Антимонопольные органы и их деятельность.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в ведении Правительства Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются: надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг; надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях.
Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования, применяемых компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в определенном порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание.
Рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия, а также основные права антимонопольного органа, позволяющие осуществлять такое воздействие.
1. Право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в коммерческие и некоммерческие организации с целью ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами. С данным правом корреспондирует обязанность субъектов представлять по требованию антимонопольного органа информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его деятельности.
2. Право осуществлять отграничение сфер и объектов антимонопольного воздействия, в частности определять территориальные и товарные пределы рынка, доминирующих на нем субъектов, производить оценку балансовой стоимости активов хозяйствующих субъектов.
3. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений (ст. 17 Закона О конкуренции на рынке финансовых услуг). Такой контроль, осуществляемый антимонопольными органами, может быть предварительным и последующим.
Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный орган в случаях, определенных Законом, ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Например, такие ходатайства представляются при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ. Федеральному антимонопольному органу предоставляется право удовлетворить или отклонить ходатайство. Государственная регистрация или исключение из реестра юридических лиц осуществляются только при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.
Последующий контроль предполагает уведомление федерального антимонопольного органа о создании или реорганизации субъекта в 45-дневный срок со дня государственной регистрации. Последующий контроль осуществляется, например, при слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 100 тыс. МРОТ. Если федеральный антимонопольный орган придет к выводу, что создание или реорганизация субъекта, о которых его уведомили, могут привести к ограничению конкуренции, он вправе обязать учредителей организации или лиц, принявших решение о реорганизации, принять меры к восстановлению необходимых условий конкуренции. Неисполнение требований антимонопольного органа является основанием для признания государственной регистрации недействительной. Порядок представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений утвержден Приказом МАП России от 13 августа 1999 г. № 276.
4. Государственный контроль за концентрацией капитала. Критериями для проведения контроля являются:
1) характер совершаемых сделок или действий. В ст. 16 Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг перечислены случаи осуществления контроля:
- приобретение более 20% акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
- приобретение более 10% балансовой стоимости активов финансовой организации (п. 3 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г.);
- приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее деятельности или осуществлять функции ее исполнительного органа;
- создание финансовой организации и изменение ее уставного капитала;
- слияние, присоединение финансовых организаций.
2) размер уставного капитала. В зависимости от размера уставного капитала организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, контроль может быть предварительным или последующим.
Предварительное согласие МАП РФ на совершение указанных сделок обязана получить организация, размер уставного капитала которой превышает: 160 млн. рублей – в отношении кредитной организации; 10 млн. рублей – в отношении страховой организации, 5 млн. рублей – в отношении иных финансовых организаций (п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г.).
В остальных случаях предусмотрен последующий контроль, заключающийся в уведомлении о совершении сделок.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях определен ст. 18 Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг.
5. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности (совершения в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности).
Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии следующих условий: если это ведет к развитию конкуренции; возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений; отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг); возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Решение о принудительном разделении (выделении) имеет форму предписаний, которые направляются хозяйствующему субъекту. В предписании указывается срок, в течение которого реорганизация должна быть осуществлена. Этот срок не может быть менее шести месяцев.
6. Направление хозяйствующим субъектам предписаний о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, о прекращении нарушений, об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения. Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения. Подача в арбитражный заявления о признании недействительным решения (предписания) антимонопольного органа приостанавливает его исполнение.
7. Право давать органам исполнительной власти и местного самоуправления предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству; направлять в Правительство РФ, Центральный банк РФ предложения об отмене принятых федеральным органом исполнительной власти, ЦБ РФ противоправных актов или о приостановлении их действия, о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству.
8. Право обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.
-
Содержание
- Мелеуз – 2010
- Понятие хозяйственного права, предмет и методы его регулирования.
- Система хозяйственного права.
- Источники хозяйственного права. Отличие хозяйственного права от других смежных отраслей права.
- Проблемы систематизации и кодификации хозяйственного законодательства.
- Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.
- Понятие и виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.
- Граждане и юридические лица как субъекты хозяйственных правоотношений.
- Порядок создания и регистрации субъектов хозяйственной деятельности; требования, предъявляемые к их учредительным документам.
- Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственного права: основания, порядок, последствия.
- Правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности.
- Сравнительная характеристика коммерческих юридических лиц
- Понятие банкротства.
- Законодательство о несостоятельности (банкротстве).
- Понятие, принципы и признаки несостоятельности (банкротства).
- Порядок определения состава и размера денежных обязательств
- Возбуждение процедуры банкротства. Досудебная санация.
- 2.1. Система процедур банкротства
- 2.2. Основания возбуждения дела судом
- Судебные процедуры.
- 3.1. Наблюдение.
- 3.2. Финансовое оздоровление
- 3.3. Внешнее управление
- 3.4. Конкурсное производство
- 3.5. Мировое соглашение
- Неправомерные действия и ответственность за их совершение.
- Формы и способы защиты прав субъектов предпринимательства
- Несудебная защита прав субъектов предпринимательства
- Защита прав субъектов предпринимательства в судебном порядке
- Понятие юридической ответственности и ее основные признаки
- Виды ответственности субъектов предпринимательства
- Сделки: понятие, виды, формы
- Недействительные сделки, последствия их заключения
- Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- Сущность и основания возникновения обязательства
- Понятие, признаки, форма и содержание гражданско-правового договора
- Заключение, изменение и расторжение гражданско-правового договора
- Изменение и расторжение договора
- Антимонопольное законодательство, его содержание и цели.
- Сущность конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Понятие и признаки доминирующего положения.
- Понятие, содержание, виды и ограничение монополистической деятельности в сфере рыночных отношений.
- Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии
- Органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Антимонопольные органы и их деятельность.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Монополистические проявления на рынке финансовых услуг
- Правовые основы обеспечения качества товаров (работ, услуг)
- Стандартизация
- Национальные стандарты.
- Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- Применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
- Стандарты организаций.
- Подтверждение соответствия и сертификация
- Контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов
- Понятие финансирования хозяйственной деятельности предприятий
- 1. Понятие инвестиционной деятельности. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 4. Соглашения о разделе продукции
- Тема 10. Правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита. Понятие, правовое регулирование, основные принципы ведения бухгалтерского учета
- Учетная политика организации
- Понятие бухгалтерской отчетности
- Правовое регулирование бухгалтерской отчетности
- Состав бухгалтерской отчетности
- Понятие и виды бухгалтерского баланса
- Понятие и содержание отчета о прибылях и убытках
- Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- Пояснительная записка
- Аудиторское заключение
- Порядок представления бухгалтерской отчетности
- Публикация бухгалтерской отчетности
- Ответственность за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
- Правовое регулирование аудита
- Понятие аудиторской деятельности
- Принципы аудиторской деятельности
- Цели аудиторской деятельности
- Правовой статус аудиторов (аудиторских организаций)
- Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
- Лицензирование аудиторской деятельности
- Права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и аудируемых лиц
- Понятие и виды аудиторских проверок
- Аудиторское заключение: понятие и содержание
- Виды аудиторского заключения
- Государственное регулирование аудиторской деятельности
- Сущность предпринимательского риска.
- Классификация предпринимательских рисков.
- Показатели риска и методы его оценки
- Основные способы снижения риска.
- Страхование как форма минимизации предпринимательских рисков. Перестрахование.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.
- Методы, средства и формы государственного регулирования экономики.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.
- Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью