3. Производственные кооперативы
В России основой производственных кооперативов стала такая форма организации совместного труда, как артель, которая была известна едва ли не ранее, чем в Европе. Она требовала обязательного личного трудового участия в совместной хозяйственной деятельности и строилась на управлении общими делами по принципу "один участник - один голос" независимо от размера и характера трудового и (или) иного имущественного вклада. При этом личная имущественная ответственность участников корпорации по общим обязательствам исключалась или существенно ограничивалась (обычно размером пая или взноса). На таких принципах основывалась организация деятельности сельскохозяйственных и рыболовецких артелей (колхозов), артелей старателей и др.
Принятый в 1988 г. (и частично действующий в настоящее время) Закон"О кооперации в СССР" допустил "коллективное членство" юридических лиц в производственных кооперативах (для осуществления которого требовалось заключение договора юридического лица с кооперативом), а в 1990 г. предусмотрел ограниченную субсидиарную ответственность членов таких кооперативов по общим долгам. ВпоследствииГКРФ 1994 г. и основанные на нем законы о производственных кооперативах и о сельскохозяйственной кооперации также предусмотрели возможности включения в число их участников юридических лиц и установления ограниченной субсидиарной ответственности их членов по долгам производственного кооператива.
Появившиеся гораздо позднее артелей потребительские кооперативы граждан нередко также осуществляли определенную производственную деятельность (главным образом по заготовке и переработке разного рода сельхозпродукции), оказывая соответствующие услуги исключительно или преимущественно своим участникам (членам). Однако последние не всегда были обязаны непосредственно участвовать в хозяйственной деятельности таких потребительских обществ. В советское время эти кооперативы были превращены в мощную централизованную систему снабжения продовольственными и потребительскими товарами и услугами не только сельского, но в определенной мере и городского населения, причем в принципе независимо от членства граждан-потребителей в ее низовых звеньях. При этом члены потребкооперации, даже не участвующие непосредственно в ее деятельности, формально сохраняли некоторые преимущества в снабжении.
В результате потребительская кооперация в нашей стране из формы производственной кооперации фактически превратилась в особую разновидность объединений капиталов, отличающуюся строго централизованной, иерархической системой управления и невозможностью формальной концентрации у одного участника хотя бы нескольких долей (паев) участия в ее низовом звене (потребительском обществе). Потребительскими кооперативами даже формально теперь являются только низовые звенья потребкооперации - потребительские общества, тогда как остальные звенья этой системы - территориальные союзы потребкооперации и Центросоюз - фактически являются разновидностями таких некоммерческих корпораций, как союзы (ассоциации) <1>.
--------------------------------
<1> См.: ст. ст. 1и5Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1788).
Вместе с тем кооперативы в настоящее время занимают весьма скромную нишу, в том числе и в традиционных для них сферах мелкооптовой и розничной торговли и бытового обслуживания населения, сохраняя небольшое значение в основном лишь в сфере сельскохозяйственного производства. Их общее количество едва превышает 20 тыс. на фоне нескольких миллионов зарегистрированных хозяйственных обществ. Во второй половине 80-х годов прошлого века с принятием союзного Законао кооперации именно производственные кооперативы получили мощное развитие, будучи по существу единственной легальной формой предпринимательства и имея серьезную государственную поддержку в виде освобождения от уплаты налогов. Однако с разрешением деятельности хозяйственных обществ в начале 90-х годов кооперативная форма организации предпринимательства перестала привлекать современный мелкий и средний бизнес, предпочитающий хозяйственные общества с ограниченной ответственностью.
Действительно, как организационно-правовая форма кооператив значительно уступает максимально либерализованной в российском праве конструкции общества с ограниченной ответственностью (допускающей создание компаний одного лица с символическим, а по существу отсутствующим минимальным уставным капиталом и т.д.). Производственные кооперативы лишены какой-либо государственной поддержки, в том числе обычных для зарубежных правопорядков налоговых льгот, и фактически не могут служить "формой самопомощи" для малообеспеченных слоев населения. Наконец, такая форма корпорации неизвестна современному англо-американскому корпоративному праву, а следовательно, находится вне сферы интересов отечественных реформаторов. Вместе с тем представляется, что в сфере сельскохозяйственного и мелкого ремесленного производства, а также бытового обслуживания населения эта корпоративная форма отнюдь не исчерпала своего потенциала и не лишена известных перспектив. При этом ее юридический статус достаточно хорошо отработан и не нуждается в каких-либо существенных изменениях (если не считать необходимости унификации действующих законодательных актов о производственных кооперативах, предложенной в Концепцииразвития гражданского законодательства <1>).
--------------------------------
<1> См.: Концепцияразвития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 64 - 65.
- Сравнительное корпоративное право е.А. Суханов
- Глава 1. Понятие корпорации и корпоративного права
- § 1. Сущность юридического лица
- 1. Юридическое лицо как "корпоративный щит"
- 2. Юридическое лицо как персонифицированное имущество
- 3. Юридическое лицо (корпорация) в американском праве
- § 2. Понятие корпорации
- 1. Корпоративные и унитарные юридические лица
- 2. Корпорации и юридические общности
- 3. Корпорации в российском праве
- § 3. Понятие и предмет корпоративного права
- 1. Предмет и юридическая природа корпоративного права
- 2. Корпоративные и договорные отношения
- § 4. Основные источники корпоративного права
- 1. Законодательство о корпорациях в континентальных
- 2. Англо-американское законодательство о корпорациях
- 3. Российское законодательство о корпорациях
- Глава 2. Виды корпораций
- § 1. Коммерческие корпорации в европейском
- 1. Хозяйственные (торговые) товарищества
- 2. Общества с ограниченной ответственностью
- 3. Акционерные общества
- 4. Производственные кооперативы
- 5. Коммерческие корпорации по праву Евросоюза
- § 2. Новые разновидности коммерческих корпораций
- 1. Корпорации на основе коммандиты
- 2. "Предпринимательское общество" в Германии
- 3. "Инвестиционное общество" в Швейцарии
- 4. "Упрощенное акционерное общество" во Франции
- § 3. Корпорации и партнерства в англо-американском праве
- 1. Публичные и частные корпорации
- 2. Партнерства
- 3. Иные виды корпораций в англо-американском праве
- § 4. Коммерческие корпорации в российском праве
- 1. Общества с ограниченной ответственностью
- 2. Акционерные общества
- 3. Производственные кооперативы
- 4. Хозяйственные партнерства
- 5. Крестьянские (фермерские) хозяйства
- § 5. Некоммерческие корпорации
- 1. Некоммерческие корпорации
- 2. Некоммерческие корпорации в российском праве
- Глава 3. Уставный (твердый) капитал корпорации и ответственность перед кредиторами
- § 1. Понятие и значение уставного капитала корпорации
- 1. Понятие уставного капитала корпорации
- 2. Функции уставного капитала корпорации
- 3. Минимальный уставный капитал
- § 2. Ограничения "распределения имущества" корпораций
- 1. Защита кредиторов корпораций в американском праве
- 2. "Последующий контроль" за имущественным состоянием
- § 3. Уставный капитал компаний в праве Евросоюза
- 1. Вторая директива ес и предложения об отказе
- 2. Предложения о модернизации "системы твердого капитала"
- § 4. Проблема уставного капитала хозяйственных обществ
- 1. Уставный капитал хозяйственных обществ
- 2. Предложения об отмене минимального уставного капитала
- § 5. Личная ответственность участников корпорации
- 1. Случаи "проникающей ответственности"
- 2. Обоснование и условия "проникающей ответственности"
- 3. "Прокалывание корпоративной маски" в американском
- 4. "Проникающая ответственность" в российском
- Глава 4. Правовые формы управления корпорацией
- § 1. Основные правовые модели управления корпорацией
- 1. Основные положения об управлении
- 2. Системы управления корпорациями в зарубежном праве
- 3. Проблемы корпоративного управления в российском праве
- § 2. Корпоративные соглашения
- 1. Понятие и значение корпоративного соглашения
- 2. Корпоративные соглашения в зарубежном праве
- 3. Корпоративные соглашения в российском гражданском праве
- 4. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством
- § 3. Концерны и холдинги
- 1. Понятие и виды концернов в европейском
- 2. Понятие холдинга в зарубежном праве
- 3. Приобретение контроля над корпорацией
- 4. Материнские и дочерние хозяйственные общества
- Глава 5. Корпорации как юридические лица публичного права
- § 1. Гражданско-правовой статус юридических лиц
- 1. Понятие и сущность юридического лица публичного права
- 2. Виды юридических лиц публичного права
- § 2. Гражданско-правовой статус объединений
- 1. Особенности гражданско-правового статуса государства
- 2. Государственные корпорации (публично-правовые компании)
- 3. Иные объединения государственных юридических лиц
- Указ президента российской федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 о совершенствовании гражданского кодекса
- Концепция развития законодательства о юридических лицах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 2. Общие положения гражданского кодекса о юридических лицах
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства и предложения по его совершенствованию.
- Подраздел 3. Регистрация юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 4. Законодательство о реорганизации юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 5. Законодательство о ликвидации юридических лиц
- 1. Действующее законодательство и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию законодательства.
- Раздел II. Законодательство об отдельных видах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об уставном капитале
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства
- § 3. Законодательство о соглашениях между участниками
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 7. Законодательство об отдельных видах коммерческих организаций
- § 1. Законодательство о кооперативах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об унитарных предприятиях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 8. Законодательство о некоммерческих организациях
- § 1. Законодательство о видах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об учреждениях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 3. Законодательство об объединениях лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 4. Законодательство о государственных корпорациях
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершению действующего законодательства.
- § 5. Юридические лица, созданные
- 1. Состояние действующего законодательства и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Концепция развития гражданского законодательства российской федерации
- III. Законодательство о юридических лицах
- 1. Общие положенияГКо юридических лицах
- 2. Регистрация юридических лиц
- 3. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
- 4. Законодательство о хозяйственных обществах
- 4.1. Статус и виды хозяйственных обществ.
- 4.2. Уставный капитал хозяйственных обществ.
- 5. Законодательство о кооперативах
- 6. Законодательство об унитарных предприятиях
- 7. Законодательство о некоммерческих организациях
- 7.1. Виды некоммерческих организаций.
- 7.2. Учреждения.
- 7.3. Государственные корпорации.
- Российская федерация
- 1. Общие положения о некоммерческих
- 2. Потребительский кооператив
- 3. Общественные организации
- 4. Ассоциации и союзы
- 1. Фонды
- 2. Учреждения
- 3. Религиозные организации