logo search
Cherechukin_zachyot

11. Динамика развития паблик рилейшнз в мировом пространстве.

1 Этап: Словосочетание Паблик рилейшнз было произнесено в 1807 году Томасом Джеферсоном (под PR он понимал деятельность политических институтов).

С 1800 по 1830г. PR характеризовался:

- это главным образом политическая деятельность;

- основными субъектами пиар являлись правительства и другие госучреждения;

- принципы и технологии деятельности пиар были сродни пропаганде;

2 Этап 1830- 1900г. характеризуется:

- изменением акцентов пиар в регулировании социально-экономических отношений;

- появлением пресс-агентов, по-существу организаторов работы с прессой, которые стали прообразами пиар-мэнов;

- пресс-агенты объединились в агентство, чтобы продавать свои услуги деловому миру.

3 Этап 1900-1920г. характеризуется:

- «эпохой жареных фактов» - происходили публичные скандалы вокруг монополии и коррумпированных чиновников;

- уличительная журналистика впервые столкнулась с обороной со стороны людей и структур, практически осуществлявших пиар-функцию;

- известные методы управления стали дополняться идеями пиар;

- пиар объединяет работу пресс-агентов и советников по связям с общественностью.

4 Этап 1920-1940г.:

- активное становление пиар как профессии и научной дисциплины;

- В 1923г. Выходит посвященная пиар-практике книга «Кристаллизуя общественное мнение», принадлежащая Эдварду Бернейзу.

- к началу 30-ых годов в США пиар сложилось как самостоятельная функция менеджмента;

- В крупных компаниях появились должности вице-президентов по коммуникациям или пиар.

5 Этап 1940-1960г.:

- после войны начали постепенно формироваться собственные научные школы пиар (немецкая, американская, французская);

- консолидация пиар-сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью.

Модели:

Первая модель получила в научной литературе название «манипуляция», «пропаганда», «паблисити». Суть ее заключается в следующем: - используются любые средства для привлечения внимания общественности, для оказания давления на нее; - потребитель (часть общественности) рассматривается как пассивный получатель информации; отношение может быть выражено формулой «потребитель - жертва»; - правдивость и объективность информации не являются обязательным условием, этические аспекты деятельности игнорируются; - главным «проводником» являются средства массовой информации, отношения с иными группами общественности минимальны.

Вторая модель PR–деятельности получила название «информирование», «информирование общественности», «общественная осведомленность», Д. Грюниг называет ее «журналистской».

Ее характеристики: - регулярная работа со средствами массовой информации; распространение информации является главной целью PR – деятельности; - информация должна быть точной и правдивой, однако только позитивной, негативные факты и события замалчиваются; - как и первая модель, «информирование» относится к односторонним моделям, необходимость исследования общественности и обратной связи с ней не предполагается; -PR на данном этапе реализуется как «дело журналистов, прописавшихся в фирме» (journalists-in-residence).

Третья модель PR – деятельности – «двухсторонняя асимметричная коммуникация» - может быть охарактеризована следующим образом: - широко используются исследовательские методы, в первую очередь для того, чтобы определить, какая информация вызовет положительную реакцию общественности, таким образом, деятельность становится «двухсторонней», «диалоговой»; - результат такого вида PR асимметричен, потому что от коммуникации выигрывает только организация, а не общественность (хотя многие практики PR, по замечанию Д. Грюнинга, считают, что и общественность получает определенную выгоду); - при реализации данной модели роль PR может быть охарактеризована как «прагматическая»: на первом месте стоит выгода, желательна позиция одинаковой выгоды, для организации и общественности.

Четвертая модель PR – деятельности получила название «двухсторонней симметричной». Для нее характерны такие приемы: - полное осознание субъектом PR – деятельности необходимости взаимопонимания и учета взаимовлияния среды и организации; - цель PR – деятельности – взаимная польза фирмы и общественности («симметричность»); - широкая практика ведения переговоров, заключения договоров, использования стратегии разрешения конфликтов, для того чтобы добиться изменений во взглядах, мнениях и поведении общественности и организации; - акценты в функциях PR– специалистов смещаются от журналистских и рекламных к исследовательским и консультативным; - именно на этом этапе PR – деятельность становится полной и законченной: очевидна необходимость исследования и планирования, при оценке эффективности акции учитываются не только экономические показатели, но и социальная значимость, «нематериальные активы»; - данная модель может быть названа «идеологической», «идеальной» в том смысле, что PR здесь становится механизмом взаимодействия организации среды на основе партнерства; клиент, потребитель, покупатель воспринимается как «партнер по бизнесу».