Системный анализ инвестиционных проектов реконструкции и переустройства комплексов гражданского строительства
Переустройству жилых кварталов и комплексов, т. е. комплексным проектам сноса, реконструкции, ремонта, реставрации, воссоздания, нового строительства и т. д., в предстоящие годы будет уделяться повышенное внимание не только по экономическим факторам, но и по инженерно-экологическим показателям физического и морального старения жилищного фонда, построенного 20-30 лет назад и более.
Как отмечалось 26 мая 2000 г. на Всероссийском совещании строителей «Жилищная политика: основные направления, стратегия, перспективы», только в Москве насчитывается около 20 млн м2 площади в домах первого периода индустриального домостроения. Значительную часть этих домов по программе правительства Москвы планируется снести и реконструировать до 2010 г. Темпы этих работ во многом будут зависеть от правильности технико-экономического обоснования инженерных решений по переустройству городских кварталов и комплексов.
Сложность этих задач, их многокритериальность и социальная значимость, трудноформализуемость и вероятностный характер, взаимозависимость и комплексность, большая вычислительная размерность, временная отдаленность принятия решения и получения результата, взаимосвязь с неустоявшейся рыночной экономикой и правовой базой — все эти и многие другие факторы предопределили потребность в системном анализе переустройства жилых кварталов и комплексов. С 1994 г. таким анализом занимается Центр по проектированию и строительству жилых и общественных зданий «Поликварт» и успешно наращивает объемы комплексной реконструкции и переустройства пятиэтажных жилых домов без привлечения бюджетных средств.
Новый генеральный план развития Москвы в основных положениях программы первоочередных градостроительных мероприятий на период до 2005 г. в области жилищного строительства предусматривает реконструкцию пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, снос (6,5 млн. кв. м) не подлежащих реконструкции панельных домов и строительство нового фонда (10 млн. кв. м) для переселения жителей сносимых домов. В генплане в качестве критериев комплексного решения жилищной проблемы, реконструкции и развития жилых территорий, формирования комфортной жилой среды намечены:
• ликвидация коммунального заселения квартир и ветхого жилищного фонда, обеспечение каждому жителю Москвы социально гарантированного норматива жилой площади;
• увеличение до 35 кв. м средней обеспеченности жилой площади на одного жителя Москвы;
• снижение доли физически и морально устаревших зданий, повышение доли жилищного фонда, соответствующего среднеевропейским стандартам.
Такие масштабные инженерные, градостроительные и социально-экономические задачи в Москве решаются впервые, для их выполнения должен быть привлечен весь научно-технический потенциал и в первую очередь новые информационные технологии и системный анализ. Анализ теории и практики инвестиционных проектов строительства и переустройства крупных городов и градостроительных комплексов (крупных кварталов, групп смежных кварталов) позволяет констатировать существенную востребованность новых научных подходов к разработке и реализации таких проектов, научную и практическую актуальность разработки методов системного анализа переустройства градостроительных комплексов в современных условиях рыночной экономики.
Крайний дефицит городских территорий, вызванный резким их расширением в период массовой застройки в 1960-е – 1980-е гг., привел к изменению стратегии градостроительства и переустройства городских кварталов и комплексов. При этом переустройство должно рассматриваться как комплексный инвестиционный процесс: обоснованный снос физически и морально устаревших зданий, строительство на резервных и освободившихся территориях, реконструкция или перестройка ряда существующих объектов, замена, реконструкция или капитальный ремонт обеспечивающих систем, достройка незавершенных и законсервированных объектов, массовый капитальный ремонт или восстановление остальных существующих объектов, комплексное преобразование и экологическое благоустройство всей территории.
В условиях резкого сокращения бюджетных ассигнований комплексное переустройство возможно в основном с привлечением различных негосударственных инвестиций и участием в инвестиционном процессе значительного числа частных инвесторов, преследующих свои цели и вступающих в достаточно сложные взаимоотношения с владельцами территории (городом или местными органами самоуправления). Кроме того, этот процесс неизбежно связан с функционированием существующих объектов, что вступает в противоречие с потребностями жителей, владельцами нежилых объектов, эксплуатационными службами.
Поэтому переустройство городских кварталов и комплексов осуществляется в сложных условиях и требует новых методов системного анализа с учетом вероятностных факторов рыночной экономики, приоритетности объектов и оценки рациональной последовательности их возведения, стесненного функционирующими объектами и производством работ на близлежащих объектах.
Прошлый отечественный опыт опирался главным образом на плановую экономику и административно-командное управление, а зарубежный опыт базируется на частной собственности на землю, на хорошо отработанной нормативно-правовой основе и стабильной экономике. Многочисленные теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов не дают готовых рекомендаций по решению поставленных проблем. Сравнительный анализ инвестиционных проектов застройки городских комплексов в нашей стране позволил выявить многие отличия организации этих проектов в 1960-е - 1990-е гг. Наметился переход от массового нового строительства микрорайонов к комплексному их переустройству, которое реализуется как крупные инвестиционные проекты в рамках договорных отношений с владельцами территории и действующего законодательства. Источники инвестиций часто включают внебюджетное финансирование, в том числе частное. Наличие рыночных отношений между участниками инвестиционного процесса привело к превышению предложения строительной и проектной продукции, мощностей исполнителей, ресурсов над платежным спросом. Появилась реальная материальная заинтересованность всех участников в достижении своих экономических целей, а также реальная заинтересованность потребителей (инвесторов) в высокой потребительской стоимости конечной продукции.
Инвестиционный проект застройки в последние годы стал формироваться как материально-производственная система, функционирование которой направлено на достижение общей цели, синтезирующей локальные цели участников. Объект управления теперь не отдельное здание, а весь инвестиционный проект с учетом его технических, экономических, социальных и экологических подсистем. Субъектом управления становится не генподрядная строительная организация, а специально обоснованная организационная структура во главе с руководителем проекта, действующая в течение всего жизненного цикла проекта.
Инвестиционный проект как объект анализа – система, состоящая из отдельных подсистем (зданий, сооружений и различных структур), выполняющих определенные функции. В этой связи инвестиционный проект представляет функциональную систему и определяется как комплекс избирательно вовлеченных подсистем и элементов, содействующих достижению конечной цели (переустройства градостроительного квартала, комплекса), которая является системообразующим фактором. При такой постановке в дальнейших исследованиях правомерно использовать методологию теории функциональных систем, функционально-системный анализ и системотехнику строительства [З].
Разработка организационных основ повышения эффективности инвестиционных проектов переустройства в условиях становления рыночных отношений требует решения задач на трех стадиях инвестиционного проекта:
• разработка концепции проекта. Функционально-системный анализ (ФСА) градостроительных инвестиционных проектов; определение функций переустройства; обоснование состава застройки в увязке с организацией инвестиционного процесса в пространстве и времени; уточнение системы целей и ограничений; установление приоритетов объектов; расчет сложности строительства отдельных объектов и переустройства градостроительного комплекса в целом; обоснование принципиальных решений по организации управления инвестиционным проектом;
• разработка инвестиционного проекта. Конкретизация ФСА по организации инвестиционного проекта в пространстве и времени; разработка интерактивно-графических, логико-смысловых, нейросетевых методов анализа управления; конкретизация решений по организации управления инвестиционным проектом;
• реализация инвестиционного проекта. Оперативный контроль и анализ хода инвестиционного проекта, способы его регулирования.
В целом системный анализ переустройства городских кварталов и комплексов позволяет сформулировать научную гипотезу: стратегическим направлением современного городского строительства становится функционально-системное переустройство зданий, кварталов, условно автономных городских территорий и комплексов. Гипотеза предполагает методологию отхода от массовой застройки типовыми зданиями и кварталами свободных городских территорий. Каждое здание и квартал становится индивидуальным инвестиционным решением и осуществляется по индивидуальным инвестиционными проектам с учетом новых финансово-экономических, социально-экологических и организационно-технологических условий. Наиболее важное требование сформированной методологии переустройства комплексов гражданского строительства – целенаправленная адаптация и разработка методов системного анализа конкретных решений поставленных задач, адекватных реальным ситуациям функционирования инвестиционного проекта, что проверяется на стадии разработки методик и их экспериментального внедрения.
7.2. Особенности оценки экономической эффективности инвестиций в земельные участки
- Содержание
- Правовые основы экономики земельной недвижимости.
- Разработка бизнес-планов в градостроительстве.
- Ипотечно-инвестиционный анализ земельной недвижимости.
- Налогообложение земельной недвижимости и сделок с ней.
- Глава I. Оценка земель: понятие и содержание оценки земель. Экономическая оценка недвижимости и система платежей за землю.
- Глава II. Показатели и методики оценки земель
- Глава XVIII зк рф регулирует правовой режим земель лесного фонда, водного фонда и земель запаса.
- Глава III. Материалы и документы оценки земель; автоматизация оценочных работ; оценочные работы за рубежом
- Глава IV. Роль земли в формировании рыночных (имущественных) отношений
- Глава V. Правовые основы экономики земельной недвижимости
- Параметры жилищных сертификатов.
- Объект залога.
- Юридическая регистрация ипотеки.
- Заключение кредитного договора.
- Глава VI. Разработка бизнес-планов в градостроительстве
- 1. Сравнительный анализ городов.
- 2. Выбор секторов промышленности и сферы обслуживания.
- 3. Деятельность по планированию и формированию политики города в региональном и национальном масштабах.
- 4. Создание сценариев будущего развития и роста города.
- 5. Рекомендации по поводу программ развития, процесса планирования и формирования политики города.
- 6. Продолжение процесса экономического планирования и мониторинга.
- Экспертиза инвестиционных проектов и бизнес–планов
- Финансовые потоки (млн. Долл.)
- Поток чистой прибыли
- Глава VII. Ипотечно-инвестиционный анализ земельной недвижимости
- Ипотечное кредитование в Российской Федерации
- 1. Основные понятия.
- 2. Зарубежный опыт.
- 3. Особенности ипотеки в России.
- Ипотека не земельного участка, выделенного в натуре, а доли в праве.
- Системный анализ инвестиционных проектов реконструкции и переустройства комплексов гражданского строительства
- Общие положения
- Основные понятия
- Определение варианта лучшего и наиболее эффективного использования
- Определение варианта лучшего и наиболее эффективного использования земельного участка с имеющими улучшениями
- Методы определения инвестиционной стоимости земельного участка
- Оценка городских земель по условиям типовых инвестиционных контрактов.
- Рекомендации по оценке
- Регистрация владельцев закладной
- Осуществление прав по закладной и исполнение обеспеченного ипотекой обязательства
- Государственная регистрация ипотеки
- Глава VIII. Налогообложение земельной недвижимости
- Рекомендуемая литература: