2. "Предпринимательское общество" в Германии
В конце 2008 г. в Германии был принят Закон "О модернизации законодательства об обществах с ограниченной ответственностью и о борьбе со злоупотреблениями" (das Gesetz zur Modernisierung des GmbH-Rechts und zur vonvon,MoMiG),который внес важные дополнения в действующий Закон об обществах с ограниченной ответственностью 1892 г. В доктрине они получили наименование "реформа ООО"(GmbH-Reform).Осуществляя эту реформу с учетом развернувшейся в Евросоюзе конкуренции правопорядков, германский законодатель отнюдь не стремился пожертвовать юридическими конструкциями и подходами, оправдавшими себя в многолетней практике применения. Сохранив прежние требования для классических ООО(GmbH), в том числе в части минимального размера их уставного капитала (в настоящее время он составляет 25 тыс. евро), он допустил возможность создания их новой разновидности, на которую такое требование не распространяется.
Германская реформа ООО направлена на определенное облегчение и упрощение процесса создания (учреждения) обществ с ограниченной ответственностью, сопряженное с одновременным усилением обязанностей и повышением ответственности их управляющих и участников. Теперь некоторые общества с ограниченной ответственностью могут иметь уставный капитал меньшего размера, чем предусмотренный для обычного GmbHминимум в 25 тыс. евро (т.е. до 1 евро включительно), что послужило основанием для их условного названия "общества с одним евро"("ein Euro-GmbH").В фирменном наименовании такого общества оно должно быть поименовано как предпринимательское общество с ограниченной ответственностью(Unternehmergesellschaft , UG)., UG).
Такое законодательное решение стало компромиссом, сохранившим классические GmbHнаряду с разрешением созданияUGкак ихразновидности,а не новой организационно-правовой формы. Особенность их правового статуса наряду с возможностью иметь уставный капитал менее 25 тыс. евро состоит также в обязанности полной оплаты денежных вкладов участников (вклады в виде иного имущества дляUGзапрещены) и ежегодного создания обязательного резерва в размере 25% годовой прибыли (дохода), используемого исключительно для увеличения уставного капиталаUGдо достижения им величины в 25 тыс. евро (т.е. минимального уставного капитала обычногоGmbH). Названные требования прекращают действие с достижением уставным капиталомUGуказанной величины, т.е. с превращением его в обычное общество с ограниченной ответственностью.
Важно также, что UG,созданное в качестве "общества с одним евро" (т.е. имеющее символический уставный капитал), с точки зрения законодательства постоянно "одной ногой стоит в состоянии неплатежеспособности"(mit einem Bein in der steht):steht): если его символическое имущество не покрывает его обязательств, его управляющие в соответствии с законодательством о банкротстве и под страхом наступления уголовной ответственности обязаны объявить о его неплатежеспособности, что влечет их неограниченную личную имущественную ответственность по долгам корпорации. Иначе говоря, создание такой компании для ее учредителей и управляющих связано с получением не только преимуществ и льгот, но и дополнительных рисков.
UGрассчитано на небольшой бизнес, поэтому оно может быть создано в упрощенном порядке, но лишь в случае, когда у него не более трех участников и одного управляющего. Упрощенный порядок состоит в использовании типовых форм учредительных документов - утвержденных законом типовых протоколов(Musterprotokolle),рассчитанных на создание либо компании одного лица, либо компании из нескольких лиц, но не более трех. Каждый из таких протоколов соединяет в себе три документа: учредительный договор (устав), решение о назначении управляющего обществом и список его участников.
Типовые протоколы серьезно облегчают процесс их составления и проверки, но в то же время исключают возможность какого-либо отклонения от их содержания, ограничивая договорную свободу учредителей. Они требуют нотариального удостоверения, которое оплачивается по привилегированному тарифу (например, 20 евро за удостоверение протокола о создании "UGодного лица"), после чего должны быть зарегистрированы в торговом реестре (регистрационный сбор составляет еще 100 евро). Таким образом, 1 евро для созданияUGв любом случае оказывается недостаточно. Кроме того, процесс регистрации предпринимательского общества теперь не связан с предварительным оформлением разрешения (лицензии) на занятие определенной деятельностью, которое может оформляться параллельно.
- Сравнительное корпоративное право е.А. Суханов
- Глава 1. Понятие корпорации и корпоративного права
- § 1. Сущность юридического лица
- 1. Юридическое лицо как "корпоративный щит"
- 2. Юридическое лицо как персонифицированное имущество
- 3. Юридическое лицо (корпорация) в американском праве
- § 2. Понятие корпорации
- 1. Корпоративные и унитарные юридические лица
- 2. Корпорации и юридические общности
- 3. Корпорации в российском праве
- § 3. Понятие и предмет корпоративного права
- 1. Предмет и юридическая природа корпоративного права
- 2. Корпоративные и договорные отношения
- § 4. Основные источники корпоративного права
- 1. Законодательство о корпорациях в континентальных
- 2. Англо-американское законодательство о корпорациях
- 3. Российское законодательство о корпорациях
- Глава 2. Виды корпораций
- § 1. Коммерческие корпорации в европейском
- 1. Хозяйственные (торговые) товарищества
- 2. Общества с ограниченной ответственностью
- 3. Акционерные общества
- 4. Производственные кооперативы
- 5. Коммерческие корпорации по праву Евросоюза
- § 2. Новые разновидности коммерческих корпораций
- 1. Корпорации на основе коммандиты
- 2. "Предпринимательское общество" в Германии
- 3. "Инвестиционное общество" в Швейцарии
- 4. "Упрощенное акционерное общество" во Франции
- § 3. Корпорации и партнерства в англо-американском праве
- 1. Публичные и частные корпорации
- 2. Партнерства
- 3. Иные виды корпораций в англо-американском праве
- § 4. Коммерческие корпорации в российском праве
- 1. Общества с ограниченной ответственностью
- 2. Акционерные общества
- 3. Производственные кооперативы
- 4. Хозяйственные партнерства
- 5. Крестьянские (фермерские) хозяйства
- § 5. Некоммерческие корпорации
- 1. Некоммерческие корпорации
- 2. Некоммерческие корпорации в российском праве
- Глава 3. Уставный (твердый) капитал корпорации и ответственность перед кредиторами
- § 1. Понятие и значение уставного капитала корпорации
- 1. Понятие уставного капитала корпорации
- 2. Функции уставного капитала корпорации
- 3. Минимальный уставный капитал
- § 2. Ограничения "распределения имущества" корпораций
- 1. Защита кредиторов корпораций в американском праве
- 2. "Последующий контроль" за имущественным состоянием
- § 3. Уставный капитал компаний в праве Евросоюза
- 1. Вторая директива ес и предложения об отказе
- 2. Предложения о модернизации "системы твердого капитала"
- § 4. Проблема уставного капитала хозяйственных обществ
- 1. Уставный капитал хозяйственных обществ
- 2. Предложения об отмене минимального уставного капитала
- § 5. Личная ответственность участников корпорации
- 1. Случаи "проникающей ответственности"
- 2. Обоснование и условия "проникающей ответственности"
- 3. "Прокалывание корпоративной маски" в американском
- 4. "Проникающая ответственность" в российском
- Глава 4. Правовые формы управления корпорацией
- § 1. Основные правовые модели управления корпорацией
- 1. Основные положения об управлении
- 2. Системы управления корпорациями в зарубежном праве
- 3. Проблемы корпоративного управления в российском праве
- § 2. Корпоративные соглашения
- 1. Понятие и значение корпоративного соглашения
- 2. Корпоративные соглашения в зарубежном праве
- 3. Корпоративные соглашения в российском гражданском праве
- 4. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством
- § 3. Концерны и холдинги
- 1. Понятие и виды концернов в европейском
- 2. Понятие холдинга в зарубежном праве
- 3. Приобретение контроля над корпорацией
- 4. Материнские и дочерние хозяйственные общества
- Глава 5. Корпорации как юридические лица публичного права
- § 1. Гражданско-правовой статус юридических лиц
- 1. Понятие и сущность юридического лица публичного права
- 2. Виды юридических лиц публичного права
- § 2. Гражданско-правовой статус объединений
- 1. Особенности гражданско-правового статуса государства
- 2. Государственные корпорации (публично-правовые компании)
- 3. Иные объединения государственных юридических лиц
- Указ президента российской федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 о совершенствовании гражданского кодекса
- Концепция развития законодательства о юридических лицах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 2. Общие положения гражданского кодекса о юридических лицах
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства и предложения по его совершенствованию.
- Подраздел 3. Регистрация юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 4. Законодательство о реорганизации юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 5. Законодательство о ликвидации юридических лиц
- 1. Действующее законодательство и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию законодательства.
- Раздел II. Законодательство об отдельных видах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об уставном капитале
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства
- § 3. Законодательство о соглашениях между участниками
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 7. Законодательство об отдельных видах коммерческих организаций
- § 1. Законодательство о кооперативах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об унитарных предприятиях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 8. Законодательство о некоммерческих организациях
- § 1. Законодательство о видах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об учреждениях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 3. Законодательство об объединениях лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 4. Законодательство о государственных корпорациях
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершению действующего законодательства.
- § 5. Юридические лица, созданные
- 1. Состояние действующего законодательства и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Концепция развития гражданского законодательства российской федерации
- III. Законодательство о юридических лицах
- 1. Общие положенияГКо юридических лицах
- 2. Регистрация юридических лиц
- 3. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
- 4. Законодательство о хозяйственных обществах
- 4.1. Статус и виды хозяйственных обществ.
- 4.2. Уставный капитал хозяйственных обществ.
- 5. Законодательство о кооперативах
- 6. Законодательство об унитарных предприятиях
- 7. Законодательство о некоммерческих организациях
- 7.1. Виды некоммерческих организаций.
- 7.2. Учреждения.
- 7.3. Государственные корпорации.
- Российская федерация
- 1. Общие положения о некоммерческих
- 2. Потребительский кооператив
- 3. Общественные организации
- 4. Ассоциации и союзы
- 1. Фонды
- 2. Учреждения
- 3. Религиозные организации