logo
ПСО

§ 5. Порядок назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи

Заявление о назначении государственной адресной социальной помощи подается в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Заявление назначением государственной адресной социальной помощи семье может подаваться любым совершеннолетним членом семьи, а также несовершеннолетними членами семьи, вступившими в брак до достижения возраста 18 лет или имеющими детей.

К заявлению о назначении государственной адресной социальной помощи заявителем прилагаются:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

свидетельство о рождении ребенка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 18 лет;

свидетельство о браке – для лиц, состоящих в браке;

решение суда о расторжении брака или свидетельство о расторжении брака – для лиц, расторгнувших брак;

справка о рождении ребенка с указанием основания внесения сведений об отце ребенка – для женщин, родивших детей вне брака, в случае, если запись об отце ребенка в книге записей актов о рождении произведена по указанию матери;

трудовая книжка – для неработающих пенсионеров и неработающих членов семьи трудоспособного возраста;

свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

пенсионное удостоверение – для пенсионеров;

удостоверение инвалида – для инвалидов;

сведения о полученных доходах каждого члена семьи за последние три месяца, предшествующие месяцу подачи заявления, (кроме сведений о размерах: пенсий с учетом надбавок, доплат и повышений; пособий по безработице; материальной помощи и иных выплатах безработным гражданам, а также стипендий и материальной помощи, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите; пособий по уходу за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста; стоимости бесплатного питания детей первых двух лет жизни, которые приобщаются к материалам дела органом по труду, занятости и социальной защите);

справки о реализации продукции животного происхождения (за исключением молока), плодов и продукции личного подсобного хозяйства, продуктов промысловой деятельности – в случае реализации указанной продукции;

сведения о денежном эквиваленте социальных льгот по оплате за пользование квартирным телефоном (кроме международных и междугородных разговоров), за пользование жилым помещением и коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, пользование лифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов);

карта учета льготного отпуска лекарственных средств – для лиц, имеющих право на такую льготу;

справка о размере земельного участка – для членов крестьянского (фермерского) хозяйства и лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу;

домовая книга (при ее наличии) – в случае проживания семьи (гражданина) в одноквартирном, блокированном жилом доме;

договор о подготовке специалиста на платной основе с учреждением образования – для студентов, обучающихся в учреждении образования за счет собственных средств;

договор ренты и пожизненного содержания с иждивением – для граждан, заключивших указанный договор;

индивидуальная программа реабилитации инвалида, разрабатываемая медико-реабилитационной экспертной комиссией (далее – МРЭК), заключение МРЭК или медицинское заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения (далее – ВКК) – для лиц, нуждающихся в технических средствах социальной реабилитации, за исключением граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».35

В случае обращения за назначением государственной адресной социальной помощи одиноких престарелых граждан и инвалидов, которые по состоянию здоровья нуждаются в постоянной посторонней помощи, заполнение заявления может осуществляться работниками органа по труду, занятости и социальной защите, центра.

Орган по труду, занятости и социальной защите при необходимости в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления запрашивает у государственных органов, иных организаций:

справку организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или справку сельского (поселкового) Совета депутатов о месте жительства и составе семьи, а в случае, если члены семьи не зарегистрированы по адресу заявителя, – справки о месте их жительства (запрашиваются у организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, и сельских (поселковых) Советов депутатов по месту регистрации (прописки) членов семьи);

справку из территориальной организации по государственной регистрации о наличии в частной собственности у членов семьи (гражданина) более одного жилого помещения (квартиры);

документы, подтверждающие получение других видов доходов:

пособий, выплачиваемых согласно Закону Республики Беларусь от 30 октября 1992 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»,36 за исключением единовременного пособия в связи с рождением ребенка и единовременного пособия женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

безналичных жилищных субсидий; льгот по оплате питания детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, в размере их денежного эквивалента; стоимости бесплатного питания учащихся учреждений образования;

другие документы, необходимые для назначения государственной адресной социальной помощи.

При приеме документов орган по труду, занятости и социальной защите:

проверяет правильность оформления заявления, соответствие содержащихся в нем сведений представленным документам, а также наличие необходимых документов для назначения государственной адресной социальной помощи;

предупреждает заявителя об ответственности за преднамеренное искажение сведений, являющихся основанием для назначения государственной адресной социальной помощи, и об обязанности информирования об изменении состава семьи и (или) дохода семьи (гражданина);

регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений о назначении государственной адресной социальной помощи.

Решение о назначении и размере государственной адресной социальной помощи либо об отказе в ее назначении принимается постоянно действующей комиссией в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления при представлении заявителем всех документов, необходимых для ее назначения.

В случае, если требуемые для назначения государственной адресной социальной помощи документы запрашиваются органом по труду, занятости и социальной защите, – в течение пяти рабочих дней после получения последнего необходимого для ее назначения документа.

Орган по труду, занятости и социальной защите не позднее трех рабочих дней после принятия соответствующего решения комиссии сообщает заявителю о назначении или отказе в назначении государственной адресной социальной помощи с указанием причин отказа и порядка обжалования.

Ежемесячное социальное пособие семьям (гражданам) назначается с месяца обращения, как правило, на три месяца, и не более двух раз в течение календарного года. Указанное социальное пособие может быть назначено более двух раз в течение календарного года либо на срок до одного года в случае, если семьи (граждане) в течение трех и более месяцев находятся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность. Единовременное социальное пособие назначается семьям (гражданам) не более одного раза в течение календарного года.

Ежемесячное социальное пособие выплачивается с месяца, следующего за месяцем его назначения, а единовременное социальное пособие выплачивается не позднее 10 дней после принятия комиссией соответствующего решения.

Решение комиссии о назначении (отказе в назначении) социальных пособий может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите. При несогласии с принятым этим органом решением спор разрешается в судебном порядке.

Орган по труду, занятости и социальной защите вправе проверить сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах для назначения государственной адресной социальной помощи.

Государственная адресная социальная помощь в денежной форме выплачивается через объекты почтовой связи республиканского унитарного предприятия ”Белпочта“ и филиалы открытого акционерного общества ”Сберегательный банк ”Беларусбанк“ и их структурные подразделения без взимания платы.

Государственная адресная социальная помощь в натуральной форме выдается семьям (гражданам) по карточкам учета, спискам и ведомостям, которые заполняются органом по труду, занятости и социальной защите и хранятся в личном деле заявителя.

Начисление и (или) выплата государственной адресной социальной помощи прекращается органом по труду, занятости и социальной защите при:

добровольном отказе заявителя от государственной адресной социальной помощи путем письменного уведомления органа по труду, занятости и социальной защите;

изменении заявителем места жительства;

возникновении фактов (обстоятельств).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4