logo search
SRAVNITEL_NOE_KORPORATIVNOE_PRAVO_Sukhanov

3. Российское законодательство о корпорациях

В действующем российском законодательстве корпоративное право пока никак не обособлено; лишь с момента вступления в силу новой редакции ст. 2ГК РФ в нем стали использоваться общие категории "корпорации" и "корпоративные отношения". Развитие отечественного корпоративного права с неизбежностью требует соответствующего ему развития и пересмотра корпоративного законодательства, пока представленного разрозненными и не всегда должным образом согласованными друг с другом законодательными актами. Известную координирующую функцию по отношению к ним в некоторой мере удается выполнять ГражданскомукодексуРФ, содержащему общие положения о статусе отдельных видов корпораций. Однако отдельные законы, даже принятые формально на основе этих положений, обнаруживают явную тенденцию постепенного отхода от них.

Таковы, в частности, регулирующие статус хозяйственных обществ два Федеральных закона - от 26 декабря 1995 г.N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" <1> и от 8 февраля 1998 г.N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" <2>. К ним примыкает специальный Федеральныйзакон"Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", юридико-техническое оформление которого, как и сама конструкция народных предприятий (которые в соответствии сп. 2 ст. 1этого Закона следует считать разновидностями закрытых акционерных обществ), не выдерживает никакой критики.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

<2> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Содержащаяся в них регламентация не только в отдельных случаях противоречит общим нормам и подходам ГКРФ (особенно это касается статуса акционерных обществ), но и отличается крайней нестабильностью, ибо изменения, особенно в акционерный закон, вносятся едва ли не ежемесячно. Дело в том, что отечественныйЗаконоб акционерных обществах готовился по американским образцам, тогда как в основу общих правилГКРФ об акционерных и других хозяйственных обществах были положены западноевропейские (германские) конструкции. В дальнейшем этомуЗаконупришлось воспринять ряд общих положенийГКРФ, в результате чего он стал крайне неудачным гибридом американских и германских подходов. С учетом российских реалий это и обусловливает необходимость внесения в него постоянных изменений и дополнений. Одним из последствий таких изменений стало появление в названных Законах собственных норм о недействительных сделках (которые согласно ранее действовавшей редакциип. 1 ст. 166ГК РФ должны были признаваться таковыми только по основаниям, предусмотренным ГК), об исковой давности и о порядке ее исчисления, об объектах права собственности и т.д. В результате законодательство о хозяйственных обществах приобрело весьма опасную тенденцию обособления от общего гражданского законодательства. Как показала практика, применение этих Законов в отрыве от общих нормГК, посвященных правовому статусу таких обществ, неизбежно влечет появление неоправданных противоречий и нестабильность названного законодательства, не говоря уже о слабой проработке его содержательной стороны.

Гораздо более привлекательными, в том числе и с чисто практических позиций, представляются два шага: 1) объединение норм о хозяйственных обществах в единый закон (что, помимо прочего, позволит достигнуть значительной экономии законодательного материала, в том числе за счет известной унификации правил о создании, реорганизации и ликвидации этих видов юридических лиц); 2) включение унифицированного массива таких норм непосредственно в Гражданскийкодекс. О необходимости "сокращения множества законов, устанавливающих особенности гражданско-правового статуса отдельных разновидностей хозяйственных обществ" путем принятия посвященного им единого закона, а в перспективе - полной инкорпорации норм этогозаконав ГражданскийкодексговорятпроектКонцепции развития гражданского законодательства о юридических лицах, подготовленный рабочей группой Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, а также общаяКонцепцияразвития гражданского законодательства Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Вестник гражданского права. 2009. N 2. С. 39 - 40; Концепцияразвития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 58.

Стоит отметить, что такой подход исторически присущ российскому гражданскому праву: развернутое регулирование статуса акционерных товариществ содержал как дореволюционный российский проект Гражданского уложения (притом также в книге пятой, посвященной обязательственному праву), так и первый российский Гражданский кодекс1922 г. В настоящее время такое законодательное решение принято в ряде развитых зарубежных правопорядков (например, в гражданских кодексах Швейцарии, Италии, Нидерландов; в Торговом кодексе Франции, в который в 2000 г. был инкорпорирован единый Закон о торговых товариществах 1966 г., и в некоторых других современных гражданско-правовых кодификациях). Оно содержит целый ряд очевидных и неоспоримых юридико-технических и правоприменительных преимуществ и позволяет снять многие вопросы как теоретического, так и практического характера.

Но, разумеется, у него есть и противники, в частности, в лице Минэкономразвития России, ведь реализация такого подхода создаст серьезные препятствия на пути постоянных и малообоснованных изменений российского акционерного законодательства в направлении его настойчивого и последовательного приспособления к американским образцам. Поэтому при обсуждении проектановой редакции Гражданского кодекса идея единого закона о хозяйственных обществах вызвала резкое неприятие правительственных кругов (тем более что ее реализация неизбежно будет связана и с существенным пересмотром и обновлением действующего акционерного законодательства).

Поэтому пока представляется целесообразным сохранение двухуровневого регулирования гражданско-правового статуса коммерческих и некоммерческих корпораций (общие нормы - в ГК, а специальные - в отдельных законах), исключая появление здесь промежуточных законов, например, о реорганизации юридических лиц, проекты которых также периодически появляются в Минэкономразвития и близких ему правительственных кругах. С этой точки зрения неоправданным представляется наличие специального гражданско-правового регулирования, содержащегося в Федеральномзаконеот 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>. Он устанавливает статус некоторых видов юридических лиц, в том числе некоммерческих корпораций, отсутствующих в Гражданскомкодексе, но вместе с тем никак не препятствует бесконечному и ничем не оправданному увеличению их количества, внося лишь путаницу в содержание гражданско-правового (корпоративно-правового) регулирования.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Статус кооперативов в настоящее время регулируется десятью (!) отдельными законами (включая и Закон"О кооперации в СССР" <1>, до сих пор действующий в отношении некоторых видов потребительских кооперативов). Существование некоторых из этих законов не вызывается никакой насущной потребностью. В частности, Федеральныйзаконот 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" <2> после закономерного скандального краха "Социальной инициативы" - наиболее яркой из таких организаций, отчетливо показавшей фактические цели создания этой разновидности кооперативов, практически не работает. Совершенно излишним является Федеральныйзаконот 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <3>, поскольку имеется более общий Федеральныйзаконот 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" <4>. Невысоким юридическим качеством и соответствующей ему практической эффективностью обладает и Федеральныйзаконот 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <5> (содержащиеся в нем весьма немногочисленные полезные нормы о статусе этих разновидностей потребительских кооперативов вполне могут быть инкорпорированы в общие законы о кооперативах).

--------------------------------

<1> ЗаконСССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI // Ведомости ВС СССР. 1988. N 22. Ст. 355.

<2> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41.

<3> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

<4> СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.

<5> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

Представляется поэтому, что вместо десятка отдельных законов в этой сфере достаточно иметь два закона: о производственных и о потребительских кооперативах, разумеется, при наличии соответствующих общих норм вГК. Из этого исходит иКонцепцияразвития гражданского законодательства РФ <1>. Поскольку кооперативы не входят в предмет англо-американского корпоративного права (и в настоящее время практически отсутствуют в правопорядках этого типа), их гражданско-правовой статус и предложения о совершенствовании регулирующего его законодательства пока не вызвали никакой реакции со стороны Минэкономразвития России.

--------------------------------

<1> См.: Концепцияразвития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 65.

В принципиальной унификации нуждается законодательство о статусе некоммерческих корпораций. Составляющие его несколько десятков федеральных законов, с одной стороны, закрепляют явно избыточное количество отдельных, самостоятельных разновидностей этих юридических лиц (свыше 30!), а с другой - изобилуют повторами, противоречиями и пробелами. Такая ситуация во многом объясняется тем, что категорию юридического лица стало принято рассматривать не как гражданско-правовой инструмент оформления действительно необходимого для какой-либо организации участия в имущественных отношениях, а как некую внеотраслевую (или межотраслевую) категорию, ставшую обязательным атрибутом любого организационно оформленного общественного образования. Отсюда стремление закрепить в каждом законе статусного характера - от закона о жилищных накопительных и дачных кооперативах до законов об общественных, адвокатских, религиозных и других саморегулируемых организациях - права юридического лица, причем практически каждый раз с какими-либо малооправданными (а главное - малопродуманными) особенностями, что и дает затем очередную организационно-правовую форму некоммерческой организации. Между тем с гражданско-правовых позиций большинство таких некоммерческих организаций полностью укладывается в давно известную форму корпорации - объединение, или союз, либо (реже) в форму потребительского кооператива.

Более того, отдельные законы о соответствующих некоммерческих организациях в большинстве случаев не имеют отношения к сфере гражданского (частного) права, поэтому они должны ограничиваться признанием соответствующих организаций юридическими лицами и последующей отсылкой к нормам ГК. Именно он должен исчерпывающим образом регулировать статус всех этих организаций как юридических лиц - участников гражданского (имущественного) оборота, тогда как содержательная сторона их деятельности составляет предмет указанных специальных законов. Такой подход позволит избежать не только неоправданного дублирования соответствующих норм в отдельных законах, но и возникновения в них необоснованных противоречий сГКи бесконечного появления новых организационно-правовых форм некоммерческих организаций.