Заключение, изменение и расторжение гражданско-правового договора
Процесс заключения договора включает в себя две стадии: предложение заключить договор (оферта) и принятие этого предложения (акцепт).
Оферта должна удовлетворять двум обязательным требованиям: во-первых, она должна содержать все существенные условия договора (в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ «договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора»); во-вторых, оферта должна быть обращена к определенному лицу или лицам. При несоблюдении любого из этих требований сделанное предложение рассматривается не как оферта, а как приглашение делать оферты или вызов на оферту (п. 1 ст. 437).
Существенные условия договора, как уже отмечалось, определены в ст. 432 ГК РФ. К существенным относятся три вида условий:
а) условие о предмете договора;
б) условия, которые названы в качестве существенных или необходимых для договоров данного вида в законе и иных правовых актах;
в) условия, на включении которых в договор настаивает хотя бы одна сторона.
Кроме того, ГК в качестве оферты рассматривает публичную оферту (п. 2 ст. 437 ГК). Таким образом, важно отличать публичную оферту от приглашения делать оферты. Публичная оферта - это предложение, которое содержит все существенные условия договора, но которое обращено не к конкретному лицу, а ко всем и к каждому, то есть субъект, сделавший такое предложение, принимает на себя обязанность заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится. Считается, что первый, кто отзовется на публичную оферту, акцептует ее и тем самым снимает предложение (например, такси на стоянке с включенным зеленым огоньком, размещение товара на прилавке магазина). В приведенных примерах предложение действительно снимается. Сложнее ситуация обстоит в случаях, когда предложение сделано в объявлении, которое содержит все существенные условия договора. Здесь уже с очевидностью для всех других лиц не следует, что предложение снято обращением первого акцептанта (например, такси ушло со стоянки, товар снят с витрины).
Поэтому в ряде случаев необходимо исходить из содержания публичной оферты. Так, если из содержания публичной оферты вытекает, что количество предлагаемого товара (возможность оказания услуги, выполнения работы и др.) ограничено и у оферента нет возможности снять предложение до поступления следующего акцепта в силу того, что объект обязательства - товар, услуга или работа закончились, то такое предложение надлежит рассматривать как приглашение делать оферты. Если же из содержания публичной оферты вытекает, что количество предлагаемого товара (или возможность оказания услуги, выполнения работы) неограниченно и такой товар имеется в наличии (существует возможность оказания услуги, выполнения работы имеется) и (или) у оферента есть возможность снять предложение до поступления следующего акцепта, то предложение следует считать публичной офертой, и, следовательно, в случае отказа оферента от исполнения договора в отношении каждого обратившегося к нему лица можно требовать возмещения убытков, причиненных неисполнением договора.
Приглашение делать оферты отличается от публичной оферты тем, что даже при наличии всех существенных условий договора в таком предложении, оно адресовано не ко всем и к каждому, а к неопределенному кругу лиц. По общему правилу реклама и иные подобные предложения рассматриваются как приглашение делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ). Однако из этого правила есть и исключения. Так, в договоре розничной купли-продажи предложение товара в рекламе и каталогах рассматривается как публичная оферта, также публичной офертой признается выставление товара в месте продажи (манекен в витрине магазина), если только специально не указано, что товар не продастся (ст. 494 ГК РФ).
Акцепт, как и оферта, должен удовлетворять определенным требованиям. Акцепт может быть только полным и безоговорочным. Любые условия и оговорки, сопровождающие акцепт, освобождают оферента от сделанного им предложения, а акцепт, снабженный оговорками, превращается в новую оферту, обращенную к стороне.
Иногда, направляя проект договора и получив его с протоколом разногласий, сторона обнаруживает в протоколе указание на то, что неполучение ответа в течение определенного срока будет означать заключение договора на новых условиях, указанных в протоколе разногласий. Это неправильно, т.к. сопровождаемый условиями и оговорками протокол разногласий представляет собой новую оферту, акцептовать которую никто не обязан, а потому договор не будет считаться заключенным.
Молчание имеет силу акцепта только в случаях, прямо установленных законом, или если это вытекает из обычаев делового оборота либо из прежних деловых отношений сторон. Акцепт может быть выражен как в форме прямого волеизъявления, так и конклюдентными действиями.
Если своевременно направленный акцепт прибыл к оференту с опозданием, то оферент, не желающий считать договор заключенным, должен уведомить об этом акцептанта. В противном случае договор будет считаться заключенным. За отказ от него оферент понесет перед акцептантом ответственность за ненадлежащее исполнение договора.
Акцепт так же, как и оферта, может быть отозван лицом, его направившим, и считается ненаправленным, если отзыв акцепта поступил к противной стороне до того, как она получила согласие стороны (акцепт) или одновременно с ним.
Договор считается заключенным в тот момент и в том месте, когда акцепт прибыл к оференту (оферент узнал об акцепте). Таким образом, местом заключения договора по общему правилу считается место жительства или местонахождения оферента, получившего акцепт, если только иное место заключения не будет предусмотрено в самом договоре.
Правило обязательного заключения договора является исключением из правила договорной свободы (п. 1 ст. 421 ГК РФ), в соответствии с которым допускается возможность требовать заключения договора в обязательном порядке или понуждения к заключению договора. Случаи обязательного заключения договора, в первую очередь, связаны с двумя конструкциями - конструкцией предварительных и конструкцией публичных договоров. В первом случае требовать понуждения к заключению договора может любая из сторон, во втором случае -лишь одна из них - контра1ент коммерческой организации (потребитель) (ст. 426 ГК РФ). Кроме того, правило обязательного заключения договора применяется в договоре банковского счета, договоре поставки для государственных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФ) и др.
Процедура обязательного заключения договора зависит от того, для какой из сторон, оферента или акцептанта, заключение договора является обязательным.
1. Если заключение договора обязательно для акцептанта, то он, получив оферту, в течение 30 дней направляет оференту акцепт, либо акцент, снабженный протоколом разногласий, либо отказ от акцепта. Если оферент получает отказ или не получает ответа вовсе (сторона молчит в течение 30 дней) то оферент может, но не обязан требовать понуждения к заключению договора в судебном порядке.
Получив акцепт с протоколом разногласий, оферент может, но не обязан передать разногласия на рассмотрение суда, т.к. оферент может и отказаться от заключения договора, в отличие от акцептанта. Это право сторона может реализовать в течение 30 дней. Однако пропуск этого срока не является основанием для отказа в принятии искового заявления. И суд будет рассматривать спор по существу, если другая сторона не заявит о пропуске 30-дневного срока (п. 1 Обзора практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров // Информационное письмо Президиума ВАС от 5 мая 1997 г. № 14).
2. Если заключение договора обязательно для оферента, то он не вправе, получив отказ от акцепта или не получив акцента в течение 30 дней, требовать понуждения к заключению договора.
Если оферент получит от акцептанта проект договора с протоколом разногласий, то и здесь оферент должен направить акцептанту или согласие с условиями протокола разногласии, или отказ заключить договор на этих условиях.
Но сам оферент не может обратиться в суд для рассмотрения их спора по существу. Такое право принадлежит только акцептанту (абз. 2 п. 2 ст. 445 ГК РФ).
Преддоговорные отношения сторон сами по себе не являются основанием возникновения гражданских прав н обязанностей. Вместе с тем преддоговорные отношения сторон, конечно же, имеют большое значение для всего переговорного процесса, равно как MOiyr и в последующем определять правовую сторону взаимоотношений контрагентов. Значение, в частности для толкования договора, может иметь деловая преддоговорная переписка. Более того, в современных условиях, когда переговоры сторон ведутся достаточно продолжительное время, очень часто сложно вообще определить такие стадии заключения договора как предложение ею заключить (оферту) и принятие этого предложения (акцент). Последнее обстоятельство дает все больше оснований для рассмотрения договора как процесса, в котором моменты оферты и акцепта зачастую не различимы.
В Гражданском кодексе названы два основания для возбуждения преддоговорных споров. Первое основание — это уклонение стороны, на которую ГК или иным правовым актом возложена обязанность заключить договор от его заключения (п. 4 ст. 445 ГК РФ). Второе основание — передача на рассмотрение суда спора относительно договорных условий, по которым у сторон возникли разногласия. Во втором случае по общему правилу требуется предварительное достижение сторонами соглашения относительно передачи возникшего между ними спора на разрешение суда (ст. 446 ГК РФ).
- Мелеуз – 2010
- Понятие хозяйственного права, предмет и методы его регулирования.
- Система хозяйственного права.
- Источники хозяйственного права. Отличие хозяйственного права от других смежных отраслей права.
- Проблемы систематизации и кодификации хозяйственного законодательства.
- Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.
- Понятие и виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.
- Граждане и юридические лица как субъекты хозяйственных правоотношений.
- Порядок создания и регистрации субъектов хозяйственной деятельности; требования, предъявляемые к их учредительным документам.
- Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственного права: основания, порядок, последствия.
- Правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности.
- Сравнительная характеристика коммерческих юридических лиц
- Понятие банкротства.
- Законодательство о несостоятельности (банкротстве).
- Понятие, принципы и признаки несостоятельности (банкротства).
- Порядок определения состава и размера денежных обязательств
- Возбуждение процедуры банкротства. Досудебная санация.
- 2.1. Система процедур банкротства
- 2.2. Основания возбуждения дела судом
- Судебные процедуры.
- 3.1. Наблюдение.
- 3.2. Финансовое оздоровление
- 3.3. Внешнее управление
- 3.4. Конкурсное производство
- 3.5. Мировое соглашение
- Неправомерные действия и ответственность за их совершение.
- Формы и способы защиты прав субъектов предпринимательства
- Несудебная защита прав субъектов предпринимательства
- Защита прав субъектов предпринимательства в судебном порядке
- Понятие юридической ответственности и ее основные признаки
- Виды ответственности субъектов предпринимательства
- Сделки: понятие, виды, формы
- Недействительные сделки, последствия их заключения
- Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- Сущность и основания возникновения обязательства
- Понятие, признаки, форма и содержание гражданско-правового договора
- Заключение, изменение и расторжение гражданско-правового договора
- Изменение и расторжение договора
- Антимонопольное законодательство, его содержание и цели.
- Сущность конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Понятие и признаки доминирующего положения.
- Понятие, содержание, виды и ограничение монополистической деятельности в сфере рыночных отношений.
- Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии
- Органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Антимонопольные органы и их деятельность.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Монополистические проявления на рынке финансовых услуг
- Правовые основы обеспечения качества товаров (работ, услуг)
- Стандартизация
- Национальные стандарты.
- Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- Применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
- Стандарты организаций.
- Подтверждение соответствия и сертификация
- Контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов
- Понятие финансирования хозяйственной деятельности предприятий
- 1. Понятие инвестиционной деятельности. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 4. Соглашения о разделе продукции
- Тема 10. Правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита. Понятие, правовое регулирование, основные принципы ведения бухгалтерского учета
- Учетная политика организации
- Понятие бухгалтерской отчетности
- Правовое регулирование бухгалтерской отчетности
- Состав бухгалтерской отчетности
- Понятие и виды бухгалтерского баланса
- Понятие и содержание отчета о прибылях и убытках
- Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- Пояснительная записка
- Аудиторское заключение
- Порядок представления бухгалтерской отчетности
- Публикация бухгалтерской отчетности
- Ответственность за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
- Правовое регулирование аудита
- Понятие аудиторской деятельности
- Принципы аудиторской деятельности
- Цели аудиторской деятельности
- Правовой статус аудиторов (аудиторских организаций)
- Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
- Лицензирование аудиторской деятельности
- Права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и аудируемых лиц
- Понятие и виды аудиторских проверок
- Аудиторское заключение: понятие и содержание
- Виды аудиторского заключения
- Государственное регулирование аудиторской деятельности
- Сущность предпринимательского риска.
- Классификация предпринимательских рисков.
- Показатели риска и методы его оценки
- Основные способы снижения риска.
- Страхование как форма минимизации предпринимательских рисков. Перестрахование.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.
- Методы, средства и формы государственного регулирования экономики.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.
- Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью