logo
2014_2015 / 1

5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей

Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей означает, что в рамках его гармонично сочетаются государственные механизмы реализации права и правозащитная функция гражданского общества. Во всех цивилизованных странах институты гражданского общества играют существенную роль в правозащитной деятельности. В России за последние годы происходит постепенное укрепление позиций институтов гражданского общества. Важным шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», согласно п. 1 ст. 1 которого: «Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Наряду с общими многофункциональными институтами гражданского общества как за рубежом, так и в нашей стране получают развитие специализированные организации, определяющие свой предмет деятельности в конкретных направлениях общественной жизни. Одним из важных ее сегментов в странах с рыночной экономикой является охрана и защита прав потребителей, в частности, в сфере здравоохранения. Здесь можно выделить три варианта, в зависимости от позиционирования организаций, а именно: 1) для защиты прав потребителей лекарственных средств (ЛС)и медицинских услуг; 2) для защиты прав как потребителей ЛС и медицинских услуг, так и фармпроизводителей (производителей медицинских услуг); 3) для защиты прав фармпроизводителей (производителей медицинских услуг), как правило, в лице профессиональных фармацевтических (медицинских) ассоциации.

Эффективный подход к вопросу выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей возможен только на основе сочетания мер административной и гражданско-правовой ответственности.

Основным результатом работы по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей является устранение хозяйствующими субъектами нарушений прав потребителей в досудебном порядке. Для его достижения используются различные формы и методы: реализация информационных мероприятий и мероприятий по обучению, как среди потребителей, так и среди представителей предпринимательства (проведение семинаров, совещаний, «Круглых столов», «горячих линий», устные и письменные разъяснения законодательства), применение мер ограничительного характера (составление протоколов, выдача предписаний, внесение представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений).

Важнейшее значение для предупреждения нарушений имеет работа с обращениями граждан, анализ которых позволяет определить проблемные сферы предпринимательской деятельности с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей и усилить деятельность в этом направлении.

В связи с изменением законодательства, когда снижается количество проводимых надзорными органами проверок, необходимо применение новых подходов к обеспечению условий для формирования у населения устойчивых навыков самостоятельного и грамотного поведения на потребительском рынке таких, как, например, консультирование, просвещение, принятие мер для создания цивилизованного и безопасного потребительского рынка товаров и услуг. Решение вышеобозначенных проблем и задач в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав потребителей, а также обеспечения баланса интересов потребителей и добросовестных предпринимателей возможно в рамках реализации Государственной программы по защите прав потребителей.

Названная программа позволит определить конкретные задачи по организации защиты прав потребителей в увязке с социально-экономическим развитием региона в целом, обозначить роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозировать результаты и влияние реализации такой программы на положение потребителей в регионе.

В нашей стране созданные в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г.№2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-I)союзы (ассоциации) по защите прав потребителей, выполняя большой объем работы, главным образом сосредоточены на защите прав потребителей на рынке продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок медицинских (фармацевтических) услуг в силу присущих ему специфических черт, глубокий анализ которых требует специальных познаний в области медицины и фармации, имеет особый статус. В этой связи потребитель ЛС и медицинских услуг в настоящее время испытывает значительные трудности в реализации своего правового статуса. При этом трудности начинаются при попытке разобраться в огромном информационном массиве сведений о фармпроизводителях и медицинских организациях. За восприятием информации следует ее переработка и принятие потребителем (пациентом) осознанного решения о том, куда и к кому обращаться для получения исчерпывающей информации о новых безопасных и эффективных ЛС, а также доступных по своей цене. На каждом из названных этапов, потребитель, не обладающий специальными познаниями в области фармации и медицины, не может быть до конца уверен в правильности своего выбора.

Представляется, что существенную помощь потребителям ЛС могла бы оказать специализированная ассоциация потребителей ЛС и медицинских услуг, призванная в первую очередь осуществлять по отношению к своим членам информационную функцию. Наряду с накоплением, обработкой и передачей информации специального характера появился бы заинтересованный институт гражданского общества, призванный также осуществлять мониторинг фармацевтического и медицинского рынка, объективную экспертную оценку информации и своевременную передачу ее членам ассоциации, гарантируя при этом полноту и достоверность. Очевидно, что, владея подобной информацией о товарах, работах и услугах, потребитель (пациент) получит возможность наиболее полной реализации своего правового статуса, став активным участником процесса диагностики и лечения, необходимость чего подчеркнута в Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, принятой Европейским совещанием по правам пациента, Амстердам, Нидерланды, март 1994 года: «Пациенты должны знать о своих практических возможностях в деле улучшения системы здравоохранения. Их активное участие в процессе диагностики и лечения часто необходимо, а порой и незаменимо. Оно чрезвычайно важно при предоставлении производителям медицинских услуг всей необходимой информации, необходимой для диагностики и лечения. В установлении отношений доверительного диалога пациент – производитель медицинских услуг роли каждой из сторон важны в равной степени».

Значительный импульс для создания объединений первого типа (организаций, которые создаются исключительно на для защиты прав потребителей ЛС и медицинских услуг) может придать ст. 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), названная «Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья», согласно которой граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.

Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.

Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

Что касается объединений второго типа, созданных для защиты прав потребителей ЛС и фармпроизводителей (производителей медицинских услуг), то в нашей стране имеется позитивный опыт их создания. В качестве одного из примеров можно назвать Ассоциацию защиты прав фармацевтических организаций и потребителей лекарственных средств «ФармАсК», образованной в 1995 году и объединяющей ведущие фармацевтические организации. В Меморандуме ФармАсК, принятом и подписанном на Общем собрании Ассоциации 11 ноября 2004 года, указано что Ассоциация «выражает глубокую озабоченность в связи с усилением тенденций появления на фармацевтическом рынке страны некачественной фармацевтической продукции и снижением доступности для населения получения качественной лекарственной помощи. В основе этого отрицательного явления, на взгляд Ассоциации, лежит стремление некоторых компаний использовать недобросовестные методы конкуренции. При этом они не считаются с тем, что лекарственное обеспечение является социальной задачей, оказывающей прямое влияние на состояние здоровья граждан страны и ее безопасность. Такие действия приводят к возникновению недоверия граждан ко всем товарам на фармацевтическом рынке. У людей постоянно возникает вопрос: кому можно верить и где можно приобрести качественные медикаменты? В этой связи Ассоциация защиты прав фармацевтических организаций и потребителей лекарственных средств «ФармАсК» считает своим долгом предпринять меры, способствующие восстановлению доверия населения, медицинских учреждений и государства к фармацевтической отрасли и ее участникам. С этой целью Ассоциация принимает дополнительные обязательства, направленные на повышение ответственности фармацевтических и производственных организаций - членов Ассоциации за предоставление гражданам и учреждениям здравоохранения Российской Федерации лекарственных средств гарантированного качества.

Об организациях третьего типа, получивших наибольшее распространение в нашей стране, накоплен достаточный опыт. Правовой статус профессиональных некоммерческие организации, создаваемых медицинскими работниками и фармацевтическими работниками, в настоящее время в наиболее общем виде определен в ст. 76 Федерального закона № 323-ФЗ, в которой указано, что в целях реализации и защиты прав медицинских работников и фармацевтических работников, развития медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников и фармацевтических работников вопросов указанные работники имеют право на создание на добровольной основе профессиональных некоммерческих организаций, которые могут формироваться в соответствии с критериями:

1) принадлежности к медицинским работникам или фармацевтическим работникам;

2) принадлежности к профессии (врачей, медицинских сестер (фельдшеров), провизоров, фармацевтов);

3) принадлежности к одной врачебной специальности.

Профессиональные некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий. Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Медицинские профессиональные некоммерческие организации, основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25 процентов от общей численности врачей на территории субъекта Российской Федерации, наряду с функциями, указанными выше, вправе принимать участие:

1) в аттестации врачей для получения ими квалификационных категорий;

2) в заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования;

3) в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При наличии на территории субъекта Российской Федерации нескольких медицинских профессиональных некоммерческих организаций, в каждой из которых численность врачей превышает 25 процентов от их общей численности на территории субъекта Российской Федерации, соответствующие функции осуществляет медицинская профессиональная некоммерческая организация, имеющая наибольшее количество членов.

Медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам), которые соответствуют критериям, определяемым Правительством Российской Федерации, федеральным законом в установленном им порядке может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья. Указанные организации вправе принимать участие в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, фондов обязательного медицинского страхования, а также в разработке программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей подразумевает также опору на общепризнанные нормы и принципы международного права и учет документов крупных международных неправительственных организаций. Так, п. 41 Руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых ООН 9 апреля 1985 г., сделан акцент на лекарственных препаратах: «Правительствам следует разрабатывать или поддерживать надлежащие нормы, положения и соответствующие регулирующие системы в целях обеспечения качества и должного использования лекарственных препаратов в рамках комплексной национальной политики в области лекарств, которая должна предусматривать, в частности, приобретение, распределение, производство, системы лицензирования и регистрации и наличие надежной информации о лекарственных препаратах. При этом правительствам следует особо учитывать деятельность и рекомендации Всемирной организации здравоохранения, касающиеся лекарственных препаратов. В отношении соответствующих препаратов следует поощрять применение Программы этой организации по удостоверению качества лекарственных препаратов, поступающих в международную торговлю. Следует также принять, в случае необходимости, меры с целью содействия использованию медикаментов под их международными фармакологическими наименованиями с учетом работы, проделанной Всемирной организацией здравоохранения».