logo
SRAVNITEL_NOE_KORPORATIVNOE_PRAVO_Sukhanov

Концепция развития законодательства о юридических лицах

(Проект, рекомендованный для опубликования и дальнейшего

публичного обсуждения решением Совета при Президенте

Российской Федерации по кодификации и совершенствованию

гражданского законодательства от 16 марта 2009 года) <1>

--------------------------------

<1> Вестник гражданского права. 2009. N 2. С. 9 - 73.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Подраздел 1. СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА

И ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ

1. Состояние действующего законодательства.

1.1. Гражданско-правовое регулирование статуса юридических лиц характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем соответствующих как друг другу, так и базовому Закону - Гражданскому кодексу. Наряду с ГК(гл. 4)и Федеральными законами "О государственной регистрации юридических лици индивидуальных предпринимателей" и"О несостоятельности (банкротстве)"в этой сфере имеется несколько десятков отдельных федеральных законов.

1.2. Одни из них целиком посвящены регламентации статуса отдельных видов юридических лиц (главным образом коммерческих организаций - Федеральные законы "Об акционерных обществах","Об обществах с ограниченной ответственностью","О государственных и муниципальных унитарных предприятиях","О производственных кооперативах","О сельскохозяйственной кооперации"и др., но в некоторых случаях и некоммерческих организаций - Федеральные законы"О некоммерческих организациях","Об автономных учреждениях", "О садоводческих, огороднических и дачныхнекоммерческих объединениях граждан" и т.д.).

Другие содержат лишь отдельные нормы о статусе юридических лиц, уделяя основное внимание содержательной стороне их деятельности (главным образом это касается некоммерческих организаций - Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельностии благотворительных организациях", "О профессиональных союзах, их правахи гарантиях деятельности", "О свободе совестии о религиозных объединениях", "Об общих принципах организации общинкоренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "Об адвокатской деятельностии адвокатуре в Российской Федерации","Об образовании в Российской Федерации"и т.д.), либо просто упоминают о статусе отдельных организаций как юридических лиц (Федеральные законы "О товарных биржахи биржевой торговле","Об инвестиционных фондах","О рынке ценных бумаг"и т.п.).

1.3. При этом выдвигаются предложения (и имеются даже соответствующие им законопроекты) о принятии дополнительных законов общего характера, например о реорганизации юридических лиц; об особом статусе "юридических лиц публичного права" и т.д.