logo
2014_2015 / 1

1.3. Правовой статус врача федерального бюджетного учреждения здравоохранения Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Оставшиеся вопросы настоящей лекции будут рассмотрены с использованием приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – Приказ № 541н).

В квалификационной характеристике врача-специалиста федерального бюджетного учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указано:

«Должностные обязанности.

Должен знать:

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Медико-профилактическое дело», послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемой в установленном порядке, без предъявления требований к стажу работы».

Важно подчеркнуть, что врач-специалист, осуществляя работу в Роспотребнадзоре по выполнению мероприятий, необходимых для проведения санитарно-эпидемиологического надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей, пользуется всеми полномочиями, установленными Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).

Согласно ст. 49 Федерального закона № 52-ФЗ должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Воздействие на должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в какой-либо форме с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности не допускается и влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, находятся под особой защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право на ношение форменной одежды установленного образца.

Право на замещение должностей главных государственных санитарных врачей и их заместителей имеют граждане Российской Федерации, получившие высшее медицинское образование и имеющие сертификаты по специальности «медико-профилактическое дело».

В ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологиче-ский надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

- получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;

- беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

- проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

- проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;

- проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

- проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

- составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологиче-ский надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

- об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;

- о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

- о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

- о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

В ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;

2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;

3) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения;

4) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:

- вызове в органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;

- проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;

5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению:

- проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

- эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

- разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;

- производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

- использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях;

- ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, или не зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов;

6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

- госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

- проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

- временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

- проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

- введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;

7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:

- наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов;

- направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;

8) вносить предложения:

- в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

- в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);

- в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- абзац шестой утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ;

- в органы по сертификации о приостановлении или прекращении действия выданных ими сертификатов соответствия на продукцию, не соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;

- индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с указанными правами и полномочиями наделяется дополнительными полномочиями:

- выдавать санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии утверждаемых федеральными органами исполнительной власти проектов правил охраны труда, правил охраны окружающей среды, проектов федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - документы), санитарным правилам;

- принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством утвержденных указанными органами документов, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта;

- вносить в Правительство Российской Федерации предложения о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации.

В силу ст. 52 Федерального закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны:

- своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

- рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;

- информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

- соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей;

- оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства;

- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их проверок и мероприятий по контролю.

В ст. 53 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 54 Федерального закона № 52-ФЗ действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

Жалоба рассматривается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда.

В качестве примера обжалования действий должностного лица можно привести случай из судебной практики.

Постановлением Главного государственного санитарного врача К. гр-ка. С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, и подвернута административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, С. обратилась в суд с жалобой, в которой, не оспаривая выявленных фактов административного правонарушения, указывает, что детский сад начал работать после реконструкция части школы под детский сад произведена по строгому согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, часть выявленных нарушений СанПиН 2.4.1.26609-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» и СанПиН 2.4.2821 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» она уже устранила, оставшуюся часть нарушений невозможно устранить без вложения финансовых средств, просит изменить постановление и назначить ей наказание в виде предупреждения.

С. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А. считает жалобу С. необоснованной, поскольку указанные в постановлении административного органа нарушения были выявлены ранее, при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы на предмет соответствия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Однако С. к административной ответственности не привлекалась, так как проверка проводилась по ее заявлению. Следующая проверка была проведена по требованию прокурора, так как введены в действие новые СанПиН, однако при проведении проверки выявлено, что ранее выявленные нарушения СанПиН С. не устранены. Полагает постановление Главного санитарного врача законным и обоснованным.

Прокурор Х. полагает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу С. - без удовлетворения, поскольку в связи с введением в действие новых СанПиН им была инициирована проверка детских дошкольных и общеобразовательных учреждений.

Выслушав участников процесса, исследовав постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, суд находит постановление Главного государственного санитарного врача о привлечении С. к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно п.п. 1,3 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу частей 1, 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуется в пользу этого лица.

Из материалов дела усматривается, что заместителем прокурора было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении С. по ст. 6.7 КоАП РФ. В обоснование постановления заместитель прокурора указывает, что прокуратурой с привлечением специалиста Филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии» проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом состоянии в образовательных учреждениях. По результатам проверки в прокуратуру района поступила информация о результатах проверки соблюдения санитарно-гигиенических правил и нормативов обучения несовершеннолетних. В ходе проверки были выявлены нарушения требований санитарных правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», на основании чего в отношении С. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.7 КоАП РФ, постановление и материалы проверки, подтверждающие наличие административного правонарушения, направлены в Управление Роспотребнадзора для рассмотрения.

С. права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ разъяснены, копию постановления она получила.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, является, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Однако при вынесении оспариваемого постановления Главный государственный санитарный врач ограничился лишь констатацией выявленных прокурором нарушений. Вина С., согласно обжалуемого постановления, доказана постановлением, объяснением С., материалами дела, при этом не указано, какие именно материалы дела подтверждают вину С.

В нарушение ст. 29.10 КоАП РФ вопросы о том, имеет ли место событие и состав административного правонарушения, соблюдены ли права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, в чем выразилась вина С., какое виновное действие или бездействие она допустила, какие меры должна была предпринять, но не предприняла, Главным врачом не исследовались.

Так, согласно ст. 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В обжалуемом постановлении не отражено, какие служебные обязанности, предусмотренные Должностной инструкцией директора не были исполнены С. (или исполнены ненадлежащим образом). Равно как в обжалуемом постановлении не указано на наличие причинной связи между названными нарушениями и наступившими событиями - выявленными нарушениями требований СанПиН 2.4.1.2660-10 и СанПиН 2.4.2.2821-10.

Из материалов дела об административном правонарушении, в частности, из постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении следует, что С. фактически и не вменялось нарушение служебных обязанностей, предусмотренных Должностной инструкцией директора.

То есть в обжалуемом постановлении не установлена вина должностного лица, привлекаемого к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ в рамках требований статей 2.2, 2.4 и 29.10 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью наличия вины С. в совершении административного правонарушения, что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд отменил постановление Главного государственного санитарного врача по делу об административном правонарушении по ст. 6.7 КоАП РФ в отношении С.