logo
Курс трудового права

24.8. Организационная ответственность в трудовом праве: советский опыт и современная оценка

Как мы уже неоднократно отмечали выше, трудовое отношение имеет три основных признака (элемента): личностный, организаци­онный и имущественный. Очевидно, что дисциплинарная ответствен­ность связана с личностным признаком, а материальная — с имуще­ственным. Остается открытым вопрос об ответственности, связанной с организационным признаком, или об организационной ответствен­ности. Ее существование в прошлом и настоящем у нас не вызывает сомнений. Обратимся к истории вопроса.

На протяжении всего советского периода в законодательстве пре­дусматривались меры организационной ответственности, хотя они в качестве таковых и не назывались. Более того, их количество посте­пенно увеличивалось. Начало этому было положено еще в 20-е годы ХХ в. Так, Постановлением СНК РСФСР от 27 апреля 1920 г. преду­сматривалась обязанность прогульщика отработать в порядке трудовой повинности в сверхурочное время и праздники свой прогул с оплатой по тарифной ставке без начисления премий и сверхурочных. В период сталинизма проблемы организационной ответственности были сня­ты с повестки дня, так как за значительное число дисциплинарных проступков предусматривалась уголовная ответственность, а жесткая централизация правового регулирования не предполагала возможно­сти локального нормотворчества.

В 60-х годах ХХ в. в условиях ослабления централизации и отме­ны уголовной ответственности за нарушения трудовой дисциплины данная проблема вновь была поставлена на повестку дня. На некото­рых предприятиях локальными актами вводились меры дополнитель­ной ответственности, которые применялись к нарушителям трудовой дисциплины. Большинство из них были явно противозаконны, в том числе такие, как уменьшение отпуска на число дней прогула, отказ в выдаче справок на получение товаров в кредит, задержка выдачи за­работной платы на определенное число дней, запрет принимать в те­чение определенного времени на работу лиц, уволенных с предыду­щего места работы за нарушение трудовой дисциплины, и даже введе­ние в завуалированной форме штрафов. В ряде случаев меры местной заводской самодеятельности приобретали трагикомический характер. Так, на Ногинском заводе топливной аппаратуры нарушителям трудо­вой дисциплины стали вручать огромные деревянные пропуска, а за их потерю взыскивать 10 рублей штрафа. На Криворожском южном горнообогатительном комбинате было решено выселять прогульщи­ков на 1 год из ведомственных общежитий и т.д.1 Инициаторами вве­дения таких мер выступали в равной мере и администрация предпри­ятия, и профсоюзы.

Отметим, что целый ряд ученых еще в 60-х годах пропагандирова­ли применение этих незаконных мер. Так, Ю.Е. Волков поддерживал их применение на том основании, что хотя они и незаконны, но, по его мнению, очень эффективны2. Большинство ученых не призывало нарушать закон, но они предлагали узаконить такие меры, как удли­нение испытательного срока лицам, уволенным с предыдущего места работы за нарушение трудовой дисциплины, лишение таких лиц пра-

... <-Г 3

ва на получение компенсаций за неиспользованный отпуск и др.

А.Т. Барабаш в обоснование таких предложений приводил данные анкетирования рабочих, согласно которым наиболее эффективными мерами правового воздействия признавались: перевод на нижеопла- чиваемую работу, лишение премий, сокращение времени отпуска, а наименее эффективными - дисциплинарные взыскания в виде за­мечания, выговора и строгого выговора. Весьма эффективными, как отмечал А.Т. Барабаш, представлялись анкетируемым рабочим и та­кие не предусмотренные законом меры, как штраф, отработка време­ни прогулов и опозданий1.

В 70-х годах проблема введения дополнительных мер дисциплинар­ного воздействия в связи с общим ослаблением трудовой дисципли­ны приобрела особую актуальность. В этот период репрессивные ме­ры периода сталинизма уже стали забываться, а эффективного меха­низма материальной заинтересованности в результатах труда так и не было создано. Именно с этим связана практика усиления мер право­вого воздействия к нарушителям трудовой дисциплины. Так, М.Я. Сонин предложил возродить упомянутую выше практику установления в тру­довых договорах обязанности отрабатывать прогулы, например, в вы­ходной или праздничный день без соответствующей доплаты и внести такого рода изменения в законодательство2. Другие авторы считали обоснованным применение получивших распространение на прак­тике случаев применения к прогульщикам таких мер взыскания, как изменение графика очередности отпусков, задержка присвоения бо­лее высокого тарифного разряда или перевода на вышестоящую ра­боту или должность, передвижение на срок до одного года очереди на получение жилплощади, непредоставление льготных путевок в сана­тории и дома отдыха, а также материальной помощи. Справедливость таких мер объяснялась тем, что дисциплинарные проступки приводят к увеличению затрат рабочего времени и прогульщиков надо в первую очередь назначать на работу в ночную смену, на сверхурочные работы и работы в выходные и праздничные дни3. А.В. Пятаков приветство­вал такую практику, считая возможным ее легализацию путем вклю­чения в коллективные договоры. Впрочем, введение принудительной отработки прогулов он признавал неприемлемым, так как это могло дать отрицательный эффект, «создавая у работника вредную иллю­зию о возможности исправить упущенное, искупить вину путем по­следующей отработки»1. Противником введения дополнительных мер ответственности выступил В.И. Никитинский, обосновывая свою по­зицию как незаконностью таких мер, так и их неэффективностью2. Но в этой части он был явно не в большинстве.

Меры организационного воздействия были легализованы в Поста­новлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 де­кабря 1979 г. «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и со-

3

кращении текучести кадров в народном хозяйстве» , которое допуска­ло применение к нарушителям трудовой дисциплины таких мер, как непредоставление льготных путевок в санатории и дома отдыха, пе­ренос очередности на получение жилплощади и изменение времени предоставления очередного отпуска. Постановлением Совета Мини­стров СССР и ВЦСПС от 28 июля 1983 г. «О дополнительных мерах

<-> 4

по укреплению трудовой дисциплины»3 определялись так называемые «меры укрепления трудовой дисциплины»: уменьшение очередного отпуска на соответствующее число дней прогула, но оставшийся от­пуск при этом должен быть не менее двух рабочих недель; для лиц, пе­реведенных на нижеоплачиваемую работу в виде дисциплинарной от­ветственности до трех месяцев в этот период запрещалось увольняться по собственному желанию; лицам, уволенным за нарушения трудовой дисциплины, разрешалось в течение шести месяцев по новому месту работы выплачивать премии в половинном размере. Типовые правила внутреннего трудового распорядка (1984 г.)4 дополнили этот перечень мер снижением единовременного вознаграждения за выслугу лет, ли­шением полностью или частично вознаграждения по результатам ра­боты за год за прогул. Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. предусматривалось в качестве меры ответственности за грубое нарушение технологической дисци­плины и другие аналогичные нарушения понижение квалификаци­онных разрядов рабочим1.

Эти нормы подзаконных актов не соответствовали закрытому пе­речню мер дисциплинарных взысканий, установленных КЗоТом 1971 г. (ст. 135). В этой связи встал вопрос о правовой природе названных ви­дов правового воздействия и порядке их применения. П.Р. Стависский отнес их к дополнительной ответственности, существующей в трудо­вом праве наравне с дисциплинарной и материальной. Возможность их применения он оговаривал тем, что они должны носить исклю­чительный характер, не противоречить трудовому законодательству и полномочиям трудового коллектива2. В.И. Курилов предлагал их выделить в качестве самостоятельного вида как специальную юри­дическую ответственность; в перечень мер такой ответственности он включал увольнение работников за совершение аморального проступ­ка и увольнение за утрату доверия, уменьшение отпуска на число дней

прогулов, лишение премии и др.3 Л.А. Сыроватская относила эти ме-

3

ры к дополняющим дисциплинарную ответственность .

Возникали разночтения и по порядку применения рассматриваемых мер. Так, А.В. Пятаков считал, что их можно применять самостоятель­но в зависимости от характера проступка4. О.В. Абрамова и В.И. Ники­тинский, напротив, полагали, что их можно применять только в ка­честве дополнительных5. Ряд авторов вносили предложение о приме­нении этих мер администрацией предприятия по согласованию или совместно с профсоюзным комитетом, по представлению или с уче­том мнения трудового коллектива, а также об установлении годично­го срока такого применения6. Советские ученые-трудовики ратовали за установление четкого и единообразного порядка применения мер дополнительного правового воздействия.

К середине 80-х годов сложилась разветвленная система мер трудо­правовой ответственности, не предусмотренных Основами законода­тельства о труде Союза ССР и союзных республик и КЗоТом РСФСР. Помимо вышеназванных практиковались административные штрафы (хулиганство, нетрезвое состояние на производстве), отказ от выда­чи ссуд в кассах взаимопомощи, в выдаче справок на получение това­ров в кредит, в предоставлении топлива работникам по льготным це­нам; отказ в предоставлении гибкого графика рабочего времени; от­каз в приеме на работу лицам, уволенным с предыдущего места работы за прогул, и др. Некоторые ученые такого разнообразия дополнитель­ных мер не приветствовали. Так, О.В. Абрамова и В.Н. Никитинский указывали: «Изобретение на местах дополнительных санкций, проти­воречащих законодательству, нарушение порядка применения к на­рушителю дисциплины различных мер правового воздействия может привести лишь к крайне нежелательным последствиям»1. А.А. Фатуев достаточно эмоционально отозвался об этом неисчерпаемом много­образии мер ответственности: «Принесены в жертву закон, история, здравый смысл!»2 Многие из этих мер были вообще не предусмотрены даже на уровне подзаконных актов, а их включение в коллективные договоры по инициативе администрации было противозаконным, так как прямо противоречило ст. 5 КЗоТа 1971 г., запрещавшей включать в договоры о труде условия, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством СССР и союзных республик о труде. Р.З. Лившиц и В.И. Никитинский подвергли критике почти все меры дополнительного воздействия. По их мнению, депремирование каса­ется прежде всего хороших работников, а снижение разряда за техно­логические нарушения невозможно, так как квалификация работника остается прежней. Взамен всех подобных мер они предложили ввести штрафы, которые должны были поступать в фонд материального по­ощрения предприятия2. За введение штрафов выступал и О.В. Смир- нов3. Выше мы уже упоминали о том, что аналогичные меры ответст­венности в виде штрафа были в дореволюционном законодательстве. Согласно УПТ штрафы также не поступали в собственность работода­теля, а расходовались на нужды рабочих. Советские авторы справедли­во полагали, что социалистическая трудовая дисциплина обеспечива­ется в первую очередь созданием нормальных условий для работы, ее надлежащей организацией, эффективной системой стимулирования труда5. Депремирование, по мнению многих ученых, являлось мерой ответственности, хотя и не предусмотренной КЗоТом. Более того, в от­дельных случаях депремирование представляло собой скрытую фор­му штрафа, если осуществлялось за нарушения трудовой дисциплины (прогул, появление на работе в состоянии опьянения и др.). Этот во­прос не разрешен и в настоящее время, о чем мы скажем далее.

Примечательно, что дополнительные меры ответственности нача­ли применяться формально по инициативе общественности, которая якобы настаивала на их включении в коллективные договоры. Этот «почин» был одобрен VIII Пленумом ВЦСПС (1970 г.) и только затем был санкционирован законодательством.

Как уже отмечалось, часть ученых приветствовала юридическое за­крепление дополнительных мер воздействия, которые до этого про­шли успешное апробирование на практике1. В то же время часть ис­следователей предлагали ввести данную практику по меньшей мере в правовое русло. Так, А.А. Фатуев сформулировал первоочередные задачи: «.дать исчерпывающий перечень взысканий, их иерархию с точки зрения тяжести, определить (хотя бы в самой общей форме) составы таких нарушений трудовой дисциплины, за которые могут применяться наиболее тяжкие для работника взыскания, указать, как могут (и могут ли вообще) сочетаться различные виды дисциплинар­ных наказаний, определить их зависимость от формы вины (умысел, неосторожность)»2.

Ситуацию осложняла правовая неопределенность мер дополни­тельного правового воздействия и терминологическая нечеткость. Так, в уже названных Типовых правилах (1984 г.) говорилось «О мерах дис­циплинарного воздействия» и «иных мерах» без раскрытия содержа­ния данных понятий. Иные меры могли применяться как самостоя­тельно, так и в дополнение, одновременно с мерами дисциплинарных взысканий. Вследствие этого в научном обороте активно использова­лись термины «дисциплинарное принуждение» и «дисциплинарное воздействие»3, которые по смыслу включали в себя дисциплинарную, общественную и иные меры ответственности. В теории и на практи­ке встал вопрос о возможности введения мер ответственности в ло­кальном порядке и на уровне коллективного договора. Как уже отме­чалось, П.Р. Стависский такую возможность в принципе признавал. На практике такое имело место довольно часто. Л.А. Сыроватская категорически выступила против такой практики, настаивая на том, что соответствие закону означает не что иное, как обязательность ус­тановления таких мер именно на уровне закона1. Из этого с очевид­ностью следовало, что лишение работника субъективных прав путем включения соответствующих норм в локальные акты не должно иметь места, хотя и допускается непредоставление каких-либо дополнитель­ных благ или льгот, как, например, невключение работника, имеюще­го дисциплинарное взыскание, в очередь на приобретение автомоби- ля2. Л.А. Сыроватская соглашалась только с такими мерами воздей­ствия, как уменьшение отпуска на число дней прогулов и временное снижение квалификационного разряда для рабочих, систематически выпускающих бракованную продукцию. Некоторые авторы вообще не считали средством воздействия на нарушителей дисциплины не­предоставление или лишение льгот, связанных с путевками в санато­рии, очередностью на получение жилья и др. Эти меры именовались «неприменением поощрения»3.

Таким образом, в советском трудовом праве на подзаконном уровне были закреплены особые меры воздействия, которые по своей природе являлись мерами юридической ответственности. Но таковыми их зако­нодатель не признавал. Названные меры не были отнесены к дисципли­нарным взысканиям и могли применяться наряду с дисциплинарным взысканием в качестве дополнительных мер воздействия или в качест­ве самостоятельной меры воздействия. Эти дополнительные меры не должны были приниматься во внимание при решении вопроса о воз­можности увольнения работника за систематическое нарушение трудо­вой дисциплины. Общий порядок применения этих мер нормативными актами не устанавливался. Лишь по отдельным мерам в подзаконных нормативных актах и разъяснениях Госкомитета по труду СССР со­держались специальные правила, определяющие порядок применения этих мер. Так, например, при уменьшении отпуска за прогул, оставшая­ся продолжительность отпуска не могла быть меньше 12 рабочих дней, отпуск уменьшался за тот рабочий год, в котором допущены прогулы, независимо от времени его использования, уменьшение отпуска долж­но оформляться приказом администрации предприятия и т.д.

Меры дополнительного правового воздействия не укладывались в «прокрустово ложе» закрытого перечня мер дисциплинарной и мате­риальной ответственности, предусмотренной трудоправовыми закона­ми. По своей сути эти меры представляли собой меры организацион­ной ответственности работника. Они заключались в лишении некото­рых трудовых прав или ограничении в их реализации (права на отпуск, права на получение социально-трудовых льгот за счет предприятия, права на премиальное вознаграждение, обусловленное системой опла­ты труда). Они имели «оборотную сторону медали», так как зачастую были сопряжены с лишениями материального характера. Например, уменьшение работнику отпуска на число дней прогулов означало час­тичное лишение не только дней отдыха, но и оплаты этих дней.

Как нам кажется, меры организационной ответственности нуж­даются в осмыслении с учетом современных социальных и правовых реалий. Применение таких мер может быть в интересах не только ра­ботодателя, но и работника, отражать социальное назначение трудо­вого права. В этой связи на уровне закона (общей нормы) возможна легализация права работодателя в локальном порядке устанавливать меры организационной ответственности. Эти меры не должны сни­жать уровня гарантий трудовых прав работника, предусмотренных законом. Такое возможно только в том случае, когда имеются в виду меры, связанные с лишением или ограничением тех дополнительных социально-трудовых преимуществ и льгот, которые предоставляются работнику на основании локальных актов за счет средств работодате­ля. Речь идет о социально-трудовых льготах и преимуществах, предос­тавляемых работнику сверх тех, что предусмотрены законом. Во-пер­вых, это будет стимулировать работодателя к введению дополнитель­ных льгот и гарантий работникам по сравнению с законодательством, так как это станет определенным каналом воздействия на дисциплину и производственные показатели. Во-вторых, у работников появится стимул не только формально исполнять свои обязанности, но и дости­гать определенных показателей для получения дополнительных льгот и гарантий. Предполагаемыми мерами организационной ответствен­ности могут быть следующие: уменьшение дополнительного отпуска, не предусмотренного законодательством и предоставляемого за счет средств работодателя, на число дней прогула, а также за иные наруше­ния трудовой дисциплины; перенос отпуска на другой срок, но в пре­делах рабочего года работника; непредоставление социально-трудо­вых льгот за счет средств работодателя в случае нарушения трудовой дисциплины; депремирование; отстранение от работы в случаях, пре­дусмотренных ТК РФ. Все эти меры целесообразно в виде закрытого перечня перечислить в ТК РФ, а порядок их применения должен ус­танавливаться в локальных актах, коллективных договорах. По сути речь идет о легализации нового вида трудоправовой ответственности — организационной ответственности. Нас могут обвинить в нарушении принципа однократности применения мер юридической ответствен­ности. Между тем сам законодатель допускает одновременное приме­нение мер как дисциплинарной, так и материальной ответственности за один дисциплинарный проступок. Организационная ответствен­ность не будет в этой части исключением.

Как вариант, связанный со сложившимися в трудовом праве тра­дициями, стереотипами, действующим законодательством по выделе­нию только двух видов трудоправовой ответственности, можно пред­ложить расширить перечень мер дисциплинарной ответственности за счет включения в него и мер организационной ответственности. Это может быть подвид дисциплинарной ответственности, установ­ленный в законе в виде закрытого перечня таких организационных взысканий, но их реализация предполагает соблюдение двух условий в совокупности. Во-первых, принятие локального нормативного ак­та, определяющего порядок их применения. Во-вторых, лишение или ограничение тех трудовых льгот и гарантий, которые предоставлены работодателем сверх уровня гарантий, предусмотренного трудовым законодательством1.

Это поможет отчасти разрешить такую застарелую проблему, как определение правовой природы депремирования. Очевидно, что это не дисциплинарная ответственность, так как его нет в закрытом пе­речне дисциплинарных взысканий (ст. 192 ТК РФ). Констатация вы­дачи премии за добросовестное исполнение трудовых обязанностей (ст. 191 ТК РФ) мало что проясняет. Это явно и не материальная от­ветственность, так как здесь отсутствует ущерб другой стороне трудо­вого договора (ст. 232 ТК РФ). Между тем депремирование влечет за собой явно неблагоприятные для работника последствия в виде лише­ния полностью или частично причитающейся заработной платы в час­ти стимулирующих выплат (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). В данном случае его не лишают собственности, но не предоставляют денежную сумму, при­читающуюся согласно локального акта (положения о премировании) либо коллективно-договорных актов. По смыслу премирование, как и депремирование, связано с институтом нормирования труда (гла­ва 22 ТК РФ), в связи с чем не вызовет сомнения депремирование за невыполнение норм труда, допущение брака в работе, недостижение производственных показателей. Естественно, что в локальном ак­те эти случаи должны быть предусмотрены в качестве основания де- премирования. Но можно ли в качестве оснований депремирования предусмотреть нарушение трудовой дисциплины, не повлекшее ухуд­шение производственных показателей? Законодатель оставляет этот вопрос открытым, но мы склоняемся к невозможности такого вари­анта по следующим причинам. Во-первых, это будет ухудшать поло­жение работника по сравнению с установленным трудовым законо­дательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Во-вторых, за один и тот же дисциплинарный проступок (например, прогул) будут наложены фактически два взыскания, одно из которых не предусмотрено законодательством. В-третьих, нормирование тру­да предполагает соответствие определенным производственным по­казателям и не затрагивает проблемы трудовой дисциплины. В итоге оценка законности включения в локальный акт в качестве основания депремирования нарушения трудовой дисциплины всецело зависит от судейского усмотрения, что нельзя считать нормальным при пол­ном нормативном вакууме. Как вариант, мы предлагаем легализовать депремирование в качестве меры организационной ответственности, которая может применяться одновременно с мерами дисциплинарной и материальной ответственности.

В заключение сделаем краткие выводы.

1. На протяжении всего советского периода в законодательстве предусматривались меры организационной ответственности, хотя они в качестве таковых и не назывались. Большинство из них были явно противозаконны, в том числе такие, как уменьшение отпуска на число дней прогула, отказ в выдаче справок на получение товаров в кредит, задержка выдачи заработной платы на определенное число дней, за­прет принимать в течение определенного времени на работу лиц, уво­ленных с предыдущего места работы за нарушение трудовой дисцип­лины, и даже введение в завуалированной форме штрафов. Впервые меры организационного воздействия были легализованы на рубеже 70— 80-х годов ХХ в. Помимо вышеназванных практиковались админист­ративные штрафы (за хулиганство, нетрезвое состояние на производ­стве), отказ от выдачи ссуд в кассах взаимопомощи, в выдаче справок на получение товаров в кредит, в предоставлении топлива работникам по льготным ценам, отказ в предоставлении гибкого графика рабочего времени, отказ в приеме на работу лицам, уволенным с предыдущего места работы за прогул, и др. Некоторыми учеными взамен всех по­добных мер было предложено ввести штрафы, которые должны были поступать в фонд материального поощрения предприятия.

Таким образом, в советском трудовом праве на подзаконном уров­не были закреплены особые меры воздействия, которые по своей при­роде являлись мерами юридической ответственности. Но таковыми их законодатель не признавал. Названные меры не были отнесены к дис­циплинарным взысканиям и могли применяться наряду с дисципли­нарным взысканием в качестве дополнительных мер воздействия или в качестве самостоятельной меры воздействия. Эти дополнительные меры не должны были приниматься во внимание при решении вопроса о возможности увольнения работника за систематическое нарушение трудовой дисциплины. Общий порядок применения этих мер норма­тивными актами не устанавливался. Лишь по отдельным мерам в под­законных нормативных актах и разъяснениях Госкомитета по труду СССР содержались специальные правила, определяющие порядок применения этих мер.

  1. Меры дополнительного правового воздействия не укладывались в «прокрустово ложе» закрытого перечня мер дисциплинарной и мате­риальной ответственности, предусмотренной трудоправовыми закона­ми. По своей сути эти меры представляли собой меры организацион­ной ответственности работника. Они заключались в лишении некото­рых трудовых прав или ограничении в их реализации (права на отпуск, права на получение социально-трудовых льгот за счет предприятия, права на премиальное вознаграждение, обусловленное системой опла­ты труда). Они имели «оборотную сторону медали», так как зачастую были сопряжены с лишениями материального характера.

  2. Как нам кажется, меры организационной ответственности нуж­даются в осмыслении с учетом современных социальных и правовых реалий. На уровне закона (общей нормы) возможна легализация права работодателя в локальном порядке устанавливать меры организацион­ной ответственности. Эти меры не должны снижать уровня гарантий трудовых прав работника, предусмотренных законом. Такое возможно только в том случае, когда имеются в виду меры, связанные с лишени­ем или ограничением тех дополнительных социально-трудовых пре­имуществ и льгот, которые предоставляются работнику на основании локальных актов за счет средств работодателя. Речь идет о социально- трудовых льготах и преимуществах, предоставляемых работнику сверх тех, что предусмотрены законом. Во-первых, это будет стимулировать работодателя к введению дополнительных льгот и гарантий работни­кам по сравнению с законодательством, так как это станет определен­ным каналом воздействия на дисциплину и производственные показа­тели. Во-вторых, у работников появится стимул не только формально исполнять свои обязанности, но и достигать определенных показате­лей для получения дополнительных льгот и гарантий.

  3. Предполагаемыми мерами организационной ответственности мо­гут быть следующие: уменьшение дополнительного отпуска, не пре­дусмотренного законодательством и предоставляемого за счет средств работодателя, на число дней прогула, а также за иные нарушения тру­довой дисциплины; перенос отпуска на другой срок, но в пределах ра­бочего года работника; непредоставление социально-трудовых льгот за счет средств работодателя в случае нарушения трудовой дисциплины; депремирование; отстранение от работы в случаях, предусмотренных ТК РФ. Все эти меры целесообразно в виде закрытого перечня пере­числить в ТК РФ, а порядок их применения должен устанавливаться в локальных актах, коллективных договорах. По сути речь идет о ле­гализации нового вида трудоправовой ответственности — организа­ционной ответственности.

  4. Как вариант, связанный со сложившимися в трудовом праве тра­дициями, стереотипами, действующим законодательством по выделе­нию только двух видов трудоправовой ответственности, можно пред­ложить расширить перечень мер дисциплинарной ответственности за счет включения в него и мер организационной ответственности. Это может быть подвид дисциплинарной ответственности, установ­ленный в законе в виде закрытого перечня таких организационных взысканий, но их реализация предполагает соблюдение двух условий в совокупности. Во-первых, принятие локального нормативного ак­та, определяющего порядок их применения. Во-вторых, лишение или ограничение тех трудовых льгот и гарантий, которые предоставлены работодателем сверх уровня гарантий, предусмотренного трудовым законодательством.