logo
Cherechukin_zachyot

Манипуляция сознанием и общественные институты

Общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей. Например, институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования.

Общественный институт - это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, гос-во, учреждения образования, здравоохранения.

Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения.

Общественные отношения - это многообразные связи между группами, классами, нациями в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности. Эти связи должны быть устойчиво повторяющимися, безличными (формальными), затрагивающими важные стороны жизни.

Сферы жизнедеятельности общества:

1. Экономическая - отношения в процессе материального пр-ва (пр-во, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы.

2. Социальная – отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечения социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

3. Политическая – отношения между гражданским обществом и гос-вом, между гос-вом и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: гос-во, парламент, правительство, судебная система, политические партии.

4. Духовная – отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

1) Шиллер «Манипуляторы сознания» - касается проблем технотронной эры. Техника пропаганды технотронной революции подается через СМИ все более продуманно, завуалировано. Оборудование, разработанное для военных целей, для космических комплексов сейчас используется на международной арене – в целях производства средств информации общества. Для этого разработана мощная форма маркетинговых исследований (на каком канале, в какое время, кому надо вещать) – очень качественные, точные исследования. Эта система маркетинговых исследований начиналась для продвижения массовых товаров (но не для продажи, а для промышленности).

Социальная значимость передаваемой информации. Содержание информации, передаваемой по СМК, оказывает большое влияние на массовую аудиторию в разнообразных формах (в т. ч. в форме убеждения и внушения). Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько информация, поступающая из СМИ, регулярна. Наряду с социальной актуальностью информации большое значение имеет оценочная информация. Ожидание оценочной информации от СМИ объясняется тем, что они как социальные институты имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория имеет высокую степень доверия. Оценочная информация во многом способствует формированию общественного мнения.

Наличие технических средств, которые должны обеспечивать регулярность и тиражированность массовой коммуникации.

Пресса- семантическая волна восприятия аудитории, телевидение - аудио-визуальный канал.

Телевидение является основным инструментом политического влияния на аудиторию в силу объективных технических качеств. Два принципа эстетики ТВ:

  1. Мозаичность изображения, представляющего весь мир в качестве несвязанных однозначной логической связью сообщений

  2. Резонанс (взаимоусиление) поступающих в сознание телезрителя сообщений, который преодолевает их мозаичную раздробленность, объединяя в смысловое единство. "Человек может контролировать, "фильтровать" сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает – «фильтры» рвутся.

Современные политические технологии обязаны своим воздействием на массы в первую очередь визуальным образам телевидения.

Основные манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.

Искажение информации.

подтасовка фактов

смещение по семантическому полю понятия,

фабрикация фактов,

манипулятивная семантика,

упрощение,

стереотипизация.

Способ подачи.

утверждение,

повторение,

дробление,

срочность,

сенсационность,

отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).

Успех манипуляции зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего влияния. Идеальная ситуация - тоталитарность воздействия – полное отсутствие альтернативных источников информации и мнения. Сложность выполнения этого правила - создать у адресата иллюзию независимости, иллюзию плюрализма каналов информации. Для этого создается видимость многообразия СМИ по типу организаций, политической окраске, жанрам и стилям, но реально вся система подчиняется единым главным установкам.

Помимо замалчивания «ненужной» информации и создания таким образом «виртуальной» реальности СМИ широко используют принцип демократии шума – потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке бессмысленной, пустопорожней информации.

Политическая манипуляция. Символическая политика.

Политическая манипуляция в первую очередь касается технологий освещения политических процессов в СМИ. В настоящее время вместо дискуссий, политических решений все чаще занимают некие символические действия. Псевдособытия - происходят лишь постольку, поскольку о них рассказывают. Закрывают действительно важные для общества события и критические мысли. Борьба за аудиторию и тираж вынуждает журналистов преувеличивать важность события, выискивать мнимые сенсации или даже создавать их.

Общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей. Например, институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования.

2) 1928 г - Бёнез - 1-е определение PR: PR - сознательное и разумное манипулирование организованными привычками и мнениями масс, что является неотъемлемым элементом демократического общества.

Манипуляция- один из видов влияния. Неконструктивный вид.

По Сидоренко: манипуляция- скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Критерии:

1. Скрытность и тайный характер намерений

2. Стремление подчинить своей воле

3. Разрушающий эффект воздействия

Признаки:

1. Решение нескольких задач (отвлечение внимания, ограничение внимания, снижение критичности адресата, изоляция адресата со стороны других людей).

2. Для оказания психологического давления используется оружие воздействия: перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени на принятие решения

3. Проникновение в психическую сферу адресата происходит через психический автоматизм. Игра на интересах и потребностях индивида, комплексах, любопытстве и др.

4. Эксплуатация личностных качеств адресата- имитация принятия решения им самим.

Механизмы манипулятивного воздействия одинаковы при любом психологическом влиянии; в первую очередь, это психические автоматизмы и мотивационное обеспечение.

Дети манипулируют с помощью своей слабости, трудного возраста, физических недомоганий, депрессий, даже - угроз покончить с собой. Педагоги используют оценки, угрозу оповестить родителей, манипулируют хорошим отношением к ребенку, сердечными приступами и мигренями, заявлениями об уходе.

Признаки профессионального манипулятора:

1. Стремление овладеть волей партнера

2. Обман и лицемерие в поведении

3. Призыв не к объединению, а к отъединению

Способы манипулирования по Чалдини:

Благодарность- получая даже мелкий подарок, люди чувствуют необходимость дать что-то взамен

Верность слову, обязательству, долгу- взяв на себя какое-то обязательство, люди не могут отказаться от него

Подражание- стадное чувство

Симпатия- людям легче говорить "да" тому, кто им нравится

Авторитет

Дефицитность

  1. Базовые принципы функционирования средств массовой коммуникации: свобода печати, общественное вешание

  1. Связи с общественностью и основные тенденции функционирования современных СМИ

  1. Массовые коммуникации и мировые информационные процессы

  1. Информационное противодействие с сфере массовой коммуникации

36. Общественное мнение в структуре общественного сознания и ПР.

Публика – аудитория, любая группа, имеющая какое-либо отношение к организации или проблеме, которая обсуждается.

Общественность – обобщенное название публика, аудитории и массы.

Аудитория – группа воспринимающая информацию. Она пассивна. Это группа респондентов. Иногда публика и аудитория заменяют друг друга.

Publics/Целевая аудитория – та аудитория, которая заинтересована в обсуждаемой проблеме, следовательно, это активная аудитория.

В зависимости от поставленной проблемы мы можем быть в разного рода аудиториях.