1. Некоммерческие корпорации
в континентальном европейском праве
В западноевропейском праве почти все некоммерческие корпорации имеют унифицированную форму объединения (союза, ассоциации) -Verein, association.Таковыми считаются объединения лиц, преследующие в своей деятельности главным образом идеальные, неэкономические цели; они не вправе ставить своей целью получение дохода, что принципиально отличает такие союзы (объединения) от преследующих чисто коммерческие цели товариществ и обществ (объединений с капиталистической целью). Например, в Австрии с 2002 г. прямо запрещено создание ранее разрешавшихся экономических союзов(wirtschaftliche Vereine),преследовавших предпринимательские цели, и разрешено создавать только идеальные союзы(Idealvereine),т.е. союзы с некоммерческими целями, в результате чего союз стал исключительной формой для некоммерческих корпораций. При этом членство в союзах носит строго личный характер и потому непередаваемо и неотчуждаемо (если только иное прямо не предусматривает устав конкретного союза). Участниками союзов могут быть как физические, так и юридические лица.
Самостоятельную правосубъектность и статус юридического лица приобретает только зарегистрированное объединение (союз) - eingetragene Verein, e.V.В отсутствие регистрации союз рассматривается в качестве разновидности неправосубъектного простого товарищества (товарищества гражданского права) и его участники несут неограниченную солидарную ответственность по общим долгам своим личным имуществом. Члены зарегистрированного союза, напротив, не отвечают по его долгам (если только иное прямо не предусмотрено в уставе конкретного объединения, который может также установить необходимость внесения участниками дополнительных взносов для покрытия образовавшихся убытков).
Подсчет результатов голосования в союзе происходит "по головам", однако это правило диспозитивно: уставом конкретного объединения может быть предусмотрен отход от этого принципа. Члены союза (объединения) в большинстве случаев обязываются их уставами к периодической уплате членских взносов. Однако при выходе или исключении из него бывшие участники лишены каких-либо имущественных прав требования в отношении такой корпорации.
Осуществляя свою деятельность в неэкономических целях и исключая возможность получения своими членами каких-либо имущественных выгод, идеальный союз (объединение) тем не менее вправе заниматься некоторой хозяйственной деятельностью, если таковая не становится его главной целью, а остается средством достижения идеальных целей. Таким образом, союз наряду с главными (идеальными) целями может преследовать в своей деятельности и дополнительные, вспомогательные цели экономического характера ("привилегия побочной цели" -Nebenzweckprivileg). Доходы от такой вспомогательной деятельности не могут распределяться между участниками союза (объединения) и должны направляться на достижение его основных (идеальных) целей.
При этом различаются две ситуации: союз непосредственно использует какое-либо предприятие (например, открывает ресторан или платный спортзал) либо, не делая этого прямо, косвенно включается в экономическую деятельность в интересах своих членов (например, координируя их деятельность как участников картельного соглашения или используя принадлежащие им доли участия и (или) акции других коммерческих организаций). В первом случае союз обязан зарегистрироваться в торговом реестре; на него распространяются законодательство о банкротстве (неплатежеспособности) и особые требования к отчетности (в том числе обязанность публичного ведения дел). Во втором случае никаких принципиальных изменений в статусе объединения не происходит, что способствует появлению многочисленных профессиональных и экономических союзов (объединений), фактически оформляющих существование организаций картельного или холдингового типа.
Важной особенностью законодательства, регулирующего статус некоммерческих объединений (союзов), является его по преимуществу диспозитивный характер. Он дает возможность создания гражданами различных объединений для достижения политических, религиозных, научных, культурных, спортивных и иных идеальных целей без сложного аппарата управления. В этой организационно-правовой форме функционируют разнообразные политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, но также и предпринимательские объединения, например банковские союзы и союзы работодателей.
Законодательству и практике известны также объединения (союзы) союзов как самостоятельный подвид такой корпорации - "главный союз", или "крышевой союз" (Hauptverein, Dachverein).При этом возможна "проникающая ответственность"(Durchgriffshaftung)членов такого союза (самостоятельных союзов) по долгам "главного союза", например, при недостаточности его имущества для покрытия долгов перед кредиторами (недокапитализации).
Для объединений адвокатов, налоговых консультантов, врачей, архитекторов и других лиц свободных профессий в ряде континентальных европейских правопорядков широко используется корпорация в форме партнерства. Таково, например, германское партнерство лиц свободных профессий(Partnerschaftsgesellschaft), введенное специальным Законом 1994 г. фактически по модели английскогоLLP.По своей организационно-правовой форме оно принципиально совпадает с полным (открытым) товариществом (нормы о котором субсидиарно применяются к статусу партнерства и его участников), в частности, может приобретать и осуществлять права и обязанности от своего имени. Однако при этом его участники (партнеры) несут неограниченную солидарную ответственность по общим долгам (кроме случаев причинения вреда контрагенту партнерства профессиональной ошибкой одного из партнеров, за результаты которой он несет неограниченную личную ответственность). В отличие от полного товарищества партнерство не является субъектом торгового права, не осуществляет предпринимательскую деятельность и регистрируется в особом реестре партнерств, что дает возможность указанным физическим лицам объединяться для некоммерческой деятельности и иметь определенные налоговые льготы.
Европейскому праву также известна специальная модель некоммерческой корпорации - европейское экономическое объединение по интересам (Wirtschaftliche Interessenvereinigung, EWIV,илиEuropean Economic Interest Grouping, EEIG).Эта форма корпорации была введенаПостановлениемЕЭС от 25 июля 1985 г. N 2137/85, допустившим возможность ее различного оформления национальным законодательством отдельных государств. В ее основу была положена французская конструкция группы по экономическим интересам(groupement t economique, YIE),t economique, YIE), предназначенная для организации трансграничного сотрудничества между корпорациями различных стран Евросоюза. Европейское экономическое объединение по интересам, будучи некоммерческой корпорацией, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью; оно вправе лишь содействовать развитию предпринимательской активности своих участников, осуществляя необходимую для этого вспомогательную деятельность. Участниками такого объединения могут быть юридические и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Европейское экономическое объединение по интересам по сути представляет собой полное товарищество, участники которого несут неограниченную солидарную ответственность по его долгам. Однако его существование не зависит от изменения состава участников; более того, в отличие от других торговых товариществ оно может быть наделено правами юридического лица. Таковы, например, английские европейские экономические объединения по интересам, которые являются юридическими лицами в отличие от аналогичных объединений, созданных в Германии и в большинстве других западноевропейских правопорядков. Это дает основание считать такую корпорацию промежуточной формой между неправосубъектными объединениями лиц и корпоративными юридическими лицами.
Названные объединения могут управляться одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами, в том числе не являющимися членами этой корпорации. Поэтому в западноевропейской корпоративной доктрине европейское экономическое объединение по интересам обычно характеризуется как полное товарищество с чужеродным органом управления (OHG mit )) или полное товарищество под управлением ООО(OHG mit ).). Общее количество таких объединений во всех странах Евросоюза также весьма невелико - менее 1900 (в Великобритании на начало 2011 г. было зарегистрировано 238 таких объединений).
- Сравнительное корпоративное право е.А. Суханов
- Глава 1. Понятие корпорации и корпоративного права
- § 1. Сущность юридического лица
- 1. Юридическое лицо как "корпоративный щит"
- 2. Юридическое лицо как персонифицированное имущество
- 3. Юридическое лицо (корпорация) в американском праве
- § 2. Понятие корпорации
- 1. Корпоративные и унитарные юридические лица
- 2. Корпорации и юридические общности
- 3. Корпорации в российском праве
- § 3. Понятие и предмет корпоративного права
- 1. Предмет и юридическая природа корпоративного права
- 2. Корпоративные и договорные отношения
- § 4. Основные источники корпоративного права
- 1. Законодательство о корпорациях в континентальных
- 2. Англо-американское законодательство о корпорациях
- 3. Российское законодательство о корпорациях
- Глава 2. Виды корпораций
- § 1. Коммерческие корпорации в европейском
- 1. Хозяйственные (торговые) товарищества
- 2. Общества с ограниченной ответственностью
- 3. Акционерные общества
- 4. Производственные кооперативы
- 5. Коммерческие корпорации по праву Евросоюза
- § 2. Новые разновидности коммерческих корпораций
- 1. Корпорации на основе коммандиты
- 2. "Предпринимательское общество" в Германии
- 3. "Инвестиционное общество" в Швейцарии
- 4. "Упрощенное акционерное общество" во Франции
- § 3. Корпорации и партнерства в англо-американском праве
- 1. Публичные и частные корпорации
- 2. Партнерства
- 3. Иные виды корпораций в англо-американском праве
- § 4. Коммерческие корпорации в российском праве
- 1. Общества с ограниченной ответственностью
- 2. Акционерные общества
- 3. Производственные кооперативы
- 4. Хозяйственные партнерства
- 5. Крестьянские (фермерские) хозяйства
- § 5. Некоммерческие корпорации
- 1. Некоммерческие корпорации
- 2. Некоммерческие корпорации в российском праве
- Глава 3. Уставный (твердый) капитал корпорации и ответственность перед кредиторами
- § 1. Понятие и значение уставного капитала корпорации
- 1. Понятие уставного капитала корпорации
- 2. Функции уставного капитала корпорации
- 3. Минимальный уставный капитал
- § 2. Ограничения "распределения имущества" корпораций
- 1. Защита кредиторов корпораций в американском праве
- 2. "Последующий контроль" за имущественным состоянием
- § 3. Уставный капитал компаний в праве Евросоюза
- 1. Вторая директива ес и предложения об отказе
- 2. Предложения о модернизации "системы твердого капитала"
- § 4. Проблема уставного капитала хозяйственных обществ
- 1. Уставный капитал хозяйственных обществ
- 2. Предложения об отмене минимального уставного капитала
- § 5. Личная ответственность участников корпорации
- 1. Случаи "проникающей ответственности"
- 2. Обоснование и условия "проникающей ответственности"
- 3. "Прокалывание корпоративной маски" в американском
- 4. "Проникающая ответственность" в российском
- Глава 4. Правовые формы управления корпорацией
- § 1. Основные правовые модели управления корпорацией
- 1. Основные положения об управлении
- 2. Системы управления корпорациями в зарубежном праве
- 3. Проблемы корпоративного управления в российском праве
- § 2. Корпоративные соглашения
- 1. Понятие и значение корпоративного соглашения
- 2. Корпоративные соглашения в зарубежном праве
- 3. Корпоративные соглашения в российском гражданском праве
- 4. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством
- § 3. Концерны и холдинги
- 1. Понятие и виды концернов в европейском
- 2. Понятие холдинга в зарубежном праве
- 3. Приобретение контроля над корпорацией
- 4. Материнские и дочерние хозяйственные общества
- Глава 5. Корпорации как юридические лица публичного права
- § 1. Гражданско-правовой статус юридических лиц
- 1. Понятие и сущность юридического лица публичного права
- 2. Виды юридических лиц публичного права
- § 2. Гражданско-правовой статус объединений
- 1. Особенности гражданско-правового статуса государства
- 2. Государственные корпорации (публично-правовые компании)
- 3. Иные объединения государственных юридических лиц
- Указ президента российской федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 о совершенствовании гражданского кодекса
- Концепция развития законодательства о юридических лицах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 2. Общие положения гражданского кодекса о юридических лицах
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства и предложения по его совершенствованию.
- Подраздел 3. Регистрация юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 4. Законодательство о реорганизации юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 5. Законодательство о ликвидации юридических лиц
- 1. Действующее законодательство и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию законодательства.
- Раздел II. Законодательство об отдельных видах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об уставном капитале
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства
- § 3. Законодательство о соглашениях между участниками
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 7. Законодательство об отдельных видах коммерческих организаций
- § 1. Законодательство о кооперативах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об унитарных предприятиях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 8. Законодательство о некоммерческих организациях
- § 1. Законодательство о видах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об учреждениях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 3. Законодательство об объединениях лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 4. Законодательство о государственных корпорациях
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершению действующего законодательства.
- § 5. Юридические лица, созданные
- 1. Состояние действующего законодательства и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Концепция развития гражданского законодательства российской федерации
- III. Законодательство о юридических лицах
- 1. Общие положенияГКо юридических лицах
- 2. Регистрация юридических лиц
- 3. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
- 4. Законодательство о хозяйственных обществах
- 4.1. Статус и виды хозяйственных обществ.
- 4.2. Уставный капитал хозяйственных обществ.
- 5. Законодательство о кооперативах
- 6. Законодательство об унитарных предприятиях
- 7. Законодательство о некоммерческих организациях
- 7.1. Виды некоммерческих организаций.
- 7.2. Учреждения.
- 7.3. Государственные корпорации.
- Российская федерация
- 1. Общие положения о некоммерческих
- 2. Потребительский кооператив
- 3. Общественные организации
- 4. Ассоциации и союзы
- 1. Фонды
- 2. Учреждения
- 3. Религиозные организации