logo
Ответы по номерам переделка

20.7 Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности и дееспособности физического лица.

Ст1196 1. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России. Исключения из этого правила могут быть установлены только федеральным законом или международным договором РФ. Эта традиционная норма закрепляет принцип национального правового режима для иностранцев и апатридов на территории России. Аналогичное правило было предусмотрено ранее и ст. 160 Основ гражданского законодательства 1991 г Принципиально новым в коммент. норме является указание на то, что гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом (определяемым в соответствии со ст. 1195 ГК). Буквальное толкование этого правила на первый взгляд противоречит принципу национального правового режима. Ведь Конституция РФ признает лишь такие изъятия из национального правового режима, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ, но отнюдь не личным законом иностранца. Значит ли это, что законодатель решил кардинально изменить основы правового положения физических лиц в Российской Федерации? Разумеется, нет. 2. Причина появления этого необычного на первый взгляд положения кроется в том, что в новом ГК законодатель предпринял попытку значительно расширить сферу применения двусторонних коллизионных норм, т. е. норм, содержащих общее правило выбора применимого права - формулу прикрепления (например, lex domicilii, которым может быть и право России, и законодательство другой страны). Количество односторонних коллизионных норм, прямо называющих применимое право (например, российское), в ГК, напротив, сведено к минимуму. Это - вполне логичное и прогрессивное решение, поскольку двусторонние коллизионные нормы, в отличие от односторонних, не оставляют пробелов в правовом регулировании. Однако желание максимально расширить область применения двусторонних коллизионных привязок, использовав их и при определении вопросов гражданской правоспособности физических лиц, породило известные сомнения в сохранении принципа национального режима для иностранных граждан и апатридов Следует полагать, что никакого отхода от принципа распространения национального правового режима на иностранцев и лиц без гражданства не произошло. Гражданская правоспособность указанных лиц возникает на основе их личного закона, однако ее объем, основания прекращения или ограничения на территории Российской Федерации определяются аналогично правоспособности граждан России. Если же суд решает вопрос о гражданской правоспособности иностранцев или апатридов, пребывающих за пределами Российской Федерации на территории другого государства, он руководствуется исключительно их личным законом. Ведь обязать иностранное государство, в котором находятся указанные лица, распространить на них свой национальный правовой режим, российский суд (равно как и законодатель) не может.3. Исключения из общего правила о национальном правовом режиме иностранцев и лиц без гражданства весьма многочисленны. Как правило, они связаны с отсутствием у них особой правовой связи с Российским государством (гражданство), обусловливающей возможность иметь определенные права и нести обязанности, а также с необходимостью обеспечения безопасности страны. Так, в соответствии с п. 1 ст. 56 КТМ на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, иностранные граждане не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста. Согласно п. 4 ст. 56 ВК в состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ могут входить только граждане Российской Федерации. Однако кабинный экипаж (бортоператоры и бортпроводники) воздушного судна, а также наземный авиаперсонал может по общему правилу включать и иностранных граждан. Иностранцы не могут находиться на муниципальной службе, а также работать на объектах или в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (п. 1 ст. 14 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Отдельные изъятия из принципа национального режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства установлены нормами ЗК. Так, п. 3 ст. 15 ЗК не позволяет иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных установленных особо территориях Российской Федерации, а п. 5 ст. 28 ЗК не допускает безвозмездной передачи земельных участков в собственность тем же категориям лиц (тогда как для граждан РФ такая возможность при определенных условиях существует). Еще раз подчеркнем, что любые изъятия из общего принципа национального правового режима в отношении иностранцев и лиц без гражданства могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами РФ. Ст 1197 1. Пункт 1 коммент. ст. предусматривает общее правило, существующее в большинстве правовых систем. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 1187 ГК квалификация юридических понятий обычно осуществляется по закону суда, определение дееспособности следует заимствовать из п. 1 ст. 21 ГК, понимая ее как способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.В понятие гражданской дееспособности, которым оперирует объем комментируемой коллизионной нормы, включаются вопросы возникновения дееспособности, ее объема (в зависимости от возраста лица), оснований досрочного приобретения дееспособности в полном объеме (эмансипация), ограничения дееспособности, признания лица недееспособным и некоторые другие.Наиболее важными элементами дееспособности доктрина традиционно считает сделкоспособность (т. е. возможность самостоятельного совершения сделок) и деликтоспособность (т. е. способность лица самостоятельно нести ответственность за причиненный им вред). Однако по смыслу п. 1 ст. 1220 ГК правила о деликтоспособности подчиняются не личному закону причинителя вреда, а праву, применимому к соответствующему деликтному обязательству. Таким образом, коммент. ст. касается преимущественно вопросов сделкоспособности физических лиц. 2. Разнообразие национальных законов, регулирующих дееспособность граждан, чрезвычайно велико. Так, возраст совершеннолетия в большинстве европейских стран равен 18 годам (в Швейцарии - 20 лет). В большинстве штатов США принят такой же возраст совершеннолетия, но в Алабаме, Миссисипи, Небраске и Вайоминге он выше - 21 год.В отличие от России, законодательство которой предусматривает три основных периода взросления физического лица (до 6 лет - абсолютная недееспособность, от 6 до 14 лет - относительная недееспособность, от 14 до 18 лет - частичная дееспособность), право большинства стран Европы не столь детально регулирует соответствующие отношения. Так, французское право различает лишь правовое положение несовершеннолетних до 16 лет, с одной стороны, и от 16 до 18 лет - с другой. В законодательстве Германии также существует только два возрастных периода, влияющих на объем дееспособности несовершеннолетнего лица, - до 7 лет и от 7 до 18 лет. В Великобритании и США объем дееспособности несовершеннолетних вообще формально не зависит от их возраста и определяется кругом сделок, которые несовершеннолетний вправе совершать самостоятельно 3. Пункт 2 ст. 1197 предусматривает важное исключение из общего правила об определении гражданской дееспособности по личному закону физического лица: в отношении сделки, совершенной недееспособным по своему личному закону субъектом, для определения гражданской дееспособности может применяться и закон места совершения сделки (lex loci contractus). Это положение столь же традиционно для европейской правовой науки и законодательства, как и общее правило lex nationalis. Причиной его появления большинство авторов считает необходимость обеспечения стабильности торгового оборота. Ведь в отсутствие этого правила "существовала угроза того, что чужеземный купец мог объявить сделку, совершенную им в иностранном государстве, недействительной под предлогом отсутствия у него дееспособности по национальному закону" (Международное частное право / Под ред. Г. К. Дмитриевой. С. 198-199). Как известно, в российском праве действует фикция, в соответствии с которой все российские граждане и юридические лица (а также иностранные лица и апатриды, на которых распространяется действие российского правопорядка) считаются знающими содержание всех предписаний отечественных правовых норм. Именно по этой причине незнание права не оправдывает его нарушения - ignorantia juris non excusat. Несмотря на то что иностранное право на территории Российской Федерации применяется как собственно право, а не юридический факт (см. коммент. к ст. 1191 ГК), его знание для российских лиц не является обязательным и даже по общему правилу не презюмируется. В этом контексте и следует понимать содержание п. 2 коммент. ст. о доказывании факта того, что лицо "знало или заведомо должно было знать об отсутствии дееспособности" своего контрагента (по личному закону последнего). 4. Пункт 3 ст. 1197 представляет собой одностороннюю коллизионную норму (lex fori), что, впрочем, естественно для правил, регулирующих преимущественно деятельность суда.В Российской Федерации признание недееспособными или ограниченно дееспособными как собственных граждан, так и иностранцев, а также лиц без гражданства подчиняется российскому праву. В этом случае основания ограничения дееспособности лица или признания его недееспособным будут определяться ст. 29 и 30 ГК. Несмотря на то что ряд правовых систем (например, германское право) не соглашается с ограничением дееспособности своих граждан на основании зарубежного права, на территории России такое судебное решение будет иметь юридическую силу.Односторонняя коллизионная норма оставляет открытым вопрос о том, какому праву подчиняется признание российского гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным за рубежом. Однако урегулировать его, изложив коммент. положение в форме двусторонней коллизионной нормы (например: "признание физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется праву страны суда"), вряд ли целесообразно. Достоинство действующей редакции п. 3 ст. 1197 в том, что в отсутствие общей формулы прикрепления суды ряда стран будут решать вопросы ограничения дееспособности российских граждан по их личному (т. е. российскому) закону, что создает известную определенность и предсказуемость их правового положения.Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.