logo
Курс трудового права

16.3. Правовой механизм социального партнерства: уровни, принципы и органы социального партнерства

Уровни социального партнерства

Система социального партнерства — это иерархическая структу­ра уровней социального партнерства, основанная на определенных принципах социального партнерства. Согласно ТК РФ система со­циального партнерства включает следующие уровни: федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный, ло­кальный (ст. 26).

Соотношение, взаимозависимость уровней социального партнер­ства и трудового законодательства определяются принципом запрета ухудшения положения работника по сравнению с трудовым законо­дательством (ст. 9 ТК РФ). Законодатель распространяет этот прин­цип на соотношение уровней социального партнерства между собой, а именно: в тех случаях, когда на работников в установленном поряд­ке одновременно распространяется действие нескольких коллектив­ных соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашения (ст. 48 ТК РФ).

Модельный закон о социальном партнерстве СНГ (2006 г.) про­возглашает, что условия соглашений, заключаемых на более низких уровнях, не должны ухудшать условия соглашений, принятых на бо­лее высоком уровне. Более того, названный Закон содержит важное дополнение, касающееся соотношения законодательства и социаль­но-партнерских актов (коллективных соглашений), принятых на раз­личных уровнях. Речь идет о принципе сохранения действия более благоприятных условий коллективных соглашений в случае измене­ния законодательства, а именно: в случае если законами или иными правовыми актами, принятыми в период действия коллективных до­говоров, соглашений, ухудшаются социальные условия и социально- экономическое положение работников, на этот период действуют ус­ловия, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями (ст. 25 Модельного закона о социальном партнерстве).

Зарубежной практике известны примеры отступления от принци­па in favorem в правовом механизме социального партнерства. Напри­мер, во Франции в период либерализации правового регулирования трудовых отношений с 2004 г. так называемый Закон Фийона преду­сматривает возможность отклонения (правда, с определенными ого­ворками) коллективных договоров предприятий от отраслевых со­глашений, а отраслевых соглашений — от межотраслевых. Однако та­кие отклонения не должны пересматривать законодательные нормы, в частности вопросы минимальной заработной платы, шкалы разря­дов, квалификаций, социального страхования1.

Каждый уровень социального партнерства характеризуется, во- первых, соответствующими уполномоченными представителями ра­ботников, работодателей (общероссийские, региональные, отрасле­вые объединения работодателей, профсоюзов и др.), государства и, во-вторых, соответствующими уполномоченными органами соци­ального партнерства.

Возвращаясь к вопросу об уровнях социального партнерства, отме­тим, что в первоначальной редакции ТК РФ отсутствовал межрегио­нальный уровень социального партнерства и ограничивался локаль­ный уровень только уровнем организации. Системой социального партнерства не охватывались работодатели — индивидуальные пред­приниматели и работники, заключившие трудовой договор с данны­ми работодателями. Вставал вопрос о наличии прав указанных работ­ников на коллективные переговоры, заключение коллективного дого­вора, участие в управлении трудом и др. Эта проблема была разрешена путем внесения соответствующих изменений в ТК РФ (в ред. Феде­рального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Между тем остался от­крытым вопрос о коллективных трудовых правах, в том числе и пра­ве на коллективные переговоры работников, заключивших трудовой договор с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. По мнению ряда специали­стов, названные работники, несмотря на то, что ТК РФ непосредст­венно не наделяет их коллективными правами в сфере социального партнерства, тем не менее вправе ими воспользоваться. Этот вывод основан на Конституции РФ (ст. 55) и общепризнанных нормах меж­дународного трудового права. Право на ведение коллективных перего­воров, как это следует из содержания Конвенции МОТ № 98 «О при­менении принципов права на организацию и на ведение коллектив­ных переговоров», является производным от права на объединение. В свою очередь право на объединение относится к числу основных гражданских прав (Международный пакт о гражданских и политиче­ских правах 1966 г.)1.

Названные выше уровни социального партнерства, установленные ТК РФ, следует дополнить международным уровнем: международные коллективные договоры в транснациональных компаниях и междуна­родные социально-партнерские акты МОТ и международных регио­нальных организаций (ЕС, СНГ и др.).

В Глобальном докладе Генерального директора МБТ «Объедине­ние в организации в целях социальной справедливости» (2004 г.) кон­статируется, что мир переживает процесс глобализации. Этот процесс сопровождается рождением нового уровня социального диалога — над­национального. В условиях глобализации многонациональные (транс­национальные) корпорации играют важную роль в экономике и соци­альной сфере большинства стран и международных экономических от­ношениях. В этой связи МОТ разработала и приняла Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпора­ций и социальной политики (Женева, 16 ноября 1977 г., в ред. 17 но­ября 2000 г.). Целью этой Декларации заявлено поощрение положи­тельного вклада, который многонациональные компании могут внести в дело экономического и социального прогресса, свести к минимуму и преодолеть трудности, которые могут быть вызваны различными видами их деятельности. В конечном итоге эта Декларация, адресо­ванная правительствам, организациям работодателей и трудящихся, многонациональным корпорациям, направлена на установление но­вого международного экономического порядка на основе междуна­родных стандартов ООН и МОТ. К многонациональным компаниям МОТ относит корпорации — государственные, смешанные или част­ные, в собственности или под контролем которых за пределами стра­ны их месторасположения находятся производство, распределение, обслуживание и другие сферы. В Декларации отражены общие прин­ципы, характеризующие деятельность многонациональных компаний и их взаимодействие с социальными партнерами в следующих сферах: 1) занятость, включая содействие занятости; гарантии занятости; ра­венство возможностей и обращения; 2) профессиональная подготов­ка; 3) условия труда, безопасность и гигиена труда; заработная плата; 4) свобода ассоциации и право на коллективные переговоры, консуль­тации, рассмотрение жалоб, разрешение трудовых споров.

Нельзя не отметить, что МОТ еще в 1977 г. приняла Трехсторон­нюю декларацию принципов, касающихся многонациональных кор­пораций и социальной политики (с поправками, принятыми в Жене­ве 17 ноября 2000 г.). В данной Декларации изложены принципы в об­ласти занятости, профессиональной подготовки, условий труда и быта и трудовых отношений, которые правительствам, организациям ра­ботодателей и трудящихся, транснациональным корпорациям реко­мендуется соблюдать на добровольной основе. Общая политика в от­ношении многонациональных компаний определяется МОТ следую­щим образом: все стороны социального диалога должны подчиняться национальному законодательству, учитывать общие цели социаль­ной политики стран, в которых они осуществляют свою деятельность, а равно соблюдать соответствующие международные нормы (Всеоб­щую декларацию прав человека, международные пакты ООН, осно­вополагающие конвенции МОТ).

Корпоративные соглашения, заключаемые на международном уровне, в том числе корпоративные соглашения крупнейших ком­паний России (ОАО «Газпром», НК «ЛУКОЙЛ», НК «ЮКОС») ста­ли предметом специального комплексного междисциплинарного исследования1.

Формирование на территории государств СНГ транснациональ­ных корпораций продиктовало необходимость заключения Соглаше­ния о регулировании социально-трудовых отношений в транснацио­нальных корпорациях, действующих на территории государств — уча­стников Содружества Независимых Государств (Бишкек, 9 октября 1997 г.). По мнению С.Ю. Чучи, оригинальное сочетание элемен­тов международного и локального уровней социального партнерства в транснациональных корпорациях позволяет говорить о формиро­вании в России нового уровня партнерства, который можно назвать корпоративным1.

Модельный закон о социальном партнерстве СНГ в отличие от ТК РФ расширяет перечень уровней социального партнерства, дополняя его уровнем финансово-промышленной группы и транснациональ­ной корпорации. Социальное партнерство в финансово-промыш­ленных группах и транснациональных корпорациях обеспечивается на основе международных договоров (соглашений) и национально­го законодательства.

На 92-й сессии МКТ в 2004 г. внимание международного сообще­ства было привлечено к вопросам социального диалога в глобальных производственных системах и заключению международных рамоч­ных соглашений. Эти социально-партнерские соглашения носят над­национальный характер и заключаются транснациональными ком­паниями и международными профсоюзными федерациями. В МОТ они получили наименование международных рамочных соглашений. Эти коллективные переговоры выходят за рамки национальных гра­ниц, но объединены экономической, производственной интеграци­ей. В отличие от коллективных соглашений, заключаемых на местном и национальном уровнях, в которых обычно рассматриваются вопро­сы, связанные с условиями занятости, рамочные соглашения скорее направлены на обеспечение соблюдения базовых принципов, таких как свобода объединения, равенство возможностей и обращения, ох­рана материнства и др. МОТ считает, что международные рамочные соглашения представляют собой новое средство обеспечения свободы объединения и коллективных переговоров в условиях процесса гло­бализации2. Это уже не коллективные переговоры в их традиционном понимании, а международные действия по обеспечению международ­но-правовых стандартов социально-трудовых прав.

Но не только МОТ строит свою нормотворческую деятельность на принципах трипартизма, социального сотрудничества. В последнее время в правотворчестве ЕС по социальным вопросам все в большей мере реализуются принципы трипартизма. Директивы ЕС не только разрабатываются с учетом мнения социальных партнеров, но и сами директивы в ряде случаев придают юридическую силу европейским коллективным договорам. Международные коллективные договоры стали реальностью в объединенной Европе. Они распространяются главным образом на работников предприятий европейских трансна­циональных корпораций (ТНК) и фиксируют в унифицированном виде условия труда на материнских предприятиях корпорации и их филиалах.

Римский договор о создании ЕС возлагает на органы ЕС задачу со­действия заключению европейских коллективных договоров. В соот­ветствии с Римским договором (ст. 39) директивы ЕС могут санкцио­нировать «рамочные соглашения» европейских социальных партнеров, иными словами, трансформировать эти европейские коллективные со­глашения в акты европейского законодательства. Первое европейское рамочное коллективное соглашение, заключенное в 1995 г., касалось родительских отпусков; в 1997 г. было достигнуто соглашение о труде на условиях неполного рабочего времени, а в 1999 г. — о срочных тру­довых договорах, о телетруде (2002 г.). В каждом случае социальные партнеры просили Комиссию Совета ЕС сделать их обязательными для государств-членов на основе принятия директив ЕС. Таким об­разом, наднациональные коллективные переговоры также могут быть продиктованы региональной интеграцией.

Международный социальный диалог ведут уже сформировавшие­ся на наднациональном уровне объединения европейских профсоюзов (Европейская конфедерация профсоюзов стран — членов ЕС (ETUC), Европейская конфедерация руководителей и управленческого персо­нала стран ЕС (CEC), Европейская конфедерация независимых проф­союзов (CESI), объединения европейских работодателей (Союз объе­динений промышленников и работодателей Европы (UNICE), Евро­пейская ассоциация ремесленников, малых и средних предприятий (UEAPME) и др.). Эти наиболее представительные организации труда и бизнеса получили право на участие в определении социальной по­литики при принятии решений ЕС1.

Выбор уровней социального партнерства

Анализируя социальное партнерство как многоуровневую систему, мы выходим еще на одну теоретическую и прикладную проблему — вы­бор уровня коллективных переговоров сторонами социального парт­нерства и взаимодействия, соотношения вышеперечисленных уровней. Согласно Конвенции МОТ № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978 г.) (ратифицирована РФ 2 июля 1998 г.) каждый член Организации, ратифицировавший Конвенцию, проводит соответствующие национальным условиям мероприятия для обеспечения в рамках системы по регулированию вопросов тру­да консультаций, сотрудничества и переговоров между государствен­ными органами власти и наиболее представительными организация­ми предпринимателей и трудящихся или при необходимости предста­вителями предпринимателей и трудящихся. Из доклада Генерального директора МБТ следует, что:

  1. сторонам предоставлено право на свободу выбора того уровня, на котором вести переговоры. Не существует никакой «оптималь­ной» структуры коллективных переговоров. Стороны на таких пере­говорах будут стремиться определить уровень, масштабы и охват, ко­торые в максимальной степени соответствуют их интересам в данный конкретный момент;

  2. согласно Рекомендации МОТ № 163 (п. 4) в странах, где коллек­тивные переговоры проводятся на нескольких уровнях, стороны на пе­реговорах должны обеспечивать координацию между этими уровнями. Например, при разработке коллективного договора на предприятии следует учитывать содержание заключенных отраслевых и местных коллективных соглашений и т.д.;

  3. не существует никаких веских доводов относительно того, что тот или иной уровень ведения переговоров лучше какого-либо друго­го уровня. Скорее следует признать возможности различных систем с точки зрения достижения тех или иных целей.

Таким образом, стороны вправе заключать коллективные соглаше­ния на различных уровнях: они могут охватывать наднациональные (межгосударственные) сектора экономики, национальную экономи­ку, отрасль, предприятие или группу предприятий. Они могут иметь различный географический охват. Также на различных уровнях кол­лективных переговоров могут рассматриваться и различные вопросы. Несмотря на отмеченную экспертами МОТ повсеместную тенденцию к децентрализации коллективных переговоров, большинство стран ЕС сохраняют централизованные системы ведения таких переговоров. В ряде стран ЕС ведущее место занимают коллективные переговоры, проводимые на отраслевом уровне. В большинстве стран коллектив­но-договорный процесс четко законодательно оформлен.

Эксперты МОТ считают, что коллективные переговоры на отрас­левом уровне могли бы шире практиковаться в странах с переходной экономикой, учитывая наследие централизованных систем организа­ции и оплаты труда. Одна из проблем, связанных с проведением кол­лективных переговоров на отраслевом уровне, состоит в том, что в ре­зультате значительной структурной перестройки отраслей уже не так просто определить общие интересы участников. Новые независимые работодатели, особенно в секторе малого и среднего бизнеса, не рас­положены соблюдать правила, согласованные на отраслевом уровне. Так, в Венгрии и Польше в отраслевых соглашениях, как правило, со­держатся рекомендации и данные по тем вопросам, которые могут об­суждаться на низовом уровне предприятий при заключении коллек­тивных договоров. Коллективные переговоры на отраслевом уровне могут оказаться особенно эффективными для обеспечения относитель­но безболезненного процесса приватизации предприятий. Так, напри­мер, в Чили профсоюз «ФЕНАТ-РАОС», действующий в системе во­доснабжения, заключил в 2001 г. отраслевое соглашение с правительс­твом о защите прав работников в случае приватизации, гарантировав занятость работников не менее чем на три года. Национальный уро­вень представляет собой традиционную арену для заключения соци­альных пактов и проведения консультаций о политике в области оп­латы труда. Например, в ряде стран Европы, включая Испанию, Ита­лию, Нидерланды, Португалию и Финляндию, вступили в силу ряд пактов, разработанных в целях подготовки к введению единой евро­пейской валюты. Цель состояла в том, чтобы добиться согласия меж­ду правительством и социальными партнерами по ряду макроэконо­мических параметров и реформ в области рынка труда1.

Органы социального партнерства

Органы социального партнерства создаются на равноправной ос­нове по решению социальных партнеров и наделяются необходимы­ми полномочиями представителями сторон. Как уже отмечалось, по действующему законодательству в качестве постоянного органа со­циального партнерства на всех уровнях (кроме низового) создаются трех- или двусторонние комиссии по регулированию социально-тру­довых отношений. Предметом их деятельности являются вопросы ре­гулирования не только трудовых отношений, но и отношений в сфере социального обеспечения, включая социальное, пенсионное, меди­цинское страхование, а также меры по социальной защите малоиму­щих граждан, безработных. Отсюда и в названии органов социального партнерства используется термин «регулирование социально-трудовых отношений», который объединяет и трудовые отношения, и отноше­ния по социальному обеспечению. Вначале полномочия Российской трехсторонней комиссии предусматривались специальным Положе­нием об этой комиссии1, позднее — законом2. Эти полномочия можно разделять на четыре основные группы:

    1. право на ведение коллективных переговоров и подготовку про­екта генерального соглашения;

    2. полномочия в сфере нормотворчества (вправе разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в согласо­ванном с ними порядке предложения о принятии федеральных за­конов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений; принимать участие в под­готовке проектов нормативно-правовых актов в области трудовых от­ношений);

    3. консультативные правомочия по основным направлениям со­циальной политики (вправе проводить с федеральными органами го­сударственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-эко­номической политики);

    4. информационные полномочия (вправе запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, ре­гулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных дого­ворах; получать от федеральных органов исполнительной власти в ус­тановленном Правительством РФ порядке информацию о социаль­но-экономическом положении в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, необходимую для ведения коллективных пе­реговоров и подготовки проекта генерального соглашения, организа­ции контроля за выполнением указанного соглашения, нормативные правовые акты Российской Федерации, а также проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений и др.)

Отметим, что ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) обеспечил право рассматриваемых органов социального партнерства по участию в формировании и реализации государствен­ной политики в сфере труда корреспондирующей обязанностью госу­дарственных органов (федеральных, субъектов Федерации), органов местного самоуправления по обязательному рассмотрению решений соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон по проектам нормативных право­вых актов (ст. 35.1).

По принципу формирования Российская трехсторонняя комис­сия является органом социального партнерства, образуемым обще­российскими объединениями профсоюзов, объединениями работо­дателей и Правительством РФ, т.е., на наш взгляд, по своей природе это - негосударственная корпоративная структура. Между тем не толь­ко все материально-техническое обслуживание Комиссии возлагается на правительство, но и ряд должностных лиц Комиссии назначаются государственными чиновниками: ответственный секретарь и другие работники Секретариата назначаются руководителем Аппарата Пра­вительства. Президент назначает Координатора Комиссии, который не является членом Комиссии. Состав комиссий по регулированию социально-трудовых отношений формируется на основе соблюдения принципов паритетности и равноправия сторон, а также полномочно- сти их представителей. Каждое общероссийское объединение профес­сиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, за­регистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии. Закон ограничивает общее число представителей сторон (не более 30 человек от каждой стороны), но решение принимается при наличии согласия каждой из трех сторон.

На иных уровнях социального партнерства соответственно дейст­вуют постоянные отраслевые, региональные и иные Комиссии по ре­гулированию социально-трудовых отношений, полномочия которых определяются нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, органов местного самоуправления или социально-партнерскими от­раслевыми актами.

В этой части особый интерес представляет судебная практика по вопросам полномочности представителей социальных партнеров и Ко­миссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В Определении Верховного Суда РФ от 13 августа 2002 г. № КАС02-382 указывалось, что в удовлетворении заявления о признании недействитель­ными п. 1 и ч. 3 п. 4 постановления Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» отказано правомер­но. Оспоренное Постановление соответствует нормам Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-тру­довых отношений» и Правительство РФ вправе было утвердить межразрядные коэффициенты ЕТС в данном случае. Суть дела заключалась в следующем. Всероссийская конфедерация труда (ВКТ) в интересах работников бюджет­ной сферы — членов профсоюзов ВКТ обратилась в Верховный Суд РФ с за­явлением о признании недействительным приведенного выше Постановле­ния Правительства РФ, сославшись на то, что при издании этого акта Прави­тельством РФ была нарушена ст. 2 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», предусматривающая необходимость обяза­тельного согласования вопроса об утверждении межразрядных тарифных ко­эффициентов с общероссийскими объединениями профсоюзов.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд при­шел к правильному выводу о том, что несогласование вопроса об утверждении межразрядных тарифных коэффициентов именно с ВКТ, не получившей для согласования оспариваемый проект Постановления Правительства, не может служить основанием для признания оспоренного нормативного правового ак­та Правительства РФ незаконным. Из содержания ч. 2 ст. 2 Федерального за­кона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» не следует, что Правительство РФ при утверждении межразрядных тарифных коэффициен­тов обязано было согласовывать этот вопрос со всеми общероссийскими объ­единениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. Вопросы представительства общероссийских объединений профессиональных союзов в деятельности по регулированию вопросов труда закреплены также в Федеральном законе «О Российской трехсторонней комиссии по регулиро­ванию социально-трудовых отношений». В соответствии со ст. 2 данного Зако­на представительство общероссийских объединений профессиональных сою­зов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ в составе сторон Комиссии определяется каждым из них самостоятельно, и Верховный Суд РФ правильно признал, что представители сторон, являющиеся члена­ми этой Комиссии, приняли участие в рассмотрении и согласовании проекта оспариваемого Постановления Правительства РФ.

Виды органов социального партнерства. По действующему законо­дательству создается два вида органов социального партнерства: вре­менно действующие органы и постоянно действующие органы. Эти органы могут быть как многофункционального, так и целевого назна­чения. Так, на локальном уровне социального партнерства представи­тели сторон формируют комиссию по ведению коллективных перего­воров, подготовке проекта коллективного договора и заключения кол­лективного договора. Это временный орган социального партнерства, целью создания которого служит ведение коллективных переговоров. На локальном уровне формируются и целевые постоянно действую­щие органы социального партнерства — комитеты (комиссии) по ох­ране труда (ст. 218 ТК РФ). Они создаются по инициативе работодате­ля и (или) по инициативе работников, их представителей. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и предста­вители работников. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению тре­бований охраны труда, предупреждению производственного травма­тизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведе­ние проверок условий и охраны труда на рабочих местах.

Ко второй группе органов социального партнерства относятся пре­жде всего постоянные комиссии по регулированию социально-трудо­вых отношений, которые формируются на всех уровнях социально­го партнерства (кроме локального) (ст. 35 ТК РФ). Они призваны не только обеспечить ведение коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных соглашений, контроля за их исполнением, но и вправе участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда, в разработке и обсуждении проектов законо­дательных и иных нормативных правовых актов (ст. 35.1 ТК РФ). По­стоянные органы социального партнерства создаются и в определен­ных целях, например для согласований позиций социальных партне­ров в сфере занятости, обязательного социального страхования. Так, согласно Федеральному закону от 19 апреля 1991 г. «О занятости на­селения в Российской Федерации» в целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости на­селения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социаль­ного партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональ­ных союзов, иных представительных органов работников, работода­телей, органов службы занятости и других заинтересованных госу­дарственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан (ст. 20)1. На основании Положения о Фонде соци­ального страхования России в состав правления Фонда включаются представители общероссийских объединений профсоюзов и объеди­нений работодателей1.

В рассматриваемой классификации органов социального партнер­ства можно особо выделить органы по рассмотрению трудовых споров, формируемые на принципах социального партнерства: комиссии по разрешению индивидуальных трудовых споров - как постоянно дей­ствующие органы (ст. 382 ТК РФ); примирительные комиссии, трудо­вой арбитраж - как временные органы, создаваемые для разрешения конкретного коллективного спора (ст. 402 и 404 ТК РФ).

Принципы социального партнерства

В ТК РФ 2001 г. законодатель устанавливает перечень принципов социального партнерства (ст. 24). Многие из них (равноправие сто­рон, добровольность принятия сторонами на себя обязательств, пол- номочность представителей сторон, свобода выбора в обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, содействие государства в укреп­лении и развитии социального партнерства на демократической осно­ве, контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений) в значительной степени перекликаются с международно-правовыми принципами социального партнерства. Отметим, что Модельный за­кон о социальном партнерстве СНГ содержит довольно полный пере­чень принципов социального партнерства (ст. 3). В отличие от ТК РФ в качестве принципов называются принципы доверия в отношениях сторон и добросовестности в отношениях сторон социального парт­нерства, предполагающей искренность и конструктивность, исклю­чение всякого неоправданного промедления в решении назревших вопросов, стремление прийти к согласию. Таким образом, принцип запрета злоупотребления правами пронизывает как индивидуальные трудовые отношения, так и коллективные, о чем мы уже писали в пер­вом томе настоящего Курса.

Международно-правовые принципы социального партнерства за­креплены в актах ООН (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономиче­ских, социальных и культурных правах 1966 г.), Совета Европы (Евро­пейская социальная хартия), а также в нормативных документах МОТ, основными из которых являются: Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г.; Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г., ратифицирова­на 10 августа 1956 г.); Конвенция № 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г., ратифицирована 10 ав­густа 1956 г.); Конвенция № 135 и Рекомендация № 143 «О предста­вителях трудящихся» (1971 г.); Конвенция № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применения международных трудовых норм» (1976 г.); Конвенция № 154 и Рекомендация № 163 «О содейст­вии коллективным переговорам» (1981 г.); Рекомендация № 91 «О кол­лективных договорах» (1951 г.); Рекомендация № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.); Рекомендация № 94 «О сотрудни­честве на уровне предприятия» (1952 г.); Рекомендация № 113 «О со­трудничестве в отраслевом и национальном масштабе» (1960 г.); Ре­комендация № 130 «О рассмотрении жалоб» (1967 г.); Рекомендация № 129 «О связях на предприятии» (1967 г.) и др.1

Проанализировав вышеназванные международно-правовые акты, считаем, что из их содержания вытекают следующие международно- правовые принципы социального партнерства.

Принцип свободы ассоциации и защиты прав профсоюзов и иных пред­ставителей трудящихся. Он включает право трудящихся и их предпри­нимателей создавать по своему выбору организации и вступать в них. Условиями свободной реализации этого права являются: 1) свобод­ное создание организации без предварительного разрешения, само­стоятельное регулирование внутриорганизационной деятельности, запрет вмешательства государственных органов и иных лиц во внут- риорганизационную деятельность; 2) запрет дискриминации на ос­новании членства или отказа от вступления в объединения, ассимет- ричной (преимущественной) защиты прав профсоюзов и иных пред­ставителей работников.

Реализация права на ассоциацию связана с отсутствием предвари­тельного разрешения на создание организации. Это не означает абсо­лютной свободы. Необходимые формальности и юридические про­цедуры возможны, но они не должны препятствовать созданию ор­ганизации. Право трудящихся и предпринимателей создавать свои организации подразумевает возможность самостоятельного регулиро­вания внутренней деятельности на основании уставов. В соответствии с Конвенцией № 87 (ст. 3) органы государственной власти воздержи­ваются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Эта Конвен­ция допускает и профсоюзный плюрализм и не исключает процедуру признания наиболее представительного профсоюза.

Запрет дискриминации означает отсутствие каких бы то ни бы­ло дискриминационных ограничений круга лиц, имеющих право на объединение (по признаку пола, профессии, гражданства, цвета ко­жи, расы, вероисповедания или политических взглядов). Единствен­ное исключение предусмотрено Конвенцией № 87 (ст. 9), в соответст­вии с которой каждое государство самостоятельно определяет, в какой мере право на свободу ассоциаций применимо к вооруженным силам и полиции. Между тем Европейская социальная хартия (1961 г., в ред. 1996 г.) идет дальше рассматриваемой Конвенции МОТ и не допус­кает ограничения права на объединение в отношении полицейских. Что касается государственных служащих, то исходя из смысла данной Конвенции они могут создавать организации для осуществления и за­щиты своих интересов, хотя это никоим образом не предрешает во­проса об их праве на забастовку. Вместе с тем Конвенция МОТ № 151 содержит ряд положений, защищающих право на организацию госу­дарственных служащих.

Этот принцип означает также и запрет дискриминации по при­знаку принадлежности к ассоциации при приеме на работу, продви­жении по службе, оплате труда и т.д. Права представителей работни­ков на предприятии гарантируются Конвенцией МОТ № 135 и Реко­мендацией № 143. К этим гарантиям относятся меры по защите прав представителей работников в случае их увольнения.

Конвенция № 98 оставляет на усмотрение национальных органов вопрос о том, в какой степени гарантии права на ассоциацию приме­няются в отношении вооруженных сил и полиции. Действие Конвен­ции № 98 не распространяется на «государственных служащих, заня­тых в управлении государством». В 1978 г. МОТ приняла Конвенцию № 151 «О трудовых отношениях на государственной службе». Она га­рантирует право на организацию всем лицам, нанятым органами госу­дарственной власти, если только к ним не применяются более благо­приятные положения других международных трудовых конвенций.

Особого внимания заслуживает Конвенция № 135, согласно ко­торой если на предприятии одновременно действуют и представи­тели профсоюзов, и выборные представители трудового коллектива, то должны быть приняты меры, направленные на поощрение их со­трудничества. При этом функции представителей трудового коллек­тива не должны включать деятельность, которая признана исключи­тельной прерогативой профсоюзов.

Принцип двустороннего и трехстороннего сотрудничества («бипар- тизма и трипартизма»), многоуровневого сотрудничества. Первона­чально этот принцип нашел конкретное воплощение в структуре МОТ, где проблемы труда решались представителями трех сторон: делега­ций от правительств государств, профсоюзов и предпринимателей. На смену теории невмешательства государства в отношения между союзами работников и работодателей, характерной для стадии ранне­го домонополистического капитализма, приходит теория трехсторон­него консенсуса. Она получила отражение в Конвенции МОТ № 144. На практике в странах с развитой рыночной экономикой государст­во берет на себя роль социального партнера при подписании общена­циональных соглашений по вопросам оплаты и условий труда, заня­тости населения, его социальной защиты либо государство регуляр­но проводит консультации с союзами работников и работодателей по тем же вопросам. Для достижения указанных целей создаются трех­сторонние комиссии, которым или придается статус государственных структур (например, в Австрии), или корпоративных с консультаци­онными функциями (например, в Португалии).

Принцип трипартизма в соответствии с Рекомендацией МОТ № 113 означает сотрудничество и эффективные консультации между государ­ственными властями, организациями предпринимателей и трудящихся как в отраслевом, так и в национальном масштабе. Важно, чтобы та­кой способ взаимодействия социальных партнеров применялся на всех уровнях: на предприятиях, в отраслях, регионах, а также на общена­циональном уровне.

Если же сотрудничество социальных партнеров сводится к перего­ворам и консультациям организаций трудящихся и организаций рабо­тодателей без участия государства, то речь идет о «бипартизме». Таким образом «бипартизм и трипартизм — это не только идеологическая кон­цепция, но и закрепленная в международно-правовых стандартах мо­дель поведения участников коллективно-трудовых отношений, о чем свидетельствуют положения Конвенции МОТ № 150»1.

Комитет МОТ по свободе объединения отмечает, что в соответст­вии с Конвенцией МОТ № 98 определение уровня переговоров явля­ется вопросом, оставляемым на усмотрение участников и должен на­вязываться законодательством.

Принцип полномочности представителей сторон — социальных парт­неров означает организационно-правовое оформление полномочий на представительство интересов участников — сторон социального парт­нерства. Так, согласно Рекомендации МОТ № 91 коллективные дого­воры (соглашения) заключаются представителями сторон, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны. Таким образом, важным условием эффективности социаль­ного диалога партнеров служит организационно-правовая форма их полномочности и представительности.

Принцип добровольного и равноправного партнерства и обеспечения права на коллективные переговоры. Он во многом предопределяет харак­тер взаимоотношений социальных партнеров. Конвенция МОТ № 98 особо подчеркивает, что там, где это необходимо, должны принимать­ся меры, соответствующие условиям страны в целях поощрения и спо­собствования полному развитию и использованию процедуры веде­ния переговоров на добровольной основе между предпринимателями и организациями трудящихся путем заключения коллективных дого­воров. Добровольность партнерства увязана и с равноправием участ­ников как «две стороны одной медали». В соответствии с Конвенци­ей № 144 участники социально-партнерских отношений должны быть представлены на равной основе в любых органах, через посредниче­ство которых осуществляются консультации.

Принцип добровольности и равноправного партнерства лежит в основе реализации права сторонами на коллективные переговоры. Конвенция МОТ № 154 под коллективными переговорами понима­ет переговоры, которые проводятся между предпринимателем, груп­пой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и отдельной или несколькими организациями трудящихся - с другой в целях определения условий труда и занятости. При этом субъектами коллективных переговоров признаются не только профсоюзы, но и другие выборные органы ра­ботников.

Конвенция МОТ № 154 и Рекомендация № 163 предусматривают, что необходимо обеспечить содействие тому, чтобы коллективные переговоры могли проходить на любом уровне, в частности предпри­ятия, отрасли или всей промышленности, либо на региональном или национальном уровнях, причем должна быть обеспечена координа­ция между этими уровнями.

Принцип обязательности и надлежащего исполнения коллективных договоров (соглашений), заключенных в результате коллективных пере­говоров. Он придает устойчивость правовому механизму социального партнерства. При всей добровольности для сторон коллективных пе­реговоров к их результату - коллективному договору применяется тре­бование его обязательности для сторон. Согласно Рекомендации МОТ № 91 такие договоры заключаются в письменной форме представи­телями сторон (между предпринимателем, группой предпринимате­лей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и с другой - одной или несколькими организациями трудящихся или при отсутствии таких организаций - представителями самих трудящихся). Коллективный договор распространяется на всех трудящихся, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в самом договоре не предусмотрено иное. Условия индивидуальных трудовых договоров, ухудшающие положение работ­ника по сравнению с коллективным договором, должны признаваться недействительными. В случае необходимости с учетом существующей в стране системы коллективных договоров в национальном законода­тельстве могут быть предусмотрены меры по распространению всех или некоторых положений коллективного договора на предприятия, не участвующие в заключении договоров, но входящие в сферу дого­вора как по производственному, так и территориальному признаку. Рекомендация считает необходимым возложить контроль за соблю­дением условий коллективных договоров на участвующие в них ор­ганизации предпринимателей и трудящихся, или органы инспекции, или органы, специально создаваемые для этой цели.

Принцип примирительно-третейского и арбитражного разбиратель­ства трудовых конфликтов и обеспечение права работников и работода­телей на коллективные средства защиты. Он предполагает основные, как правило, мирные методы разрешения трудовых конфликтов. К та­ковым относятся как разрешение споров соглашением спорящих сто­рон, так и с участием посреднических и арбитражных органов. В со­ответствии с Рекомендацией МОТ № 163 (п. 8) при необходимости должны приниматься соответствующие национальным условиям ме­ры, чтобы процедуры урегулирования трудовых конфликтов помога­ли сторонам на переговорах самим разрешить конфликты, возникаю­щие между ними как в ходе коллективных переговоров о соглашени­ях, так и в связи с толкованием и применением соглашений. Согласно же Рекомендации МОТ № 92 государствам предлагается создавать ор­ганы по добровольному примирению конфликтующих сторон. В та­кие органы на паритетных началах должны включаться представите­ли от предпринимателей и трудящихся. Примирительная процедура должна быть сведена к минимуму по времени рассмотрения и прово­диться на бесплатной основе. Стороны вправе прибегнуть к помощи независимого арбитражного органа. В обоих случаях в период прими­рительно-арбитражных процедур сторонам рекомендуется воздержать­ся от забастовок и локаутов.

Рекомендация МОТ № 130 включает правила о рассмотрении ин­дивидуальных жалоб работников. Процедура рассмотрения жалобы представляет собой попытку урегулирования спора самими сторонами. Если этот способ не дает результата, то спор может быть разрешен пу­тем примирения, обращения в судебные органы или с помощью иных процедур, предусмотренных в коллективном договоре, а также путем добровольного арбитража. На любой стадии разбирательства должна сохраняться возможность разрешения спора соглашением сторон.

К коллективным средствам защиты относятся не только мирные пе­реговоры, арбитражное разбирательство, но и односторонние коллек­тивные действия участников. К последним относятся право работников на забастовку и право работодателей на локаут. В Международном пак­те об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) гаран­тируется право на забастовку при условии его осуществления в соот­ветствии с законами каждой страны. В актах МОТ отсутствует прямое указание на право на забастовку, однако косвенно это право вытекает из Конвенции МОТ № 87 как законное средство защиты профессио­нальных интересов работников. Наиболее полно право социальных партнеров на односторонние коллективные средства защиты сформу­лировано в Европейской социальной хартии (ст. 6). Названное право объединяет и право работников на забастовку, и право работодателей на забастовку — локаут «наоборот». Согласно ст. 6 данного документа «стороны обязуются обеспечить право трудящихся и работодателей на коллективные действия в случае коллизии интересов, включая право на забастовку, при условии соблюдения обязательств, которые могут вытекать из заключенных ранее коллективных договоров».

В последующем изложении вопросов, касающихся правового ста­туса социальных партнеров, мы не раз будем обращаться к содержа­нию обоснованных выше принципов. Это позволит дать правовую оценку положений российского трудового законодательства с точки зрения его соответствия международно-правовым принципам соци­ального партнерства.

Подведем итоги.

1. Многоуровневый характер социального партнерства означает его осуществление на следующих уровнях: 1) международном; 2) государ­ственном (национальном); 3) отраслевом (межотраслевом); 4) админи­стративно-территориальном; 5) на уровне финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации; 6) на уровне организации. Соотношение уровней основано на принципах запрета ухудшения пра­вового положения работников, иерархии уровней социального парт­нерства, свободы выбора социальными партнерами уровня социаль­ного диалога.

На каждом уровне социального партнерства действуют органы со­циального партнерства, создаваемые на принципах трипартизма или бипартизма. В зависимости от срока и объема их полномочий они подразделяются на постоянные и временные, целевой и общей на­правленности.

2. Основополагающими международно-правовыми принципами социального партнерства являются следующие:

  1. принцип свободы ассоциации и защиты прав профсоюзов и иных представителей трудящихся;

  2. принцип двустороннего и трехстороннего сотрудничества («би- партизма» и «трипартизма»), многоуровневого сотрудничества;

  3. принцип полномочности представителей сторон;

  4. принцип добровольного, равноправного партнерства и обеспе­чения права на коллективные переговоры;

  5. принцип обязательности и надлежащего исполнения условий коллективных соглашений и договоров, заключенных в результате коллективных переговоров;

  6. принцип примирительно-третейского и арбитражного разбира­тельства трудовых конфликтов путем мирных переговоров и взаимных консультаций и право работников и работодателей на коллективные средства защиты.