2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Государство заинтересовано в повышении инвестиционной активности, поэтому основными направлениями государственного регулирования инвестиционной деятельности являются стимулирование данного вида деятельности и выработка механизмов защиты прав инвесторов. Кроме того, само государство активно выступает в роли инвестора.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется:
— в соответствии с государственными инвестиционными программами;
— прямым управлением государственными инвестициями;
— введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
— предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
— проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
— в соответствии с установленными законодательством условиями пользования землей и другими природными ресурсами;
— контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации;
— антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
— экспертизой инвестиционных проектов (ст. К) Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»). Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» наряду с перечисленными предусматривает в качестве направления государственного регулирования инвестиционной деятельности создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов. Правовое положение инвестиционных фондов определено Федеральным законом от 29 ноября 2001 г «Об инвестиционных фондах».
Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Источником средств при государственном инвестировании являются соответствующие бюджеты, поэтому расходы на инвестиции должны планироваться и утверждаться в составе бюджета на очередной финансовый год. По правилу, установленному ст. 80 Бюджетного кодекса, предоставление инвестиций за счет средств бюджета юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц.
Расходы на бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора об участии инвестора (РФ, субъектов РФ или муниципальных образований) в собственности субъекта инвестиций.
К числу государственных гарантий осуществления инвестиционной деятельности можно отнести:
— обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
— гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
— право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
— защиту капитальных вложений.
Существенной гарантией стабильности инвестиционной деятельности является законодательно установленное правило, согласно которому положения законодательных актов, ограничивающие права субъектов инвестиционной деятельности, могут вводиться не ранее, чем через год с момента опубликования соответствующего акта. В отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционные проекты, признанные приоритетными, установлен более продолжительный срок неприменения положений, ухудшающих их положение. Стабильность положения инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта.
Меры, направленные на защиту прав и интересов лиц, инвестирующих средства в эмиссионные ценные бумаги, предусмотрены Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
- Мелеуз – 2010
- Понятие хозяйственного права, предмет и методы его регулирования.
- Система хозяйственного права.
- Источники хозяйственного права. Отличие хозяйственного права от других смежных отраслей права.
- Проблемы систематизации и кодификации хозяйственного законодательства.
- Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.
- Понятие и виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.
- Граждане и юридические лица как субъекты хозяйственных правоотношений.
- Порядок создания и регистрации субъектов хозяйственной деятельности; требования, предъявляемые к их учредительным документам.
- Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственного права: основания, порядок, последствия.
- Правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности.
- Сравнительная характеристика коммерческих юридических лиц
- Понятие банкротства.
- Законодательство о несостоятельности (банкротстве).
- Понятие, принципы и признаки несостоятельности (банкротства).
- Порядок определения состава и размера денежных обязательств
- Возбуждение процедуры банкротства. Досудебная санация.
- 2.1. Система процедур банкротства
- 2.2. Основания возбуждения дела судом
- Судебные процедуры.
- 3.1. Наблюдение.
- 3.2. Финансовое оздоровление
- 3.3. Внешнее управление
- 3.4. Конкурсное производство
- 3.5. Мировое соглашение
- Неправомерные действия и ответственность за их совершение.
- Формы и способы защиты прав субъектов предпринимательства
- Несудебная защита прав субъектов предпринимательства
- Защита прав субъектов предпринимательства в судебном порядке
- Понятие юридической ответственности и ее основные признаки
- Виды ответственности субъектов предпринимательства
- Сделки: понятие, виды, формы
- Недействительные сделки, последствия их заключения
- Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- Сущность и основания возникновения обязательства
- Понятие, признаки, форма и содержание гражданско-правового договора
- Заключение, изменение и расторжение гражданско-правового договора
- Изменение и расторжение договора
- Антимонопольное законодательство, его содержание и цели.
- Сущность конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
- Понятие и признаки доминирующего положения.
- Понятие, содержание, виды и ограничение монополистической деятельности в сфере рыночных отношений.
- Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии
- Органы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
- Антимонопольные органы и их деятельность.
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
- Монополистические проявления на рынке финансовых услуг
- Правовые основы обеспечения качества товаров (работ, услуг)
- Стандартизация
- Национальные стандарты.
- Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- Применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
- Стандарты организаций.
- Подтверждение соответствия и сертификация
- Контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов
- Понятие финансирования хозяйственной деятельности предприятий
- 1. Понятие инвестиционной деятельности. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 4. Соглашения о разделе продукции
- Тема 10. Правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита. Понятие, правовое регулирование, основные принципы ведения бухгалтерского учета
- Учетная политика организации
- Понятие бухгалтерской отчетности
- Правовое регулирование бухгалтерской отчетности
- Состав бухгалтерской отчетности
- Понятие и виды бухгалтерского баланса
- Понятие и содержание отчета о прибылях и убытках
- Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- Пояснительная записка
- Аудиторское заключение
- Порядок представления бухгалтерской отчетности
- Публикация бухгалтерской отчетности
- Ответственность за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
- Правовое регулирование аудита
- Понятие аудиторской деятельности
- Принципы аудиторской деятельности
- Цели аудиторской деятельности
- Правовой статус аудиторов (аудиторских организаций)
- Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
- Лицензирование аудиторской деятельности
- Права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и аудируемых лиц
- Понятие и виды аудиторских проверок
- Аудиторское заключение: понятие и содержание
- Виды аудиторского заключения
- Государственное регулирование аудиторской деятельности
- Сущность предпринимательского риска.
- Классификация предпринимательских рисков.
- Показатели риска и методы его оценки
- Основные способы снижения риска.
- Страхование как форма минимизации предпринимательских рисков. Перестрахование.
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.
- Методы, средства и формы государственного регулирования экономики.
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства.
- Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- Государственный контроль за предпринимательской деятельностью