logo search
2014_2015 / 1

3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации

При рассмотрении настоящего вопроса основополагающее значение имеет Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ), который в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака - курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака - любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

В силу ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 15-ФЗ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

На основании ст. 10 Федерального закона № 15-ФЗ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 15-ФЗ в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

5) установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

В ст. 21 Федерального закона № 15-ФЗ определено, что государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Особое внимание следует обратить на Федеральный закон от 22 декабря 2008 г.  268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», на основании ст. 1 которого объектом технического регулирования настоящего Федерального закона является табачная продукция, реализуемая на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон устанавливает:

1) требования к табачной продукции;

2) правила идентификации табачной продукции;

3) правила и формы оценки соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ) в рекламе не допускаются демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

На основании ст. 7 Федерального закона № 38-ФЗ не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Требования к рекламе алкогольной продукции детализированы в ст. 21 Федерального закона № 38-ФЗ, согласно которой реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

1) в периодических печатных изданиях;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений;

8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.

Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), в главе II которого установлены требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия или декларацию о соответствии, выданный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:

1) лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2) государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее также - обязательные требования).

Должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать у организации, индивидуального предпринимателя на основании мотивированного запроса в письменной форме и получать от них информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать объекты и проводить обследования используемых организациями, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности помещений, зданий, сооружений, технических устройств (автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции, технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения), оборудования, коммуникаций, сырья, вспомогательных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

3) выдавать организациям, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований;

5) направлять в уполномоченные органы материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением обязательных требований.

При осуществлении проверок и административных расследований в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых производством и оборотом алкогольной и табачной продукцией специалисты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуются следующими основными нормативно-правовыми документами:

- Техническими регламентами таможенного союза (ТР ТС): 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», 005/2011"О безопасности упаковки", 022/2011"Пищевая продукция в части ее маркировки" другими техническими регламентами Таможенного союза и Техническими регламентами РФ,

- Федеральными законами: от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 22.11.1995 № 171 –ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»,

- Санитарными правилами для предприятий ликеро-водочной промышленности от 14.02.1978 № 1824-78, Санитарными правилами для винодельческих предприятий от 7.07.1991 № 5788-91, Санитарными правилами для пивоваренной и безалкогольной промышленности от 09.04.1985 № 3244-85, СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»,

- Постановлением Правительства РФ от 26.01.2010 г № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции», Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции».

Пример: В территориальное Управление Роспотребнадзора поступило обращение гражданина «К…» с жалобой на круглосуточную реализацию в киоске ИП И…а Е.Г. по указанному заявителем адресу, водки без лицензии и пива мутного цвета с запахом плесени. В обращении содержится информация о нарушениях, пресечение которых входит в компетенцию Управления:

- реализация крепких алкогольных напитков без лицензии (статья 18 Федерального закона № 171-ФЗ);

- реализация алкогольной продукции в нестационарном объекте торговли (п.2. ст.16 Федерального закона № 171-ФЗ);

- реализация некачественного продукта питания.

Проведено административное расследование в рамках статей 28.1; 28.7; 26.4; 26.5; 26.10; 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушения, указанные в обращении подтвердились. Отобранные образцы проб пива не отвечали требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» по микробиологическим показателям и ГОСТу по физико-химическим.

В соответствии с КоАП РФ на индивидуального предпринимателя составлены протоколы об административном правонарушении по статьям 14.43 ч.2; 14.16. ч 3; 14.1. ч.2. Материалы дел были направлены в суд. Судьей вынесено постановление о привлечении к административной ответственности должностного лица по ст. 14.16. ч 3 - 4 тыс.руб; индивидуального предпринимателя по ст. 14.43 ч.2 -30 тыс. руб.; по статье 14.1. ч.2. – 4 тыс. руб.

Также Управлением направлен иск «О прекращении противоправных действий индивидуальным предпринимателем по продаже пива в нестационарном торговом объекте» в районный суд города.

Пример: В территориальное Управление Роспотребнадзора от общественной организации «..» поступил пакет документов с информацией о факте продажи ООО «…» 0,5 л. водки по цене 20 рублей несовершеннолетнему С….ву К.Ю. В пакете документов находились: акт общественной организации с датой обнаружения факта, с указанием юридического и фактического адреса ООО «…», ИНН, ОГРН юридического лица, ФИО продавца, допустившего продажу алкоголя; кассовый чек, подтверждающий продажу водки; заявление несовершеннолетнего, подтверждающее покупку алкоголя; копия паспорта несовершеннолетнего; ценник на водку.

В письме общественной организации содержится информация о нарушениях, пресечение которых входит в компетенцию Управления:

- реализация крепкого алкоголя по цене, ниже утвержденной Постановлением Правительства РФ;

- реализация алкоголя несовершеннолетнему (п.2. ст.16 № 171-ФЗ).

С целью всестороннего рассмотрения информации направлены письма в общественную организацию «…» и ООО «…» с приглашением для дачи объяснений по выявленному факту и составлению протокола. ООО «…» подтвердило факт реализации в указанный день алкогольной продукции, вместе с тем отрицало свою вину в продаже алкоголя несовершеннолетнему.

Так как в пакете документов, представленных общественной организацией «….» достаточно данных о нарушении ООО «…» законодательства по обороту алкогольной продукции, а ООО «…» представило документы, принятые юридическим лицом по мерам о недопущении фактов реализации алкоголя несовершеннолетним (приказ руководителя, инструкции продавцов, журнал с росписями продавцов о знании законодательства в области оборота алкогольной продукции) и объяснительную продавца о своей вине, на продавца были составлены протоколы об административном правонарушении по статьям 14.16 ч. 2.1; 14.6. ч. 2.

Материалы дел направлены в суд. Судьей вынесено постановление о привлечении гражданина (продавца) к административной ответственности в виде штрафа по статье 14.16 ч. 2.1-30 тыс рубл.; по статье 14.6. ч. 2 -5 тыс. рублей.

пример: В территориальное Управление Роспотребнадзора поступило обращение гражданина «Р…» с жалобой на поштучную реализацию сигарет в непосредственной близости (около 5 метров) от школы № … индивидуальным предпринимателем «К….» Заявительница также указала, что сигареты продаются по цене 85 рублей за пачку, хотя на самой пачке и ценнике указано 55 рублей, отсутствует специальная марка на пачке и информация об изготовителе сигарет и о составе сигарет. В обращении содержится информация о нарушениях, пресечение которых входит в компетенцию Управления:

- реализация сигарет на расстоянии менее 100 метров от границы образовательного учреждения (п.7 ст.19. № 15-ФЗ);

- реализация сигарет поштучно (п. 6.ст 19 № 15-ФЗ);

- нарушение ценообразования (ст.13 № 15-ФЗ- вступит в силу с 01.01.2014 г);

- отсутствие на пачке сигарет специальных марок, предусмотренных законодательством РФ;

- отсутствие информации об изготовителе продукции и составе сигарет ( ТР ТС 022/2011).

Проведено административное расследование в рамках статей 28.1; 28.7; 26.4; 26.5; 26.10; 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушения, указанные в обращении подтвердились. В соответствии с КоАП РФ на индивидуального предпринимателя составлены протоколы об административном правонарушении по статьям 14.53; 14.6 ч. 1; 15.12; 14.43 ч. 1. Материалы дел направлены в суд.

Судьей вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа по ст. 14.53-5 тыс. руб; по ст. 14.6 ч. 1- 50тыс. рубл.; 15.12-3 тыс. рублей с конфискацией предмета правонарушения; по ст. 14.43 ч. 1.-10 тыс. рубл.