logo
SRAVNITEL_NOE_KORPORATIVNOE_PRAVO_Sukhanov

2. Виды юридических лиц публичного права

В настоящее время в западноевропейских правопорядках к юридическим лицам публичного права наряду с государством (публично-правовыми образованиями) в большинстве случаев также относят:

- университеты (и другие государственные высшие учебные заведения);

- религиозные организации (различные церковные объединения - конфессии, а также отдельные религиозные учреждения, монастыри и т.п.);

- профессиональные объединения, созданные для представления и защиты общих (групповых) интересов в организационно-правовой форме различных "палат", - торговые и промышленные палаты, палаты ремесленников, работодателей, адвокатские, нотариальные, врачебные и аналогичные им палаты;

- некоторые учреждения социальной защиты (больничные и страховые кассы, организации по выплате государственных пенсий и пособий и т.п.);

- некоторые исторически сложившиеся объединения корпоративного типа (отдельные виды кооперативов, некоторые объединения студентов и т.п.).

Перечисленные организации традиционно подразделяются на (а) "публичные корпорации" и (б) унитарные "публичные учреждения" и "публичные фонды", осуществляющие некоммерческую деятельность. При этом органы публичной власти включаются в число юридических лиц публичного права только как исключение, прямо предусмотренное законом, ибо по общему правилу они лишены собственной правосубъектности и действуют от имени соответствующего публично-правового образования в целом, которое и считается стороной соответствующего гражданского правоотношения. Деление юридических лиц публичного права на публичные корпорации и унитарные публичные организации фактически получило законодательное закрепление (см., например, абз. 1 § 89 германскогоBGB,абз. 2 ст. 52 и абз. 1 ст. 59 швейцарского Гражданского кодекса, ст. 11 итальянского Гражданского кодекса и др.).

Таким образом, к корпорациям публичного права относятся профессиональные палаты, а также некоторые религиозные объединения и исторически возникшие в этом качестве кооперативы и другие общественные объединения, т.е.некоммерческие корпорации, созданные публичной властью или по ее разрешениюи не использующие для своей деятельности классическую форму союзов или объединений(илиVereine),потребительских кооперативов(Konsumgenossenschaften)или новую форму партнерств (добровольных объединений лиц свободных профессий). С обычными корпорациями их сближает лишь наличие отношений членства (участия), однако при этом отсутствуют все или большинство других необходимых юридических признаков добровольных объединений.

Чрезвычайно важным, а в ряде случаев - определяющим является также и то обстоятельство, что правовой статус конкретных юридических лиц публичного права и их разновидностей в большинстве случаев складывался исторически, под влиянием различных национально-культурных особенностей и потому выглядит по-разному в отдельных правопорядках, где к юридическим лицам публичного права относят самые разные организации. Например, в Швейцарии таковыми считаются некоторые кантональные студенческие объединения ("корпорации"); кооперативы по проведению мелиорации земель; некоторые публичные корпорации, созданные местными общинами (коммунами) для совместного достижения определенных общественных целей (строительства уличных проездов, уборки территорий и т.п.); в Австрии - союзы рыболовов и охотников, а также кооперативы и объединения по использованию водных ресурсов.

Вместе с тем юридические лица публичного права иногда могут действовать не только в специальных, но и в "обычных" организационно-правовых формах. Так, в Швейцарии Национальный банк, Швейцарские железные дороги (Schweizerischen Bundesbahnen - SBB)и монополист в области телефонной связи и интернет-услуг "Свиском АО"(Swiscom AG)являются "акционерными обществами, созданными на основании специального закона"(spezialgesetzliche Aktiengesellschaften).Тем самым их правовой статус в определенной мере выведен из-под действия общего акционерного права, а потому все они рассматриваются в качестве юридических лиц публичного права.

К таковым иногда относят также созданные и контролируемые публично-правовыми образованиями обычные хозяйственные общества (акционерные и с ограниченной ответственностью), как правило, преследующие в своей деятельности те или иные общественные (публичные) цели. Так, федеральное государство и провинции Канады создают публичные ("коронные") корпорации на основе как специального законодательного акта, так и общего законодательства о компаниях. Но во всех случаях такие корпорации обладают привилегиями и иммунитетом создавшего их государства или провинции и действуют в качестве их агента, а закрепленное за ними имущество иногда считается государственным, а иногда и их собственным (хотя в конечном счете оно все равно принадлежит государству).

В целом же можно отметить, что правовой статус юридических лиц публичного права так или иначе всегда является производным от особого статуса государства (публично-правовых образований). Он создается для того, чтобы предоставить некоторым субъектам публичного права возможность участвовать в определенных имущественных отношениях, регулируемых частным (гражданским) правом. Однако сам по себе он не дает прямых и четких ответов на вопросы о том, в каких случаях и на каких условиях юридическое лицо публичного права может выступать в качестве самостоятельного субъекта частного права, кто является собственником принадлежащего ему имущества и на какую часть этого имущества возможно обращение взыскания кредиторов по его долгам. Ведь для участников гражданского оборота важно не только иметь перед собой имущественно обособленного субъекта, но и четко знать, каким имуществом он отвечает по своим обязательствам. Если государство (публично-правовое образование) формально остается собственником имущества созданных им юридических лиц (что не исключается, а даже предполагается конструкцией юридического лица публичного права), то их контрагенты вправе рассчитывать на субсидиарную ответственность собственника-учредителя. В противном случае среди обычных частных собственников найдется немного желающих вступать в гражданские правоотношения с имущественно безответственными или недостаточно обеспеченными субъектами.

Более того, статус юридических лиц публичного права в конкретных правопорядках зачастую не имеет какого-либо единого, стандартного содержания, поскольку во многом зависит от различных национально-государственных и культурно-исторических особенностей их развития. В современной правовой доктрине прямо отмечается, что "реальность не подтверждает дефиниции" юридического лица публичного права, основанной на каких-либо абстрактных признаках, ибо такой статус нередко приобретается путем достаточно произвольного наделения им ("объявления государством") какого-либо субъекта <1>.

--------------------------------

<1> Kommentar zumGesetzbuch. Bd. 1. S. 690 - 691.

Вряд ли, впрочем, и у нас кто-либо в состоянии внятно объяснить, почему, например, Российские железные дороги объявлены акционерным обществом, а не "госкомпанией", подобной Российским автомобильным дорогам, и почему последняя нуждается в статусе юридического лица публичного права, а первое - нет. Поэтому принятие предложения об использовании конструкции юридического лица публичного права хотя бы для определения статуса "публичных юридических лиц, имеющих индивидуальную правовую форму", например Центрального банка России или Управляющей компании Инновационного центра "Сколково", по существу ничего не изменит в их фактически сложившемся правовом статусе.

Следует также учитывать, что в зарубежных правопорядках речь во всяком случае идет о сравнительно небольшом числе организаций, а не о десятках тысяч унитарных предприятий и бюджетных учреждений, которые в отечественных условиях теоретически могли бы стать первыми претендентами на статус юридических лиц публичного права. Так, в 2006 г. в торговом реестре Швейцарии было зарегистрировано примерно 300 тыс. различных корпораций, среди которых насчитывалось всего 116 юридических лиц публичного права, включая публичные корпорации <1>.

--------------------------------

<1> Meier-Hayoz A., Forstmoser P. Schweizerisches Gesellschaftsrecht. S. 761.