1. Особенности гражданско-правового статуса государства
и его юридических лиц
Следует напомнить, что советская доктрина гражданского права, обосновывая правовое оформление планово-централизованной, огосударствленной экономики, тем не менее отказалась от использования категории юридических лиц публичного права. Она исходила из того, что советское государство в целом является особым, самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Его нельзя считать юридическим лицом, поскольку его участие в гражданских правоотношениях - весьма редкое явление, "ибо в огромном большинстве случаев субъектами прав и обязанностей в имущественных отношениях являются госорганы - госбюджетные учреждения и хозрасчетные предприятия", тогда как "буржуазное государство как казна или фиск действует как субъект частного права, хотя и пользуется процессуальными, налоговыми и т.п. привилегиями", т.е. является юридическим лицом <1>.
--------------------------------
<1> Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 238 - 242.
В советском гражданском праве государственные предприятия и учреждения хотя и получили в конце концов (но далеко не сразу!) статус юридических лиц, но не стали и не могли стать собственниками своего имущества, а приобрели на него некое "ограниченное вещное право". В силу этого их кредиторы не могли обратить взыскание на основные средства предприятий и на имущество учреждений (кроме денежных средств), причем по их обязательствам государство не несло субсидиарной или какой-либо иной ответственности (таковая появилась лишь в 90-е годы прошлого века и только в отношении обязательств госучреждений, тогда как госпредприятия стало возможным подвергать процедуре банкротства).
Хотя государственные предприятия в то время создавались государством на основе властных актов его органов и теоретически должны были преследовать в своей деятельности не столько коммерческие, сколько различные общественно полезные ("идеальные") цели (удовлетворение разнообразных потребностей государства и общества), их и по существу невозможно было считать юридическими лицами публичного права: государство ни при каких условиях не отвечало по долгам своих предприятий, а эти последние не только не обладали какими-либо властными функциями, но и создавались для постоянного участия в имущественном обороте, в котором они во всех отношениях господствовали, будучи наиболее распространенными видами юридических лиц (не говоря уже об отрицании самого деления советского права на публичное и частное).
В настоящее время российское государство как целое не только активно участвует в имущественных отношениях, будучи, в частности, прямым участником многих хозяйственных обществ, но и по-прежнему является учредителем и собственником имущества десятков тысяч унитарных юридических лиц - предприятий и различных учреждений (казенных, бюджетных, автономных, учреждений государственных академий наук). При этом оно в основном устранило свою субсидиарную ответственность по долгам учреждений (кроме казенных) и резко ограничило возможности унитарных предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом, одновременно допустив неограниченную по сути возможность оспаривания их сделок не участвовавшими в их заключении учредителями, т.е. различными публично-правовыми образованиями (п. 2 ст. 120ГК РФ в редакции Федеральногозаконаот 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ;ст. 18ип. п. 3и4 ст. 20Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") <1>; его субсидиарная ответственность сохранена только в отношении казенных предприятий и казенных учреждений.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291; 2002. N 48. Ст. 4746.
В проектеКонцепцииразвития законодательства о юридических лицах отмечалось также "отсутствие ясности в отношении того, каковы правовые последствия выступления в гражданском обороте государства через его органы, которые одновременно являются юридическими лицами" (в большинстве случаев - учреждениями) <1>. В связи с этим было предложено считать такие юридические лица сторонами только "сделок, направленных на обеспечение внутрихозяйственной деятельности (закупка канцелярских принадлежностей, оплата коммунальных расходов, оплата ремонтных работ и т.п.). Во всех остальных случаях следует исходить из того, что сделки соответствующего ведомства должны рассматриваться как действия органа публичной власти, т.е. самого соответствующего публично-правового образования"; с этой точки зрения "следует исходить из того, что юридические лица публичного права суть органы публичной власти, предназначенные осуществлять властные функции. Такие организации не должны участвовать в гражданских правоотношениях от своего имени и в своих интересах" и в перспективе "не должны признаваться юридическими лицами частного права" <2>.
--------------------------------
<1> Вестник гражданского права. 2009. N 2. С. 70.
<2> Там же. С. 71 - 72.
Примечательно, что и вПрограммеПравительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. <1> было справедливо указано на то, что "в гражданском обороте должна быть полная ясность, кто действует от имени публично-правового образования, а кто - от собственного имени. Участникам гражданского оборота для защиты своих интересов необходимо понимание, как и за счет чего будет обеспечиваться ответственность по обязательствам, принятым публично-правовыми образованиями, их органами или созданными ими юридическими лицами. Это является важнейшей предпосылкой повышения доверия к публично-правовым образованиям не только как к субъектам экономической деятельности, но и как к субъектам государственной (муниципальной) политики". Следовательно, для отечественного правопорядка вопрос состоит в том, приведет ли использование новой для нашего права категории юридических лиц публичного права к установлению четкого гражданско-правового статуса как самих публично-правовых образований, так и созданных ими имущественно обособленных организаций или явится очередной сменой вывесок, ничего не меняющей по существу.
--------------------------------
<1> Утверждена распоряжениемПравительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р (СЗ РФ. 2010. N 28. Ст. 3720).
В указанной правительственнойПрограммепредлагалось наделить статусом юридического лица государство и другие публично-правовые образования, одновременно лишив этого статуса созданные ими органы управления и другие казенные учреждения, которые должны выступать в гражданских правоотношениях только от имени соответствующего публично-правового образования. В этой части положения названныхКонцепциииПрограммыпо существу в значительной мере совпадали.
Однако далее указанная правительственная Программапредлагала превратить государственные и муниципальные юридические лица в обычных субъектов гражданского права - полноценных частных собственников с самостоятельной имущественной ответственностью по долгам вплоть до банкротства (что фактически означало бы их приватизацию). В частности, бюджетные и автономные учреждения подлежали наделению собственным имуществом и правом иметь собственные доходы (с сохранением за ними возможности получения бюджетных субсидий, а не обычного бюджетного финансирования) при полном упразднении права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Это привело бы не только к значительной коммерциализации деятельности государственных и муниципальных учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения и т.д., но и к их конечной приватизации путем превращения в обычных частных собственников своего имущества, что вряд ли соответствует основным целям их деятельности и конституционным задачам создавшего их государства (ср., например,ч. ч. 2и3 ст. 43Конституции РФ).
В любом случае ясно, что восстановление в отечественном праве категории юридического лица публичного права само по себе не создает четкого гражданско-правового статуса публично-правовых образований и созданных ими юридических лиц - несобственников. Поэтому появившиеся в последние годы как в научной литературе, так и в законотворческой практике предложения о введении в российское законодательство категории юридических лиц публичного права в качестве нового, самостоятельного вида или типа юридических лиц <1> не могут быть поддержаны.
--------------------------------
<1> См. особенно: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007; Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Терещенко Л.К. Юридические лица публичного права в доктрине и практике России и зарубежных стран / Под ред. В.П. Мозолина, А.В. Турбанова. М., 2011.
- Сравнительное корпоративное право е.А. Суханов
- Глава 1. Понятие корпорации и корпоративного права
- § 1. Сущность юридического лица
- 1. Юридическое лицо как "корпоративный щит"
- 2. Юридическое лицо как персонифицированное имущество
- 3. Юридическое лицо (корпорация) в американском праве
- § 2. Понятие корпорации
- 1. Корпоративные и унитарные юридические лица
- 2. Корпорации и юридические общности
- 3. Корпорации в российском праве
- § 3. Понятие и предмет корпоративного права
- 1. Предмет и юридическая природа корпоративного права
- 2. Корпоративные и договорные отношения
- § 4. Основные источники корпоративного права
- 1. Законодательство о корпорациях в континентальных
- 2. Англо-американское законодательство о корпорациях
- 3. Российское законодательство о корпорациях
- Глава 2. Виды корпораций
- § 1. Коммерческие корпорации в европейском
- 1. Хозяйственные (торговые) товарищества
- 2. Общества с ограниченной ответственностью
- 3. Акционерные общества
- 4. Производственные кооперативы
- 5. Коммерческие корпорации по праву Евросоюза
- § 2. Новые разновидности коммерческих корпораций
- 1. Корпорации на основе коммандиты
- 2. "Предпринимательское общество" в Германии
- 3. "Инвестиционное общество" в Швейцарии
- 4. "Упрощенное акционерное общество" во Франции
- § 3. Корпорации и партнерства в англо-американском праве
- 1. Публичные и частные корпорации
- 2. Партнерства
- 3. Иные виды корпораций в англо-американском праве
- § 4. Коммерческие корпорации в российском праве
- 1. Общества с ограниченной ответственностью
- 2. Акционерные общества
- 3. Производственные кооперативы
- 4. Хозяйственные партнерства
- 5. Крестьянские (фермерские) хозяйства
- § 5. Некоммерческие корпорации
- 1. Некоммерческие корпорации
- 2. Некоммерческие корпорации в российском праве
- Глава 3. Уставный (твердый) капитал корпорации и ответственность перед кредиторами
- § 1. Понятие и значение уставного капитала корпорации
- 1. Понятие уставного капитала корпорации
- 2. Функции уставного капитала корпорации
- 3. Минимальный уставный капитал
- § 2. Ограничения "распределения имущества" корпораций
- 1. Защита кредиторов корпораций в американском праве
- 2. "Последующий контроль" за имущественным состоянием
- § 3. Уставный капитал компаний в праве Евросоюза
- 1. Вторая директива ес и предложения об отказе
- 2. Предложения о модернизации "системы твердого капитала"
- § 4. Проблема уставного капитала хозяйственных обществ
- 1. Уставный капитал хозяйственных обществ
- 2. Предложения об отмене минимального уставного капитала
- § 5. Личная ответственность участников корпорации
- 1. Случаи "проникающей ответственности"
- 2. Обоснование и условия "проникающей ответственности"
- 3. "Прокалывание корпоративной маски" в американском
- 4. "Проникающая ответственность" в российском
- Глава 4. Правовые формы управления корпорацией
- § 1. Основные правовые модели управления корпорацией
- 1. Основные положения об управлении
- 2. Системы управления корпорациями в зарубежном праве
- 3. Проблемы корпоративного управления в российском праве
- § 2. Корпоративные соглашения
- 1. Понятие и значение корпоративного соглашения
- 2. Корпоративные соглашения в зарубежном праве
- 3. Корпоративные соглашения в российском гражданском праве
- 4. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством
- § 3. Концерны и холдинги
- 1. Понятие и виды концернов в европейском
- 2. Понятие холдинга в зарубежном праве
- 3. Приобретение контроля над корпорацией
- 4. Материнские и дочерние хозяйственные общества
- Глава 5. Корпорации как юридические лица публичного права
- § 1. Гражданско-правовой статус юридических лиц
- 1. Понятие и сущность юридического лица публичного права
- 2. Виды юридических лиц публичного права
- § 2. Гражданско-правовой статус объединений
- 1. Особенности гражданско-правового статуса государства
- 2. Государственные корпорации (публично-правовые компании)
- 3. Иные объединения государственных юридических лиц
- Указ президента российской федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 о совершенствовании гражданского кодекса
- Концепция развития законодательства о юридических лицах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 2. Общие положения гражданского кодекса о юридических лицах
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства и предложения по его совершенствованию.
- Подраздел 3. Регистрация юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 4. Законодательство о реорганизации юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 5. Законодательство о ликвидации юридических лиц
- 1. Действующее законодательство и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию законодательства.
- Раздел II. Законодательство об отдельных видах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об уставном капитале
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства
- § 3. Законодательство о соглашениях между участниками
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 7. Законодательство об отдельных видах коммерческих организаций
- § 1. Законодательство о кооперативах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об унитарных предприятиях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 8. Законодательство о некоммерческих организациях
- § 1. Законодательство о видах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об учреждениях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 3. Законодательство об объединениях лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 4. Законодательство о государственных корпорациях
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершению действующего законодательства.
- § 5. Юридические лица, созданные
- 1. Состояние действующего законодательства и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Концепция развития гражданского законодательства российской федерации
- III. Законодательство о юридических лицах
- 1. Общие положенияГКо юридических лицах
- 2. Регистрация юридических лиц
- 3. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
- 4. Законодательство о хозяйственных обществах
- 4.1. Статус и виды хозяйственных обществ.
- 4.2. Уставный капитал хозяйственных обществ.
- 5. Законодательство о кооперативах
- 6. Законодательство об унитарных предприятиях
- 7. Законодательство о некоммерческих организациях
- 7.1. Виды некоммерческих организаций.
- 7.2. Учреждения.
- 7.3. Государственные корпорации.
- Российская федерация
- 1. Общие положения о некоммерческих
- 2. Потребительский кооператив
- 3. Общественные организации
- 4. Ассоциации и союзы
- 1. Фонды
- 2. Учреждения
- 3. Религиозные организации