logo
SRAVNITEL_NOE_KORPORATIVNOE_PRAVO_Sukhanov

1. Состояние действующего законодательства.

1.1. Общие положения ГКо юридических лицах закрепляют традиционное для отечественного правопорядка определение юридического лица (п. 1 ст. 48ГК), а также устанавливают принцип целевой правоспособности юридических лиц, разрешая большинству коммерческих организаций иметь общую правоспособность (ст. 49ГК). В качестве учредительных документов юридического лица допускаются устав и учредительный договор, а также типовое положение (ст. 52ГК) <1>. Законом закрепляются различные классификации юридических лиц (п. п. 2и3 ст. 48ист. 50ГК). Большинство этих положений является общепринятым и не требует каких-либо кардинальных обновлений. Вместе с тем некоторые из них нуждаются в уточнении и совершенствовании.

--------------------------------

<1> Государственные корпорации в силу п. 3 ст. 7.1Федерального закона "О некоммерческих организациях" вообще не имеют учредительных документов, функции которых выполняют федеральные законы об их создании.

1.2. В теоретической литературе отмечается неточность законодательного требования к юридическому лицу иметь имущество на вещном праве (п. 1 ст. 48ГК), ибо на практике его имущество может состоять только в обязательственных правах (безналичные денежные средства на банковских счетах, арендованные объекты недвижимости и т.п.). Кроме того, в силуп. 1 ст. 56ГК юридическое лицо по общему правилу отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только имуществом, принадлежащим ему на вещном праве.

1.3. Небесспорным является вопрос о законодательных классификациях юридических лиц. Так, подвергается критике деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, ибо последние также вправе в определенном объеме вести предпринимательскую деятельность. В связи с этим выдвигаются требования об уточнении критериев такого деления.

Необходимость различия юридических лиц в зависимости от отношения их учредителей к имуществу юридического лица (п. п. 2и3 ст. 48ГК) вызвана необходимостью указать на отсутствие "долевой" ("коллективной") или какой бы то ни было иной "собственности" учредителей (участников) юридических лиц на их имущество. В противном случае (к сожалению, до сих пор иногда закрепляемом законодательно <1>) исчезает имущественная обособленность юридического лица как самостоятельного собственника своего имущества, а в конечном счете теряет смысл и сама эта юридическая конструкция. Но, с другой стороны, это деление юридических лиц не отличается необходимой для закона точностью, ибо, например, участники хозяйственных обществ, товариществ и кооперативов имеют в отношении указанных юридических лиц не только обязательственные, но и прежде всего корпоративные права.

--------------------------------

<1> Так, в соответствии со ст. 80Бюджетного кодекса (в ред. Федеральногозаконаот 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам влечет возникновение "права государственной и муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц", т.е. образование общей долевой собственности на их имущество (уставный капитал), субъектами которой в соответствии с данной нормойЗаконастановятся публично-правовые образования и либо само юридическое лицо, либо его участники. При этом, разумеется, остается без внимания необходимость несения такими "сособственниками" полной (долевой) ответственности по долгам соответствующего юридического лица.

1.4. Некоторые вопросы вызывает статус органов юридического лица. В частности, если они являются частью юридического лица, а не самостоятельными субъектами гражданского права, то каким образом они могут нести имущественную ответственность перед юридическим лицом за свои действия (п. 3 ст. 53ГК РФ)? Вместе с тем представляется необходимым усиление имущественной ответственности органов юридических лиц за действия, нарушающие интересы последних.

1.5. В некоторых уточнениях нуждаются правила о наименовании юридического лица (ст. 54ГК РФ). Так, на практике возникают вопросы об использовании в наименованиях юридических лиц наименований публично-правовых образований (субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), ибо пока они решены лишь в отношении использования наименования "Российская Федерация".