часть рыночных отношений, а также средство, с помощью которого государство активно воздействует на рынок.
Представляет интерес введение в научный оборот понятия государственного предпринимательства, смысл которого заключается в создании условий, в том числе правовых, для деятельности государственного сектора экономики на принципах рыночной экономики.
Анализ отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том числе регулирования отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными также административные, финансовые и иные отношения. Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии у предпринимательского права самостоятельного предмета правового регулирования, об объективной необходимости существования предпринимательского права как области юридической науки, отрасли права и отрасли российского законодательства, учебной дисциплины.
-
Содержание
- Мелеуз – 2010
- Понятие хозяйственного права, предмет и методы его регулирования.
- Система хозяйственного права.
- Источники хозяйственного права. Отличие хозяйственного права от других смежных отраслей права.
- Проблемы систематизации и кодификации хозяйственного законодательства.
- Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.
- Понятие и виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.
- Граждане и юридические лица как субъекты хозяйственных правоотношений.
- Порядок создания и регистрации субъектов хозяйственной деятельности; требования, предъявляемые к их учредительным документам.
- Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственного права: основания, порядок, последствия.
- Правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности.
- Сравнительная характеристика коммерческих юридических лиц
- Понятие банкротства.
- Законодательство о несостоятельности (банкротстве).
- Понятие, принципы и признаки несостоятельности (банкротства).
- Порядок определения состава и размера денежных обязательств
- Возбуждение процедуры банкротства. Досудебная санация.
- 2.1. Система процедур банкротства
- 2.2. Основания возбуждения дела судом
- Судебные процедуры.
- 3.1. Наблюдение.
- 3.2. Финансовое оздоровление
- 3.3. Внешнее управление
- 3.4. Конкурсное производство
- 3.5. Мировое соглашение
- Неправомерные действия и ответственность за их совершение.
- Формы и способы защиты прав субъектов предпринимательства
- Несудебная защита прав субъектов предпринимательства
- Защита прав субъектов предпринимательства в судебном порядке
- Понятие юридической ответственности и ее основные признаки
- Виды ответственности субъектов предпринимательства
- Сделки: понятие, виды, формы
- Недействительные сделки, последствия их заключения
- Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- Сущность и основания возникновения обязательства
- Понятие, признаки, форма и содержание гражданско-правового договора
- Заключение, изменение и расторжение гражданско-правового договора
- Изменение и расторжение договора
- Антимонопольное законодательство, его содержание и цели.
- Сущность конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Понятие и признаки доминирующего положения.
- Понятие, содержание, виды и ограничение монополистической деятельности в сфере рыночных отношений.
- Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии
- Органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Антимонопольные органы и их деятельность.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Монополистические проявления на рынке финансовых услуг
- Правовые основы обеспечения качества товаров (работ, услуг)
- Стандартизация
- Национальные стандарты.
- Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- Применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
- Стандарты организаций.
- Подтверждение соответствия и сертификация
- Контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов
- Понятие финансирования хозяйственной деятельности предприятий
- 1. Понятие инвестиционной деятельности. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 4. Соглашения о разделе продукции
- Тема 10. Правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита. Понятие, правовое регулирование, основные принципы ведения бухгалтерского учета
- Учетная политика организации
- Понятие бухгалтерской отчетности
- Правовое регулирование бухгалтерской отчетности
- Состав бухгалтерской отчетности
- Понятие и виды бухгалтерского баланса
- Понятие и содержание отчета о прибылях и убытках
- Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- Пояснительная записка
- Аудиторское заключение
- Порядок представления бухгалтерской отчетности
- Публикация бухгалтерской отчетности
- Ответственность за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
- Правовое регулирование аудита
- Понятие аудиторской деятельности
- Принципы аудиторской деятельности
- Цели аудиторской деятельности
- Правовой статус аудиторов (аудиторских организаций)
- Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
- Лицензирование аудиторской деятельности
- Права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и аудируемых лиц
- Понятие и виды аудиторских проверок
- Аудиторское заключение: понятие и содержание
- Виды аудиторского заключения
- Государственное регулирование аудиторской деятельности
- Сущность предпринимательского риска.
- Классификация предпринимательских рисков.
- Показатели риска и методы его оценки
- Основные способы снижения риска.
- Страхование как форма минимизации предпринимательских рисков. Перестрахование.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.
- Методы, средства и формы государственного регулирования экономики.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.
- Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью