logo
SRAVNITEL_NOE_KORPORATIVNOE_PRAVO_Sukhanov

1. Предмет и юридическая природа корпоративного права

Своеобразие корпоративного права, позволяющее обособить его в отдельную сферу частного права, объясняется тем, что в отличие от большинства других подотраслей и институтов частного (гражданского) права "оно не имеет целью в первую очередь защиту и удовлетворение самостоятельных интересов отдельных лиц (индивидуальных интересов), а занимается интересами, общими для нескольких лиц", при этом последние "целенаправленно взаимодействуют на основе частноправового договора", причем такое взаимодействие является длительным и "функционально разделенным", основанным на общих процедурных правилах и принципах <1>. Поэтому корпоративное право в западноевропейских правовых системах со времен О. ф. Гирке принято рассматривать как "право общностей" (Gemeinschaftsrecht), "право частноправового сотрудничества"(privatrechtliches Kooperationsrecht).

--------------------------------

<1> См., например: Hueck G., Windbichler Ch. Gesellschaftsrecht. 20. Aufl. , 2003. S. 1; Kalls S., Nowotny Ch., Schauer M.Gesellschaftsrecht. S. 3.

Двумя основными принципами западноевропейского корпоративного права считаются принцип закрытого (исчерпывающего) перечня (numerus clausus)корпоративных форм, допустимых к использованию участниками имущественных отношений, и принцип защиты интересов кредиторов <1>, но, разумеется, не принцип свободы договоров. Даже свобода выбора формы (вида) корпорации подвергается здесь определенным ограничениям, в том числе в публичных интересах. Например, банковская и страховая деятельность может осуществляться только объединениями капиталов (в предусмотренных законом случаях - также обществами взаимного страхования и сберегательными кассами, признаваемыми, например, в Австрии, самостоятельными разновидностями корпораций), но не объединениями лиц.

--------------------------------

<1> Bydlinski P. des Privatrechts. 5. Aufl. Wien, 2002. S. 294.

Предмет корпоративного права здесь обычно составляют:

- внутренние (членские) отношения участников корпорации друг с другом и с корпорацией в целом;

- внешние частноправовые отношения корпораций, оформляющие их правовое положение по отношению к третьим лицам - представительство и иные случаи выступления от имени корпораций, а также их отношения с корпоративными кредиторами (ответственность вплоть до банкротства);

- взаимоотношения коммерческих корпораций в форме объединений капиталов, являющихся материнскими, дочерними и иными взаимосвязанными предприятиями, составляющими концерны и (или) холдинги.

В отличие от западноевропейских подходов англо-американское корпоративное право включает в свой предмет только отношения предпринимательских корпораций(business corporations),холдингов и их участников. Его предмет составляют прежде всего внутренние взаимоотношения участников коммерческих корпораций (shareholders, обычно рассматриваемых в качестве инвесторов) и корпоративного менеджмента - совета директоров(board of directors)и других руководителей корпорации(corporate officers),а также взаимоотношения участников корпораций друг с другом и с корпорацией в целом. Вместе с тем в него включаются многие внешние отношения корпораций с их клиентами(corporate clients, suppliers),к которым обычно относят основных поставщиков, кредиторов по займам (т.е. банки) и работников по трудовым договорам. К сфере корпоративного права почти всегда относят и взаимоотношения участников холдингов (материнских и дочерних компаний, т.е. право концернов в европейском понимании), и право, регулирующее несостоятельность и банкротство корпораций. Наконец, общепризнанный предмет корпоративного права составляют отношения имущественной ответственности корпораций, их руководителей (директоров) и участников (в случаях снятия корпоративной маски) по долгам перед кредиторами (третьими лицами).

С этой точки зрения можно констатировать значительное совпадение круга отношений, включаемых в предмет континентально-европейского и англо-американского корпоративного права. Вряд ли можно найти серьезные основания для иного определения предмета формирующегося российского корпоративного права. К сожалению, большинство современных отечественных исследователей этой проблематики, отвергая подходы прежнего правопорядка, в силу ряда причин не смогли обратиться к классическим (европейским) подходам к пониманию корпоративного права и либо в той или иной форме воспроизводят американские взгляды (господствующие в отечественной экономической литературе и отчасти - в действующем законодательстве), либо пытаются создавать собственные концепции, основанные главным образом на формально-логических рассуждениях и критике взглядов своих коллег.

Например, сторонники концепции предпринимательского права предлагают считать, что "корпоративное право регулирует создание, деятельность и прекращение корпораций" в их частноправовых и публично-правовых аспектах <1>. Но ведь деятельность корпораций регулируется отнюдь не только корпоративным правом. Корпоративное право прежде всего определяет внутреннюю организацию, управление корпорациями, но вместе с тем регулирует и такие важнейшие аспекты их внешней деятельности, как представительство перед третьими лицами и ответственность перед кредиторами. В предложенном определении заметно и влияние американских подходов, в соответствии с которыми корпоративное право регулирует не столько статус организаций, сколько организацию предпринимательской деятельности в форме корпораций.

--------------------------------

<1> Корпоративное право: Учебный курс / Отв. ред. И.С. Шишкина. М., 2011. С. 25 - 26.

В попытках доказать, что корпорации являются субъектом особых - предпринимательских, а не гражданско-правовых отношений, сторонники данного подхода ограничивают круг корпораций только коммерческими организациями, в имуществе которых их участники имеют долю (пай), т.е. обладают правом на часть имущества юридического лица. Юридические лица, также созданные за счет имущественных взносов их участников (учредителей), но действующие с идеальными целями и потому не предоставляющие своим членам каких-либо субъективных прав на соответствующую часть своего имущества, с этой точки зрения не являются корпорациями и остаются за пределами действия корпоративного права.

Отрицание корпоративной природы некоммерческих организаций, построенных на началах членства, к сожалению, получило значительное распространение в современной отечественной правовой доктрине, которая, подобно англо-американскому праву, сосредоточила свое внимание преимущественно на статусе акционерных и других хозяйственных обществ, почти не уделяя его гражданско-правовому статусу некоммерческих корпораций. Лишь в отдельных современных исследованиях, рассматривающих природу корпоративных отношений, появляются справедливые указания на наличие корпоративных, и притом имущественных, отношений в различных общественных организациях (например, связанных с обязанностью внесения членских взносов в имущество таких юридических лиц) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гутников О.В. Содержание корпоративных отношений// Журнал российского права. 2013. N 1.

Новаторским на первый взгляд выглядит предложение различать "корпоративное право в широком смысле", которым регулируются любые гражданско-правовые "отношения сотрудничества, участия или членства", т.е. любые (гражданско-правовые) объединения лиц, направленные на достижение общей цели, и "корпоративное право в узком (специальном) смысле", основанное на предлагаемом автором различии "корпоративных" ("широких") и "корпорационных" ("узких") отношений <1>. Фактически же речь идет об отождествлении корпоративных отношений с экономическимикооперационнымисвязями, которые лежат в основе многих гражданско-правовых договоров, а также с различными неправосубъектными объединениями лиц, обладающих одним и тем же правом (сособственники, сонаследники, сокредиторы и т.д.). При этом упускается из виду и то обстоятельство, что перечисленные разновидности юридических общностей(Rechtsgemeinschaften)уже давно и глубоко изучены в западноевропейской доктрине, в частности в указанном ранее классическом труде О. ф. Гирке "Германское кооперационное право". Уже более века назад были выявлены основные особенности правового статуса коммерческих и некоммерческих корпораций, принципиально отличающие их от других юридических общностей и составляющие основу корпоративного права.

--------------------------------

<1> Корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики / Под ред. В.А. Белова. М., 2009. С. 21 - 22, 51 - 57 (автор главы - В.А. Белов).

Важно также отметить, что в развитых западноевропейских правопорядках давно общепризнано, что корпоративное право по своей юридической природе является частным правом, составляя его относительно самостоятельную ветвь (подотрасль) в виде специального частного права(Sonderprivatrecht)по отношению к общему частному (гражданскому) праву. Дело в том, что частное право здесь принято подразделять на общее частное (т.е. гражданское) право и специальные подотрасли частного права(Sonderprivatrechte)- торговое право, корпоративное право, авторское и патентное право,трудовое право и др., которые охватывают частноправовую материю, не вошедшую в традиционную пандектную систематику.

Практически это означает, что нормы корпоративного права как положения специального частного права соотносятся с нормами гражданского права (общего частного права) как lex specialisиlex generalis,т.е. корпоративные отношения при отсутствии специальных предписаний регулируются общими положениями гражданского права, поскольку в сущности речь идет лишь об их дополнениях и модификациях. Никакого смешения частноправового и публично-правового регулирования, ведущего к созданию комплексной правовой отрасли, при этом, разумеется, не возникает.

Гражданско-правовая (частноправовая) природа корпоративных отношений едва ли может быть подвергнута серьезным сомнениям и в российской правовой системе (лишь недавно возродившей принципиальное деление права на публичное и частное). Субъектами этих отношений являются исключительно субъекты гражданского права, а сами отношения, складывающиеся между участниками корпораций, а также между ними и корпорациями, безусловно отвечают всем признакам отношений, составляющих предмет гражданского права в соответствии с п. 1 ст. 2ГК РФ (в том числе когда речь идет о некоммерческих корпорациях): юридическое равенство участников, автономия их воли и имущественная самостоятельность. Именно частные собственники создают корпорации за счет объединения имущественных взносов и в дальнейшем участвуют в их деятельности и в управлении ими (в этом же качестве в соответствии сп. 1 ст. 124ГК РФ в корпоративных отношениях участвуют и публично-правовые образования). Можно спорить о признаках и содержании корпоративных отношений, их имущественной или неимущественной природе, но оспаривать их гражданско-правовой характер нет никаких оснований.