logo
SRAVNITEL_NOE_KORPORATIVNOE_PRAVO_Sukhanov

2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.

2.1. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций должны быть оптимизированы в зависимости от реальных юридических (гражданско-правовых) особенностей их внутреннего устройства.

2.2. Существующее в законодательстве многообразие видов некоммерческих организаций возможно объединить в две группы с точки зрения предложенной классификации юридических лиц на корпорации и иные юридические лица некорпоративного характера (см. п. 2.10 подраздела 2 раздела I).

2.3. В ГКследует предусмотреть возможность создания некоммерческих организаций в следующих формах: для корпораций - 1) потребительский кооператив, 2) общественная организация, 3) объединение лиц; для юридических лиц некорпоративного характера - 4) фонд и 5) учреждение.

2.4. Данный перечень следует рассматривать как исчерпывающий. Названные в отдельных законодательных актах виды и разновидности некоммерческих организаций должны существовать только в одной из форм, предусмотренных ГК, о чем должно быть прямо сказано в этих актах.

2.5. В ГКследует максимально полно урегулировать гражданско-правовые конструкции указанных форм некоммерческих организаций, в том числе дать их понятие, определить порядок создания, структуру и полномочия органов, ответственность некоммерческих организаций и их членов (участников), что позволит устранить повторы и противоречия в законодательстве.

2.6. В отдельных законах должны содержаться лишь отсылки к соответствующим нормам ГК, а не наоборот, как это имеет место в действующей редакциип. 3 ст. 117ГК (который подлежит устранению). В отдельных законах могут быть сохранены нормы, определяющие цели создания данных организаций и специфику осуществления ими своей деятельности.

2.7. Закрепленные в нормах действующего ГКопределения потребительского кооператива(п. 1 ст. 116), общественной организации(п. 1 ст. 117), фонда(п. 1 ст. 118)и учреждения(п. 1 ст. 120)следует дополнить определением объединения лиц (юридических и/или физических). Под ним целесообразно понимать ассоциацию, союз, иное основанное на членстве добровольное объединение юридических лиц и/или граждан, созданное ими с целью координации их деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов, а также для достижения иных целей, предусмотренных законом.

2.8. Общественная организация должна быть закреплена в ГКкак общая организационно-правовая форма для общественных организаций (объединения) и религиозных организаций (объединений). Такие организации, как религиозные и благотворительные <1>, спортивные федерации <2>, общественные организации инвалидов <3>, адвокатские образования (коллегии адвокатов, адвокатские бюро) и адвокатские палаты субъектов РФ <4>, профессиональные союзы <5>, казачьи общества <6>, политические партии <7> следует рассматривать в качестве разновидностей общественной организации.

--------------------------------

<1> См.: Федеральные законы "О свободе совестии религиозных объединениях","О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

<2> См.: Федеральный закон"О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

<3> См.: Федеральный закон"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

<4> См.: Федеральный закон"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

<5> См.: Федеральный закон"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

<6> См.: Федеральный закон"О государственной службе российского казачества".

<7> См.: Федеральный закон"О политических партиях".

2.9. В специальных законах об отдельных разновидностях общественных организаций должно содержаться положение о том, что данные организации имеют организационно-правовую форму общественной организации (например, религиозная организация, но в гражданско-правовой форме общественной организации), и должна содержаться соответствующая отсылочная норма к ГК. При этом "повторное" регулирование тех же вопросов в таких актах следует исключить.

2.10. В перспективе возможно слияние общественной организации и объединения лиц, не имеющих принципиальных формообразующих отличий, в одну организационно-правовую форму - объединение лиц (по типу германскогоVerein'a).