30. Слухи
1. Сущность слухов
А.С.Ахиезер: «Слухи - постоянно действующая система интерпретации событий массовым сознанием в соответствии с исторически сложившимся менталитетом. Слухи - неофициальная форма связи в большом обществе, постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции: комфортное -дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны как система массовой информации, так и самые крайние методы массового террора».
Своеобразной «перефразировкой» приведенной формулы выглядит т.н. закон Олпорта. Известный американский психолог Олпорт составил формулу, с помощью которой можно определить степень или интенсивность распространения слухов в обществе.
Закон Олпорта гласит: слух есть функция важности события, помноженной на его двусмысленность. Видный американский специалист в области социальной психологии представил свой закон в виде формулы:
C=f(BxD),
где: С -- слух,
В -- важность события, D -- двусмысленность,
F - функция.
Данный закон раскрывает зависимость распространённости слухов:
во-первых, от важности грядущего события, воспринимаемого общественным мнением чаще как угроза для безопасности (террористический акт, "голод", "инфляция", "безработица", "путч", "межнациональный конфликт" и т.п.), нежели как надежда на улучшение своего положения;
во-вторых, от степени неопределённости, неясности, недоступности его для проверки, отчего ещё не наступившее событие кажется почти реально свершившимся фактом.
В отличие от официальной информации слухи, как правило, не обладают достаточной, надёжной информационной основой -- наличием установленных фактов, событий и т.д., рождаются в процессе межличностного общения, в ходе обмена информацией между людьми. Они выступают в форме суждений, оценок и прогнозов, для которых характерно наибольшее соответствие ожиданиям людей, причём порождаемых как их надеждами, так и страхом перед будущим.
Слухи возникают по причинам:
1. когда существует монопольное положение на информационном рынке какой-либо одной социальной группы, в результате такого положения образуется своеобразный "чёрный рынок" информации.
2. слухи как проявление неадекватного агрессивного общественного мнения могут быть вызваны социальной нестабильностью в обществе -- низким уровнем удовлетворения жизненных потребностей людей, митинговой стихией, социальной напряжённостью и т.д.;
3. слухи могут быть стремлением повысить свой статус посредством передачи "конфиденциальной информации". Слухи в данном случае являются результатом деятельности неформальных объединений экстремистского и националистического толка. Руководители и члены таких объединений, распространяя провокационные слухи, пытаются воздействовать на психику и сознание людей с целью вызвать сомнения и колебания, недоверие к законным властям, людям других национальностей и т.д.
4. На интерес к слухам влияет уровень состояния тревоги (опасения) индивида: более тревожные люди чаще их обсуждают и передают. Слухи, способствуя росту тревоги, в дальнейшем становятся фактором, приводящим к ее снижению (за счет предоставления новой информации).
5. Вера в истинность слуха также способствует его распространению. Человек, передавший недостоверный слух, может навлечь на себя упреки. Поэтому люди склонны воздерживаться от трансляции чрезмерно недостоверных слухов.
6. На передачу слухов влияет и оценка их содержания с точки зрения возможных последствий описываемого события. Слух, воспринимаемый как не имеющий последствий, распространяется менее активно, чем слух, который, по мнению собеседников, имеет последствия.
В процессе распространения форма и содержание слуха подвергаются трансформациям:
1) сглаживание - фабула становится короче за счет исчезновения деталей, которые данной аудитории представляются несущественными.
2) заострение - увеличение значимости существенных деталей;
3) уподобление - приближение фабулы слуха к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории.
Характеристика значимости слухов:
1. являются одним из показателей социальной напряжённости в обществе.
2. помогают выявить степень доверия власти и СМИ.
3. служат сигналом для возможных событий как бы предвосхищая их.
Последствия воздействия слухов на общественное мнение:
1. Чем шире будет развита информационная сеть и чем больше слоев населения будут иметь к ней доступ, тем меньшим будет воздействие неофициальной информации на общественное мнение.
2. Слухи могут быть использованы как провокация, могут вызвать противоправные действия различных политических группировок.
3. Слухи могут отразиться на социальном самочувствии населения, если они носят негативный характер.
2. Функции слухов
Выделяют следующие функции слухов:
1. обсуждение слухов может способствовать выработке общей точки зрения и снижению межиндивидуальной вариативности мнений, что повышает сплоченность группы;
2. дискредитация оппонента;
3. провоцирование населения на выгодные одной из сторон действия;
4. введение оппонента в заблуждение.
5. возможное снабжение человека информацией в неопределенных и угрожающих ситуациях, повышение способности ориентации в окружающей реальности.
6. снижение уровня тревоги у индивидов. Антиципация возможного события, что делает его легче переносимым и уменьшает беспокойство по поводу его последствий.
Причины, позволяющие снизить объем и воздействие слухов:
1) ориентация на предвидение и противостояние чувствам тревоги и неопределенности у людей;
2) предоставление населению значительного объема фактической информации и отсутствие ограничений на каналы передачи информации;
3) открытость и правдивость, запрет на искажение фактов ради краткосрочных выгод;
4) формирование у людей убежденности в деструктивной природе слухов.
Структура слухов может быть представлена следующим образом: весь массив о слухах можно разделить на:
1) собственно слухи;
2) оценки,
3) суждения.
- Управление общественными отношениями как область знаний.
- Понятие и сущность «паблик рилейшнз».
- Исторические этапы становления и развития Public relations
- 5. Image making, corporate affairs: сущность, содержание.
- Image making (Image making) - направление деятельности службы отношений с общественностью, ставящее задачей создание благоприятного имиджа личности или организации.
- Формы (технологии) лоббизма
- 7. Media relations, public affairs: сущность и содержание.
- Special events, crisis management: сущность и содержание.
- Message management, investor relations: сущность и содержание
- Согласование интересов как принцип решения управленческих задач
- 11. Динамика развития паблик рилейшнз в мировом пространстве.
- Современный взгляд на паблик рилейшнз в России как науку и искусство достижения взаимопонимания.
- 13. Персоналии в истории pr (Сэм Блэк, Айви Ли, а. Чумиков, э. Бернейз, Барнум).
- Общественные отношения: природа и система управления
- Характеристика моделей коммуникации как способ конструирования коммуникативного пространства
- Барьеры в коммуникационном процессе и пути их преодоления.
- 17. Символическая организация системы коммуникативного воздействия и особенности ее проявления в государственном и муниципальном управлении.
- 18. Сущность визуальной коммуникации и ее особенности в сфере государственного управления.
- 19. Вербальная коммуникация в профессиональной управленческой деятельности.
- 20. Значение мифологической коммуникации в обществе и возможности ее применения в управлении мегаполисом.
- 21. Диалог власти с населением как предмет коммуникативного анализа
- 22. Проблемы эффективной коммуникации в государственном управлении и пути их решения.
- Теория коммуникаций как методическая основа сбора и передачи информации в пр. Типы и формы коммуникации.
- Разновидности коммуникации
- Средства pr и их применение в государственном и муниципальном управлении.
- Изучени и формирование общественного мнения в мегаполисе
- Режимы взаимодействия власти и общественного мнения.
- 1. Режим подавления общественного мнения
- 2. Режим игнорирования общественного мнения
- 3. Режим патернализма власти по отношению к общественному мнению
- 4. Режим сотрудничества (взаимореализации) власти и общественного мнения
- 5. Режим давления общественного мнения на власть.
- 6. Режим диктатуры общественного мнения
- Применение метода Контент-аналид в исследовании материалов массовой коммуникации.
- 28. Эффективность коммуникативного воздействия в политической среде.
- 4 Вида барьеров:
- Деятельность служб по связям с общественностью по формированию общественного мнения.
- 30. Слухи
- Манипуляция сознанием и общественные институты
- Общественность (типы)
- 37. Структура и функции средств массовой информации по удовлетворению информационных потребностей различных групп населения.
- 38. Организационные отношения между сми и другими участниками массовой информационной деятельности.
- 39. Контроль гражданского общества за информационной открытостью власти.
- 41. Информационные технологии пр: возможности и перспективы.
- 42. Структура и функции средств массовой информации по удовлетворению информационных потребностей различных групп населения.
- 43. Жанры журналистики и пр.
- 44. Федеральный закон "о средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года и его влияние на деятельность по связям с общественностью
- Глава I. Общие положения
- 48. Ресурсы и статус служб по связям с общественностью региональных органов власти.
- 49. Профессиональный профиль специалиста пр и критерии оценки его статуса.
- Критерии оценки эффективности
- Методы оценки эффективности
- 54. Основные цели и условия реализации задач служб по связям с общественностью субъектов рф.
- 55. Оценка кризисной ситуации в пр
- Нужны определенные условия
- 6 Признаков личности политика:
- Все это база для формирования его образа. Создание политического имиджа
- Имидж как элемент коммуникативной системы
- 57. Формирование имиджа государственного служащего