logo
Фондовые лекции хоз право

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государство заинтересовано в повышении инвестиционной активно­сти, поэтому основными направлениями государственного регулирова­ния инвестиционной деятельности являются стимулирование данного ви­да деятельности и выработка механизмов защиты прав инвесторов. Кро­ме того, само государство активно выступает в роли инвестора.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осу­ществляется:

— в соответствии с государственными инвестиционными программа­ми;

— прямым управлением государственными инвестициями;

— введением системы налогов с дифференцированием налоговых ста­вок и льгот;

— предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

— проведением финансовой и кредитной политики, политики ценооб­разования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизаци­онной политики;

— в соответствии с установленными законодательством условиями пользования землей и другими природными ресурсами;

— контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации;

— антимонопольными мерами, приватизацией объектов государствен­ной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

— экспертизой инвестиционных проектов (ст. К) Закона «Об инвести­ционной деятельности в РСФСР»). Федеральный закон «Об инвестицион­ной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» наря­ду с перечисленными предусматривает в качестве направления государст­венного регулирования инвестиционной деятельности создание возможно­стей формирования субъектами инвестиционной деятельности собствен­ных инвестиционных фондов. Правовое положение инвестиционных фон­дов определено Федеральным законом от 29 ноября 2001 г «Об инвестици­онных фондах».

Все инвестиционные проекты независимо от источников финансиро­вания и форм собственности объектов капитальных вложений до их ут­верждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации. Экспертиза проводится в целях предотвращения соз­дания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложе­ний.

Источником средств при государственном инвестировании являются соответствующие бюджеты, поэтому расходы на инвестиции должны планироваться и утверждаться в составе бюджета на очередной финансо­вый год. По правилу, установленному ст. 80 Бюджетного кодекса, предос­тавление инвестиций за счет средств бюджета юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными пред­приятиями, влечет возникновение права государственной или муници­пальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется уча­стием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц.

Расходы на бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора об участии инвестора (РФ, субъ­ектов РФ или муниципальных образований) в собственности субъекта инвестиций.

К числу государственных гарантий осуществления инвестиционной деятельности можно отнести:

— обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной дея­тельности;

— гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

— право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления и их должност­ных лиц;

— защиту капитальных вложений.

Существенной гарантией стабильности инвестиционной деятельно­сти является законодательно установленное правило, согласно которому положения законодательных актов, ограничивающие права субъектов ин­вестиционной деятельности, могут вводиться не ранее, чем через год с момента опубликования соответствующего акта. В отношении инвесто­ров, осуществляющих инвестиционные проекты, признанные приори­тетными, установлен более продолжительный срок неприменения поло­жений, ухудшающих их положение. Стабильность положения инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более се­ми лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта.

Меры, направленные на защиту прав и интересов лиц, инвестирую­щих средства в эмиссионные ценные бумаги, предусмотрены Федераль­ным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».