2. Некоммерческие корпорации в российском праве
Формирующаяся российская доктрина корпоративного права обычно уделяет первостепенное внимание корпоративным отношениям, складывающимся внутри хозяйственных обществ, в меньшей мере уделяя его товариществам и кооперативам, и практически почти не занимается статусом некоммерческих корпораций (а нередко даже прямо или косвенно отрицает корпоративную природу различных общественных объединений и ассоциаций (союзов) граждан или юридических лиц). В этом сказывается несомненное влияние отчасти американского корпоративного права, а отчасти сомкнувшейся с ним в этом вопросе отечественной концепции предпринимательского права. Оба этих подхода концентрируются на предпринимательской деятельности корпораций, необоснованно оставляя в стороне давно известные объединения граждан (а впоследствии и юридических лиц), преследующие не материальные, а различные идеальные цели.
Прежде всего необходимо иметь в виду, что в число некоммерческих корпораций входят потребительские кооперативы, корпоративная природа которых не вызывает сомнений. В отличие от производственных кооперативов у нас и сейчас развиваются классические потребительские кооперативы граждан - жилищные (и жилищно-строительные), дачные, гаражные, кредитные, страховые и др. На их участников российский закон теперь возлагает обязанность покрывать с помощью дополнительных взносов образовавшиеся в деятельности кооперативов убытки (что в значительной мере равнозначно установлению их субсидиарной ответственности по общим долгам). Кроме того, Жилищныйкодекс2004 г. допустил возможность участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах юридических лиц, апроектизменений в ГК РФ предполагает распространить ее также на сельскохозяйственные потребительские кооперативы и общества взаимного страхования(абз. 2 п. 1 ст. 116.2).
Следует также учитывать, что к числу потребительских кооперативов относятся, например, такие во всех отношениях перспективные корпорации финансовой сферы, как общества взаимного страхования и общества взаимного кредита (которые действующим законодательством необоснованно рассматриваются в качестве самостоятельных видов юридических лиц). К сожалению, действующие в этой области законодательные акты разрозненны, несогласованны и противоречивы по содержанию, а их количество чрезмерно. Законодательство о потребительских кооперативах явно нуждается в унификации, которая позволит устранить указанные недостатки.
Что касается других видов некоммерческих корпораций, то необходимо подчеркнуть, что в таких организациях также складываются корпоративные (членские) правоотношения на базе известного объединения их участниками определенного имущества (как минимум вступительных и членских взносов) для достижения общей цели. Они не обязательно ведут к формированию паевых отношений, т.е. к появлению у участников объединения долей, паев и аналогичных им прав на общее имущество корпорации (которые затем по общему правилу можно передать другим лицам, реализовать при выходе из корпорации путем получения определенного имущества и т.д.), поскольку они не преследуют материальную цель увеличения общего имущества и соответственно стоимости своих долей в нем.
Однако участие в некоммерческих корпорациях во всяком случае предполагает возникновение отношений членства, в том числе участия в управлении их имуществом для достижения совместных целей (например, в виде права на управление делами корпорации, включающего право ее участников определять на общем собрании принципы образования и использования ее имущества, утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы корпорации, получать информацию о ее имущественной деятельности и обжаловать решения ее органов, влекущие гражданско-правовые последствия, оспаривать совершенные корпорацией сделки и требовать возмещения причиненных ей убытков и т.д.) (ср. п. 2 ст. 65.1,п. 1 ст. 65.2ип. 2 ст. 65.3проекта новой редакции ГК РФ). Вместе с тем участники корпорации обязаны участвовать в образовании ее имущества (п. 3 ст. 65.2проекта). Все это говорит о том, что и в некоммерческих корпорациях неизбежно возникают имущественные корпоративные отношения, правовой режим которых принципиально сходен с режимом аналогичных отношений, возникающих в рамках коммерческих корпораций (не говоря уже о прямо закрепленной законом возможности участия некоммерческих корпораций в предпринимательской деятельности).
Вместе с тем количество разновидностей (организационно-правовых форм) некоммерческих корпораций в современном российском праве достигает 30 и является явно избыточным. Как отмечено вКонцепцииразвития гражданского законодательства РФ, их обособление "нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков, характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности" <1>. Так, объединения работодателей, торгово-промышленные, адвокатские и нотариальные палаты в действительности являются не самостоятельными видами юридических лиц (как формально следует из посвященных им отдельных федеральных законов), а лишь разновидностями объединений (ассоциаций, или союзов), политические партии и профессиональные союзы - разновидностями общественных организаций (объединений), а все они вместе с позиций гражданского права вполне укладываются в одну давно и хорошо известную организационно-правовую форму объединения, или союза (Verein,илиVerband, association).Общества взаимного страхования (как и общества взаимного кредита, в советское время именовавшиеся кассами взаимопомощи), а также общины коренных малочисленных народов не имеют принципиальных отличий от потребительских кооперативов и фактически являются их разновидностями.
--------------------------------
<1> Концепцияразвития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 67.
Таким образом, гражданско-правовая унификация отдельных видов коммерческих корпораций в российском гражданском праве давно назрела. Ее предполагалось осуществить в порядке реализации положений Концепцииразвития гражданского законодательства РФ в разработанной на ее основе новой редакцииГКРФ. К сожалению, сделать это в полной мере не удалось; напротив, в ходе законопроектных работ число таких корпораций вновь увеличилось.
Во-первых, появилась идея объединения товариществ собственников жилья (в которых отсутствуют свойственные кооперативам паевые отношения), садоводческих, садово-огороднических и дачных объединений граждан (в которых паевые отношения прекратились с момента приватизации их членами земельных участков и находящихся на них строений и преобразования садоводческих и дачных товариществ - кооперативов в объединения по совместному использованию оставшегося общим имущества) и тому подобных организаций в новый вид юридического лица (некоммерческой корпорации) -товарищество собственников недвижимости.
Целесообразность этой идеи объясняется судьбой ряда потребительских кооперативов (жилищных и жилищно-строительных, гаражных, дачных, садоводческих и т.п.) после появления правилап. 4 ст. 218ГК РФ (а ранее -п. 2 ст. 7Закона о собственности в СССР и аналогичного емуп. 2 ст. 13Закона о собственности в РСФСР), закрепившего возникновение права собственности отдельных граждан на соответствующие части кооперативного имущества (жилые квартиры, гаражи, дачи) по мере выплаты паевых взносов, а позднее - и возможности бесплатной приватизации садовых и дачных земельных участков. Реализация этих правил привела к юридическому исчезновению объектов собственности соответствующих потребительских кооперативов и необходимости их реорганизации (преобразования) в объединения (товарищества) граждан по совместной эксплуатации оставшегося общим имущества (по типу товариществ собственников жилья, создаваемых для совместной эксплуатации общего имущества жилого дома). При этом имущественные права на такие объекты не имеют самостоятельного характера, оформленного долей (паем и т.п.), а неразрывно связаны с правом собственности на соответствующий объект недвижимости (квартиру, садовый дом, земельный участок и т.д.).
Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 2Закона о некоммерческих организациях в качестве самостоятельных видов юридических лиц (некоммерческих корпораций) взаконопроекто новой редакции ГК РФ были включены положения о казачьих обществах и общинах коренных малочисленных народов РФ <1>. Признание их особыми видами юридических лиц в свое время было вызвано чисто субъективными причинами и не имело под собой никаких разумных юридических или экономических оснований. Очевидно, что казачьи общества, как и другие подобного рода объединения, в действительности являются типичной разновидностью общественных объединений граждан, а общины коренных малочисленных народов, как вытекает из действующего законодательства <2> и уже отмечалось выше, представляют собой разновидность потребительского кооператива (с присущими ему паевыми отношениями).
--------------------------------
<1> В названный Федеральный закон в 2007 г. была включена специальная ст. 6.1, посвященная статусу общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (Федеральныйзаконот 1 декабря 2007 г. N 300-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6061), а в 2009 г. -ст. 6.2, посвященная статусу казачьих обществ (Федеральныйзаконот 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2762).
<2> См.: Федеральный законот 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.
Предложения признать их разновидностями названных типов юридических лиц натолкнулись на активное противодействие высших органов публичной власти. Однако принятый в первом чтении проектновой редакции ГК РФ вп. 3 ст. 50оба этих вида некоммерческих корпораций отнес к общественным организациям. Названныйпроектисходил из деления некоммерческих корпораций на три вида: 1) потребительские кооперативы (включая товарищества собственников жилья и садово-огороднические объединения граждан); 2) общественные организации, основанные на членстве граждан (включая казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ); 3) ассоциации и союзы, допускающие одновременное членство граждан и (или) юридических лиц (п. 3 ст. 50,абз. 2 п. 1 ст. 116).
Более того, он обособил специальный подраздел, содержащий общие положения обо всех некоммерческих корпоративных организациях (ст. ст. 116и116.1). В них не только устанавливался целевой характер правоспособности этих видов юридических лиц, но и подчеркивалось нераспространение нормГКРФ об их гражданско-правовом статусе на отношения по осуществлению ими своей основной (уставной) деятельности(п. 3 ст. 116). Иначе говоря, было вновь прямо указано, что статус юридического лица отражает только гражданско-правовой (имущественный) аспект деятельности таких некоммерческих корпораций, основное содержание которой не относится к предмету гражданско-правового регулирования.
Статус ассоциаций и союзов как особого типа некоммерческих корпораций получил окончательное законодательное закрепление в новой редакциист. 121ГК РФ, предусмотренной Федеральнымзакономот 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ <1>. Согласноабз. 3 п. 1данной нормы в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) создаются, в частности, "объединения юридических лиц и (или) граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов" (например, торгово-промышленные палаты, объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий, объединения саморегулируемых организаций). Вместе с тем в такой организационно-правовой форме не могут создаваться профессиональные союзы работников, политические партии и общественные организации, допускающие исключительно индивидуальное членство граждан, а также создаваемые гражданами разнообразные общества по интересам, или клубы (спортивные, литературно-художественные, филателистические и т.д.), поскольку все они должны относиться к общественным организациям граждан.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2013. N 7. Ст. 609.
Важную особенность гражданско-правового статуса ассоциаций (союзов) составляет возможность установления законом или уставом субсидиарной ответственности их членов по долгам такой некоммерческой корпорации (абз. 2 п. 4 ст. 121ГК РФ в редакции Федеральногозаконаот 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ). При этом вступление в ассоциацию (союз) нового члена также может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по ранее возникшим обязательствам ассоциации (союза) (п. 4 ст. 123ГК РФ). При выходе или исключении из ассоциации (союза) ее бывший участник несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода (подп. 6 п. 1и3 ст. 123ГК РФ).
Сравнение гражданско-правового статуса ассоциаций (союзов) и общественных организаций граждан приводит к выводу о том, что оба этих вида некоммерческих корпораций фактически являются разновидностью все того же единого типа - объединения (союза, или Verband, association). Европейский путь правового развития показывает целесообразность унификации статуса всех некоммерческих корпораций в две организационно-правовые формы - потребительский кооператив и объединение (союз). Он остается вполне приемлемой перспективой и для действующего в данной сфере отечественного корпоративного законодательства.
- Сравнительное корпоративное право е.А. Суханов
- Глава 1. Понятие корпорации и корпоративного права
- § 1. Сущность юридического лица
- 1. Юридическое лицо как "корпоративный щит"
- 2. Юридическое лицо как персонифицированное имущество
- 3. Юридическое лицо (корпорация) в американском праве
- § 2. Понятие корпорации
- 1. Корпоративные и унитарные юридические лица
- 2. Корпорации и юридические общности
- 3. Корпорации в российском праве
- § 3. Понятие и предмет корпоративного права
- 1. Предмет и юридическая природа корпоративного права
- 2. Корпоративные и договорные отношения
- § 4. Основные источники корпоративного права
- 1. Законодательство о корпорациях в континентальных
- 2. Англо-американское законодательство о корпорациях
- 3. Российское законодательство о корпорациях
- Глава 2. Виды корпораций
- § 1. Коммерческие корпорации в европейском
- 1. Хозяйственные (торговые) товарищества
- 2. Общества с ограниченной ответственностью
- 3. Акционерные общества
- 4. Производственные кооперативы
- 5. Коммерческие корпорации по праву Евросоюза
- § 2. Новые разновидности коммерческих корпораций
- 1. Корпорации на основе коммандиты
- 2. "Предпринимательское общество" в Германии
- 3. "Инвестиционное общество" в Швейцарии
- 4. "Упрощенное акционерное общество" во Франции
- § 3. Корпорации и партнерства в англо-американском праве
- 1. Публичные и частные корпорации
- 2. Партнерства
- 3. Иные виды корпораций в англо-американском праве
- § 4. Коммерческие корпорации в российском праве
- 1. Общества с ограниченной ответственностью
- 2. Акционерные общества
- 3. Производственные кооперативы
- 4. Хозяйственные партнерства
- 5. Крестьянские (фермерские) хозяйства
- § 5. Некоммерческие корпорации
- 1. Некоммерческие корпорации
- 2. Некоммерческие корпорации в российском праве
- Глава 3. Уставный (твердый) капитал корпорации и ответственность перед кредиторами
- § 1. Понятие и значение уставного капитала корпорации
- 1. Понятие уставного капитала корпорации
- 2. Функции уставного капитала корпорации
- 3. Минимальный уставный капитал
- § 2. Ограничения "распределения имущества" корпораций
- 1. Защита кредиторов корпораций в американском праве
- 2. "Последующий контроль" за имущественным состоянием
- § 3. Уставный капитал компаний в праве Евросоюза
- 1. Вторая директива ес и предложения об отказе
- 2. Предложения о модернизации "системы твердого капитала"
- § 4. Проблема уставного капитала хозяйственных обществ
- 1. Уставный капитал хозяйственных обществ
- 2. Предложения об отмене минимального уставного капитала
- § 5. Личная ответственность участников корпорации
- 1. Случаи "проникающей ответственности"
- 2. Обоснование и условия "проникающей ответственности"
- 3. "Прокалывание корпоративной маски" в американском
- 4. "Проникающая ответственность" в российском
- Глава 4. Правовые формы управления корпорацией
- § 1. Основные правовые модели управления корпорацией
- 1. Основные положения об управлении
- 2. Системы управления корпорациями в зарубежном праве
- 3. Проблемы корпоративного управления в российском праве
- § 2. Корпоративные соглашения
- 1. Понятие и значение корпоративного соглашения
- 2. Корпоративные соглашения в зарубежном праве
- 3. Корпоративные соглашения в российском гражданском праве
- 4. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством
- § 3. Концерны и холдинги
- 1. Понятие и виды концернов в европейском
- 2. Понятие холдинга в зарубежном праве
- 3. Приобретение контроля над корпорацией
- 4. Материнские и дочерние хозяйственные общества
- Глава 5. Корпорации как юридические лица публичного права
- § 1. Гражданско-правовой статус юридических лиц
- 1. Понятие и сущность юридического лица публичного права
- 2. Виды юридических лиц публичного права
- § 2. Гражданско-правовой статус объединений
- 1. Особенности гражданско-правового статуса государства
- 2. Государственные корпорации (публично-правовые компании)
- 3. Иные объединения государственных юридических лиц
- Указ президента российской федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 о совершенствовании гражданского кодекса
- Концепция развития законодательства о юридических лицах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 2. Общие положения гражданского кодекса о юридических лицах
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства и предложения по его совершенствованию.
- Подраздел 3. Регистрация юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 4. Законодательство о реорганизации юридических лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 5. Законодательство о ликвидации юридических лиц
- 1. Действующее законодательство и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию законодательства.
- Раздел II. Законодательство об отдельных видах
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об уставном капитале
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства
- § 3. Законодательство о соглашениях между участниками
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 7. Законодательство об отдельных видах коммерческих организаций
- § 1. Законодательство о кооперативах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об унитарных предприятиях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Подраздел 8. Законодательство о некоммерческих организациях
- § 1. Законодательство о видах
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 2. Законодательство об учреждениях
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 3. Законодательство об объединениях лиц
- 1. Состояние и оценка действующего законодательства.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- § 4. Законодательство о государственных корпорациях
- 1. Состояние действующего законодательства.
- 2. Оценка действующего законодательства.
- 3. Предложения по совершению действующего законодательства.
- § 5. Юридические лица, созданные
- 1. Состояние действующего законодательства и его оценка.
- 2. Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- Концепция развития гражданского законодательства российской федерации
- III. Законодательство о юридических лицах
- 1. Общие положенияГКо юридических лицах
- 2. Регистрация юридических лиц
- 3. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
- 4. Законодательство о хозяйственных обществах
- 4.1. Статус и виды хозяйственных обществ.
- 4.2. Уставный капитал хозяйственных обществ.
- 5. Законодательство о кооперативах
- 6. Законодательство об унитарных предприятиях
- 7. Законодательство о некоммерческих организациях
- 7.1. Виды некоммерческих организаций.
- 7.2. Учреждения.
- 7.3. Государственные корпорации.
- Российская федерация
- 1. Общие положения о некоммерческих
- 2. Потребительский кооператив
- 3. Общественные организации
- 4. Ассоциации и союзы
- 1. Фонды
- 2. Учреждения
- 3. Религиозные организации